Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:59, курсовая работа
Проблема тяжелого последствия пожара также актуальна для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых обучаются дети с отклонениями в развитии: глухие, слепые, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Дети данных категорий в силу своего психофизического недоразвития не могут самостоятельно сориентироваться в чрезвычайной ситуации и покинуть помещение.
Введение 2
1. Требования пожарной безопасности 4
1.1 Основные понятия пожарной безопасности 4
1.2 Тушение пожаров 7
1.3 Средства извещения и сигнализации о пожаре 9
2. Тушение пожаров в детских садах 12
2.1 Ведение оперативно-тактических действий при пожаре 12
2.2 Обучение детей пожарной безопасности 16
2.3 Простые советы родителям 20
Приложение 24
Заключение 29
Использованная литература: 31
Microsoft |
якутский филиал Ноу спо ЮКМПА |
Курсовая работа |
на тему «Тушение пожаров в дошкольных учреждениях» |
Якутск, 2013 год |
Работа студента 2 к. ПБ
Гоголева А. Г.
В Российской Федерации
функционирует широкая сеть образовательных
учреждений различного уровня, в которых
сегодня обучается и воспитывается около 30
млн. человек и работает около 7 млн. педагогов
и сотрудников.
Родители доверяют школе и детским садам
самое дорогое – своих детей и они должны
быть уверены, что их жизни и здоровью
ничто не угрожает.
Одним из
важнейших мероприятий по реализации
государственной политики, направленной
на предупреждение пожаров и аварийных
ситуаций в образовательных учреждениях
явилась программа Минобразования России
на 2004-2007 гг. «Безопасность образовательного
учреждения». Её выполнение способствовало
улучшению оснащения образовательных
учреждений охранно-пожарным оборудованием,
средствами защиты и пожаротушения, сокращению
количества пожаров и уменьшению материального
ущерба от них.
Однако
следует отметить, что дорогостоящие мероприятия
по выполнению требований противопожарной
безопасности важны и необходимы, но по
заключению специалистов пожары и возгорания
в образовательных учреждениях происходят
всего в 20 % случаев по причине неисправности
электропроводки и электрооборудования,
70 % вызваны халатностью, а иногда и преступной
бездеятельностью должностных лиц, ответственных
за обеспечение пожарной безопасности.
Это подтверждают
и проверки противопожарного состояния
образовательных учреждений при их подготовке
к новому учебному году, проведенные представителями
территориальных управлений Государственной
противопожарной службы МЧС России, органов
исполнительной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления, заинтересованными
надзорными органами, выявлены характерные
нарушения Правил пожарной безопасности
на объектах образовательных учреждений:
- отсутствие или неукомплектованность
первичными средствами пожаротушения;
- наличие металлических решеток на окнах
и дверях запасных выходов;
- захламленность запасных эвакуационных
выходов;
- необеспеченность нормативно-правовыми
актами по организации пожарной безопасности;
- недостаточная подготовка руководителей
и сотрудников по соблюдению мер пожарной
безопасности, особенно в чрезвычайных
ситуациях.
Значительное
количество зданий образовательных учреждений
были введены в эксплуатацию в 50-е годы
прошлого века, их износ в среднем составляет
60 %, что решающим образом сказывается
на обеспечении пожарной безопасности.
Проблема
тяжелого последствия пожара также актуальна
для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений, в которых обучаются дети
с отклонениями в развитии: глухие, слепые,
с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития. Дети данных категорий
в силу своего психофизического недоразвития
не могут самостоятельно сориентироваться
в чрезвычайной ситуации и покинуть помещение.
Зачастую
педагогические работники не имеют практических
навыков по эвакуации обучающихся и использованию
первичных средств пожаротушения. Необходимые
практические занятия по действиям учащихся
в чрезвычайных ситуациях, как правило,
не проводятся. Приемка образовательных
учреждений к новому учебному году, в основном,
проводится формально. Отслеживаются
только контрольные нормативы и показатели,
необходимые для ведения образовательной
деятельности.
1.1 Основные понятия пожарной безопасности
Горение – сложное химическое превращение веществ, сопровождаемое интенсивным выделением большого количества тепла.
Чаще
всего горение представляет собой
экзотермическое окислительное
взаимодействие горючего вещества с
окислителем (обычно – кислородом).
К горению также относят
Химическая
реакция горения достаточно сложная,
так как состоит из многих процессов
химических превращений. Кроме химических
превращений при горении
Согласно тепловой теории горения условием возникновения процесса горения является превышение скорости выделения теплоты химической реакции горения над скоростью отвода теплоты в окружающую среду. При соблюдении этого условия происходит саморазогрев горючего вещества, и скорость реакции возрастает. И напротив, превышение скорости отвода теплоты над скоростью её выделения может привести к затуханию химического процесса горения.
Характеристикой горения является время. Время горения складывается из времени, необходимого для возникновения контакта между горючим веществом и кислородом (Тк) и времени самого процесса химического окисления (Тхо). Таким образом, время горения определяется:
Тг = Тк + Тхо. (11)
При тушении пожара необходимо учитывать особенности процесса горения:
- диффузное
горение, при условии, что
- кинетическое
горение определяется условием,
что горит однородная горючая
смесь, и время горения
Обычно
большинство пожаров
- для горения 1 кг древесины требуется примерно 4 м3 воздуха;
- для горения 1 кг торфа требуется примерно 6 м3 воздуха;
- для горения 1 кг пропана требуется примерно 24 м3 воздуха.
Основные понятия
и определения в области
- федеральный закон “О пожарной безопасности” (№ 69-ФЗ от 21декабря 1994 года);
- ППБ 01-03. Правила
пожарной безопасности в
- Инструкция
по организации и
- НПБ 104-03. Системы
оповещения и управления
- НПБ 110-99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Пожарная безопасность – это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения.
Источником зажигания обычно являются:
- искры от
неисправного
- тепло от трения деталей;
- перегрев электроконтактов; статическое электричество;
- химические реакции и др.
Например, искра от удара металлических тел может достигать температуры более 1 900оС, пламя спички порядка 800оС, температура электрического разряда достигает 10 000оС.
Температура воспламенения – наименьшая температура, при которой вещество загорается (или начинает тлеть) и продолжает гореть (тлеть) после удаления источника воспламенения.
Температура самовоспламенения – наименьшая температура, до которой необходимо нагреть вещество, чтобы оно воспламенилось.
Различают следующие виды горения:
1. Взрыв –
быстрое химическое
2. Вспышка –
быстрое сгорание горючей
3. Возгорание – возникновение горения под действием источника зажигания.
4. Самовозгорание – возникновение горения в отсутствии источника зажигания (часто вследствие увеличения скорости экзотермической реакции):
- тепловое самовозгорание – возникновение горения при внешнем нагреве вещества до температуры, превышающей его самовозгорание.
- микробиологическое самовозгорание – возникновение горения вследствие самонагревания вещества под действием жизнедеятельности микроорганизмов (например, “горение” сена, опилок и др.).
- химическое
самовозгорание –
1.2 Тушение пожаров
Для прекращения горения применяют следующие способы:
- изоляция очага
горения от кислорода воздуха
(для большинства горючих
- охлаждение
зоны горения до температуры
ниже температуры
- охлаждение
горящего материала ниже
- разбавление горящих материалов негорючими веществами;
- торможение (ингибирование) скорости горения;
- механическое
сбивание пламени в очаге
- изоляция горючих веществ от зоны горения и др.
Вода является наиболее дешёвым и распространённым средством тушения пожаров. Вода обладает высокой теплоёмкостью и значительным увеличением объёма при парообразовании (1 литр воды образует 1700 литров пара).
Воду применяют для тушения горения твёрдых горючих веществ, создания водяных завес и охлаждения объектов (станков, сооружений и т.п.), расположенных вблизи очага горения.
Воду нельзя применять для тушения оборудования, находящегося под напряжением электрического тока. Низкий эффект отмечается при тушении водой нефтепродуктов.
Распылённая струя воды более эффективно при тушении пожаров, особенно при тушении горючих жидкостей. При добавлении в воду поверхностно-активных веществ (смачивателей) расход воды уменьшается до 2,5 раз.
Тушение пеной более эффективно, так как пенный покров экранирует горючее вещество от тепла зоны горения. Пену, как химическую, так и воздушно-механическую применяют для тушения твёрдых веществ и легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ).
Химическая пена образуется
в результате реакции между щёлочью
и кислотой в присутствии
Воздушно-механическая пена представляет собой коллоидное вещество, состоящее из пузырьков газа, окружённых плёнками жидкости. Её получают при смешивании воды и пенообразователя с воздухом. Воздушно-механическая пена характеризуется кратностью, т.е. отношением объема пены к объёму её жидкой фазы. Для тушения горючих жидкостей (ГЖ) и ЛВЖ возможно применения воздушно-механической пены средней кратности (от 40 до 120).
Тушение порошковыми составами
очень эффективно, так как они
обладают высокой огнетушащей
Основную роль при тушении пожара порошками играет их способность ингибировать пламя.
В качестве огнетушащих составов
для объёмного тушения
Водяной пар применяют для тушения пожаров в небольших помещениях. Диоксид углерода применяют для тушения пожаров на складах ЛВЖ и др.
1.3 Средства извещения и сигнализации о пожаре
Пожарная сигнализация и
связь предназначены для
- пожарная сигнализация;
- охранно-пожарная сигнализация.
Нормативными документами являются:
- НПБ 104-95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях;
- НПБ 110-99. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.
Пожарная сигнализация может
быть электрическая и
В автоматической пожарной сигнализации извещатели подразделяются в зависимости от способа обнаружения начальной стадии пожара: тепловые, дымовые, световые и комбинированные.
Тепловые извещатели
срабатывают при повышении
В извещателях, реагирующих на дым, чувствительным элементом могут быть фотоэлементы или ионизационные камеры. В последнем случае вследствие действия продуктов горения изменяется ионизационный ток, что через электронное реле приводит в действие систему сигнализации.
Информация о работе Тушение пожаров в дошкольных учреждениях