Вредные вещества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы. Вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические. Вредными для здоровья физическими факторами являются: повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; высокие влажность и скорость движения воздуха; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений - тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др. К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 41.30 Кб (Скачать файл)

Развитие отравления и  степень воздействия яда зависят  от особенностей физиологического состояния  организма. Физическое напряжение, сопровождающее трудовую деятельность, неизбежно повышает минутный объем сердца и дыхания, вызывает определенные сдвиги в обмене веществ и увеличивает потребность  в кислороде, что сдерживает развитие интоксикации. Чувствительность к ядам в определенной мере зависит от пола и возраста работающих. Установлено, что некоторые физиологические состояния у женщин могут повышать чувствительность их организма к влиянию ряда ядов (бензол, свинец, ртуть). Бесспорна плохая сопротивляемость женской кожи к воздействию раздражающих веществ, а также большая проницаемость в кожу жирорастворимых токсических соединений. Что касается подростков, то их формирующийся организм обладает меньшей сопротивляемостью к влиянию почти всех вредных факторов производственной среды, в том числе и промышленных ядов.

Воздействие вредных  химических веществ на человека .ПДК

Вредные химические вещества способны проникать в организм человека тремя путями: через дыхательные  пути (основной путь), а также через  кожу и с пищей, если человек принимает  ее, находясь на рабочем месте. Действие этих веществ следует рассматривать как воздействие опасных или вредных производственных факторов, так как они оказывают негативное (токсическое) действие на организм человека, в результате которого у человека возникает отравление — болезненное состояние, тяжесть которого зависит от продолжительности воздействия, концентрации и вида вредного вещества.

Существуют различные  классификации вредных веществ, в зависимости от их действия на человеческий организм. В соответствии с наиболее распространенной (по Е.Я. Юдину и С.В. Белову) классификацией вредные вещества делятся на шесть  групп: общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную (детородную) функцию человеческого организма.

Общетоксические химические вещества (углеводороды, спирты, анилин, сероводород, синильная кислота  и ее соли, соли ртути, хлорированные  углеводороды, оксид углерода) вызывают расстройства нервной системы, мышечные судороги, нарушают структуру ферментов, влияют на кроветворные органы, взаимодействуют  с гемоглобином.

Раздражающие вещества (хлор, аммиак, диоксид серы, туманы кислот, оксиды азота и др.) воздействуют на слизистые оболочки, верхние и  глубокие дыхательные пути.

Сенсибилизирующие вещества (органические азокрасители, диметиламиноазобензол и другие антибиотики) повышают чувствительность организма к химическим веществам, а в производственных условиях приводят к аллергическим заболеваниям.

Канцерогенные вещества (асбест, нитроазосоединения, ароматические амины и др.) вызывают развитие всех видов раковых заболеваний. Этот процесс может быть отдален от момента воздействия вещества на годы, и даже десятилетия.

Мутагенные вещества (этиленамин, окись этилена, хлорированные углеводороды, соединения свинца и ртути и др.) оказывают воздействие на неполовые (соматические) клетки, входящие в состав всех органов и тканей человека, а также на половые клетки (гаметы). Воздействие мутагенных веществ на соматические клетки вызывают изменения в генотипе человека, контактирующего с этими веществами. Они обнаруживаются в отдаленном периоде жизни и проявляются в преждевременном старении, повышении общей заболеваемости, злокачественных новообразований. При воздействии на половые клетки мутагенное влияние сказывается на последующее поколение. Это влияние оказывают радиоактивные вещества, марганец, свинец и т.д.

Химические вещества, влияющие на репродуктивную функцию человека (борная кислота, аммиак, многие химические вещества в больших количествах), вызывают возникновение врожденных пороков развития и отклонений от нормальной структуры у потомства, влияют на развитие плода в матке  и послеродовое развитие и здоровье потомства.

Основные методы защиты от вредных веществ на химически  опасных предприятиях заключаются:

1. В исключении или снижении поступления вредных веществ в рабочую зону и в определенную среду.

2. В применении технологических процессов, исключающих образование вредных веществ (замена пламенного нагрева электрическим, герметизация, применение экобиозащитной техники).

Один из способов защиты человека от воздействия вредных  веществ является нормирование, или  установление ПДК - предельно - допустимой концентрации, которая при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или  нарушений здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Различают максимально разовые (воздействующие в течение 20 минут), среднесменные и среднесуточные ПДК. Для веществ с неустановленными ПДК временно вводятся ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), которые должны пересматриваться через 3 года с учетом накопленных данных или заменяться ПДК. При этом используется:

1) ПДК рабочей зоны (рабочая  зона - пространство, ограниченное предприятием  сверху).

2) ПДК для атмосферного  воздуха селитебной зоны (ПДК  средняя суточная).

Предельно допустимые концентрации некоторых вредных веществ в воздухе рабочей зоны

К основным способам защиты населения от химически опасных  веществ в чрезвычайных ситуациях относятся:

1. Индивидуальные средства  защиты: средства защиты органов  дыхания, средства защиты кожи, средства профилактики и экстренной  помощи.

1.1. Средства защиты органов  дыхания: фильтрующие противогазы,  изолирующие противогазы, респираторы  противогазовые.

1.2. Средства зашиты кожи: специальные (изолированные (воздухонепроницаемые) фильтрующие (воздухопроницаемые)), подручные.

1.3. Средства профилактики  и экстренной помощи: индивидуальные  аптечки, индивидуальный противохимический  пакет, индивидуальный перевязочные  пакет

2. Укрытие людей в защитных  сооружениях.

3. Рассредоточение и эвакуация.

Эффективность использования  средств защиты в условиях чрезвычайных ситуаций определяется их постоянной технической готовностью к применению, а также высокой степенью обученности персонала объекта и населения. Первым мероприятием в системе защиты персонала и населения в аварийной ситуации принято считать прогнозирование аварийной химической обстановки и оповещение людей об опасности поражения. Вторым по степени важности мероприятием является использование средств и способов индивидуальной и коллективной защиты. В качестве обеспечивающего защиту мероприятия выступает химическая разведка и химический контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человеческий организм состоит  из химических соединений, химических элементов, и окружающая его среда, живая и неживая, также состоит  из химических соединений и элементов. Жизнь всего живого на планете  сопровождается перемещением и превращениями  веществ. Но вещества в природе должны находиться в определенном месте  и в определенном количестве и  перемещаться с определенной скоростью. При нарушении пределов, случайном, непреднамеренном или искусственно вызванном, возникают серьезные  нарушения в функционировании природных  объектов и систем или в жизни  человека.

Проблема влияния веществ  на живые организмы насчитывает  более чем тысячелетнюю историю. Вглубь веков уходят предания о встречах людей с ядовитыми растениями и животными, об использовании ядов для охоты, в военных целях, в  религиозных культах и т.п. Учение о вредном действии веществ на организм человека разрабатывали Гиппократ (около 460-377 г г. до н.э.), Гален (около 130-200 г г.), Парацельс (1493-1541 г г.), Рамацзини (1633-1714 г г.).

Развитие химии в XVIII-XIX веках дало новый толчок развитию учения о ядах, потерявших к тому времени свое мистическое значение. Это учение начало опираться на знание строения и свойств вещества. Научно-техническая  и промышленная революция ХХ века сделала проблему воздействия веществ  на живые объекты особенно актуальной. Научная и хозяйственная деятельность человека привела в настоящее  время к воздействию на человека и окружающую среду миллионов  химических соединений, многие из которых  раньше были несвойственны нашей  биосфере.

Следует отметить, что факторы  вредного воздействия хозяйственной  деятельности на человека и окружающую среду бывают разнообразными. Можно выделить три группы факторов воздействия: физические, химические и биологические. По этому же принципу классифицируются загрязнения и загрязнители. К физическим относятся механические, тепловые, шумовые, радиационные; к биологическим - микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности.

Понятие о вредном веществе

Вредные вещества, образующиеся в организме, называются эндогенными, образующиеся вне организма экзогенными (чуждые живому организму).

Вредные вещества характеризуются  степенью токсичности и опасности. Под токсичностью вещества понимают способность наносить вред живому. Токсичность (toxicity) - это мера несовместимости вещества с жизнью Опасность вещества (hazard) - это довольно широкое понятие, характеризующее вероятность вредного воздействия вещества в реальных условиях производства и применения. Поэтому опасность веществ не может характеризоваться одной величиной для всех случаев, а имеет ряд параметров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Безопасность жизнедеятельности:  Учебник: /Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд – Ко – торговая корпорация «Дашков И К»; 2003. – 496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности:  Учебник: /Под ред. С.В. Белова - М.: Высшая школа, 2002. – 476 с.

3.Безопасность жизнедеятельности / Под ред.О.Н. Русака. – СПб.: ЛТА., 1996. – 30 с.

4.Безопасность жизнедеятельности. / Под ред. С.В. Белова. – М.: Высш.шк., 1999. – 45 с.

5.Безопасность жизнедеятельности:  Учеб. Пособие / В.А. Козловский, А.В.  Козловский, О.Л. Упоров. – Екатеринбург: Изд-во Рос. Проф .- пед. ун-та, 2006. – 259 с.

6. Безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие для вузов/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. - 4-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2007.

7. Белов С.В., Девисилов В.А., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности /Под общей ред. С.В. Белова. - М.: Высшая школа, 2003.

http://psihotesti.ru/gloss/tag/ekstremalnaya_situatsiya/

http://festival.1september.ru/articles/575165/

www.informika.ru;

www.mon.gov.ru;

www.wikipedia.org;


Информация о работе Вредные вещества