Управление безопасностью на примере Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение безопасности – это первостепенная задача любого государства. Для выполнения этой крайне важной задачи, любое государство создает специальные органы – спецслужбы.
Современные проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации, равно как и ее столицы – г. Москва - имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения безопасности нашего государства.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Нормативно-правовая база системы безопасности Российской Федерации 4
1.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью РФ 4
1.2. Законодательная база управления безопасностью в Москве 10
Глава 2. Управление, контроль и надзор за безопасностью в Москве 14
2.1. Структура органов безопасности г. Москва 14
2.2. Система контроля и надзора за безопасностью в г. Москве 18
Заключение 22
Библиография 24

Файлы: 1 файл

Управление безопасностью.docx

— 563.08 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Нормативно-правовая база системы безопасности Российской Федерации 4

1.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью РФ 4

1.2. Законодательная база управления безопасностью в Москве 10

Глава 2. Управление, контроль и надзор за безопасностью в Москве 14

2.1. Структура  органов безопасности г. Москва 14

2.2. Система  контроля и надзора за безопасностью  в г. Москве 18

Заключение 22

Библиография 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обеспечение безопасности –  это первостепенная задача любого государства. Для выполнения этой крайне важной задачи, любое государство создает  специальные органы – спецслужбы.

Современные проблемы обеспечения  безопасности Российской Федерации, равно как и ее столицы – г. Москва - имеют комплексный, многогранный характер. Можно говорить об экономическом, политическом, уголовно - правовом и административно - правовом аспектах обеспечения безопасности нашего государства.

Конституция РФ устанавливает  обеспечение безопасности граждан  и обеспечение безопасности государства  в качестве критериев для ограничения  в ряде случаев основных прав и  свобод человека и гражданина в Российской Федерации, относит безопасность к  предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. Так, в ст. 55 Конституции РФ записано: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Согласно ст. 56 Конституции РФ "в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". Статья 71 Конституции РФ среди предметов ведения Российской Федерации устанавливает оборону и безопасность, а ст. 72 относит обеспечение общественной безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Исследование данной проблемы носит многоаспектный характер. Это  обусловлено тем, что каждый из органов  обеспечения безопасности выполняет  задачи, которые присущи только ему, использует при этом различный набор  элементов правосубъектности, различные функции.

Объектом исследования явился круг общественных отношений, складывающийся в области деятельности органов государственной власти и управления в обеспечения безопасности. В связи с этим подвергалась изучению правовая база, регулирующая функциональные обязанности указанных органов.

Предмет исследования составили административно-правовые формы и методы реализации функций органов обеспечения безопасности в Москве.

Цель исследования – изучение структуры и основных функциональных обязанностей органов обеспечения безопасности (на примере г. Москва).

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд актуальных задач:

- изучить нормативно-правовую  базу системы безопасности РФ;

- изучить работу органов  управления, надзора и контроля за безопасностью в РФ;

- структурировать данные  о системе безопасности;

- систематизировать полученные  с целью обобщения знаний.

Работа имеет стандартную  структуру:

- Введение;

- Глава 1, рассматривающая  нормативно-правовую базу системы  безопасности;

- Глава 2, дающая представление  о структуре и функционировании  органов безопасности г. Москва.

- Заключение;

-Библиография.

 

 

 

 

 

Глава 1. Нормативно-правовая база системы безопасности Российской Федерации

    1. Организационно-правовые формы управления безопасностью РФ

Закон РФ "О безопасности" вводит такую категорию, как "жизненно важные интересы личности, общества и  государства"; определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз"; признает основными  объектами безопасности "личность - ее права и свободы; общество - его  материальные и духовные ценности; государство - его конституционный  строй, суверенитет и территориальную  целостность"; закрепляет понятие системы безопасности Российской Федерации и рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие  социально - правовые категории, как "национальная безопасность Российской Федерации" и "национальные интересы".

Под национальной безопасностью  Концепция понимает "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника  власти в Российской Федерации".

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации  национальные интересы России - это "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах". Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

Открытый перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает правовые предпосылки для  формирования самостоятельных, обособленных административно - правовых институтов национальной безопасности России.

Действующие федеральные  законы и ведомственные нормативные  правовые акты федеральных органов  исполнительной власти, принятые в  соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд административно - правовых институтов национальной безопасности.

К примеру, Федеральный закон  от 21 июня 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правила и нормы по безопасному  ведению работ, утвержденные и введенные  в действие Госгортехнадзором России, создали административно - правовой институт промышленной безопасности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения, утвержденные и введенные в действие постановлением Правительства РФ, сформировали административно - правовой институт безопасности дорожного движения. Аналогичный  подход позволяет говорить о правовых институтах радиационной безопасности, пожарной безопасности, экологической  безопасности, других административно - правовых институтах национальной безопасности России.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляется наиболее эффективным и имеющим  долгосрочную перспективу средством  административно - правового регулирования  отношений безопасности.

Во-первых, она продолжает процесс, начатый Законом "О безопасности" и Конституцией РФ, органически соединяет, детализирует и конкретизирует нормы Закона "О безопасности" (1992 г.) и нормы Конституции РФ (1993 г.), а также нормы федеральных законов, регулирующих административно - правовые отношения в отдельных сферах национальной безопасности.

Во-вторых, Концепция является достаточно гибким, реально действующим  нормативным правовым актом. Она  закрепляет основные задачи, функции  и административные полномочия государственных  органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые  с текущей внутренней и внешней  политикой Российского государства. Президент РФ в своих ежегодных  посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции  национальной безопасности Российской Федерации.

В-третьих, Концепция утверждена Президентом РФ, уполномоченным руководить системой обеспечения национальной безопасности России, и поэтому является нормативным правовым актом, призванным консолидировать органы государственной  власти, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан.

Несомненным достоинством Концепции  является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление  основных задач и функций органов  государственной власти по обеспечению  национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение  полномочий по обеспечению национальной безопасности Президента РФ, Правительства  РФ, Совета безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Законом РФ от 5 марта 1992г. «О безопасности» безопасность определяется, как состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. В  нее входят государственная экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности.

Обеспечение безопасности достигается  деятельностью сил обеспечения  безопасности РФ, в которую входят внутренние силы, ФСБ, служба внешней  разведки, ОВД, налоговая служба, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в  промышленном, экономическом и сельском хозяйстве, органы здоровья населения  и другие.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами безопасности. Оно организует разработку и  реализацию мероприятий по обеспечению  безопасности министерства, государственного комитета и других подведомственных ему органов, а также субъектов  РФ.

К органам обеспечения  безопасности относятся:

1. Органы федеральной службы безопасности (ФСБ) России: управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;

- другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения.

Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности России и в пределах предоставленных  им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

  1. Органы внешней разведки.

Органы внешней разведки представляют собой совокупность специально создаваемых государством органов, призванных защищать безопасность личности, общества и государства от внешних  угроз с использованием определенных законом методов и средств. Они  также являются составной частью сил обеспечения (см. Федеральный  закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней  разведке»);

  1. Федеральные органы государственной охраны (Федеральная служба охраны Российской Федерации — ФСО России) и др.

Федеральные органы государственной  охраны входят в систему органов  безопасности и обеспечивают безопасность объектов государственной охраны (Президент  России, Председатель Правительства России, председатели Государственной Думы и Совета Федерации, председатели Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор Российской Федерации, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации), осуществляемой на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер (см. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»).

Схематично структуру  органов безопасности можно представить  следующим образом:

Рисунок 1. Система безопасности РФ в соответствии с нормами закона.

Таким образом, функционирование системы безопасности, равно как  и системы органов управления, надзора и контроля за безопасностью, имеет под собой жесткую нормативно-правовую базу, регламентирующую все виды отношений в данной сфере.

Информация о работе Управление безопасностью на примере Москвы