Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:57, реферат
1. Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления здоровья человека
Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Здоровому образу жизни способствуют:
• физические упражнения;
• закаливание;
• массаж;
• правильное питание.
Физическая культура и спорт - это наиболее эффективные средства для длительного сохранения молодости, здоровья и продления жизни человека.
Физические упражнения, разнообразные по форме, всесторонне действующие на организм, доступны и могут быть с успехом использованы человеком любого возраста. Подобранные с учетом состояния здоровья, возрастными и половыми особенностями, физические упражнения, активизируя, укрепляя и тренируя все органы и системы организма, являются источником неповторимых ощущений телесной радости, мышечной свежести, избыточности энергии и общей жизнерадостности.
При этом доказано, что любые движения, влияющие по возможности на мышцы, например, ходьба, дыхательные упражнения, работа в саду, различные виды игр, оказывают свое положительное воздействие на все функции организма в одинаковой степени как у лиц умственного, так и физического труда.
Спорт положительно влияет на центральную нервную систему и на все важнейшие органы и системы человеческого тела. Занимаясь спортом, можно изменять силу физического напряжения, укорачивать или удлинять дистанции, уменьшать или увеличивать время, отведенное на тренировку.
При занятиях физическими упражнениями необходимо следовать следующим основным правилам:
1. Постепенность и доступность. Это значит, что упражнения должны подбираться вначале доступные и лишь по мере освоения нужно постепенно усложнять их. Нагрузка также должна быть доступной, и лишь по мере роста тренированности ее следует постепенно увеличивать.
2. Занятия должны быть эмоциональными.
3. Во время занятий необходимо максимально использовать свежий воздух.
4. Систематичность и регулярность занятий. Это совершенно необходимые условия при занятиях физическими упражнениями. Если вы не сможете регулярно тренироваться, лучше не начинать занятий.
5. Использование факторов
окружающей среды для
Нужно, чтобы каждый человек осознал исключительную важность закаливания организма.
Закаливание естественными факторами природы при помощи солнечных лучей, температуры окружающего воздуха и водных процедур предохраняет организм от простудных заболеваний (например, гриппа, ангины, воспаления легких, бронхита, заболевания верхних дыхательных путей), нередко протекающих с тяжелыми осложнениями.
Закаливание доступно всем, оно не требует никаких специальных приспособлений, особой домашней обстановки и может осуществляться в течение года. Закаленные люди способны зимой в сильные морозы ходить в легкой одежде, без пальто, делать продолжительные заплывы в ледяной воде.
Всякий вид закаливания неизбежно связан с уходом за кожей, выполняющей такие функции, как защита организма от различных повреждений, приспособление его к внешней среде, выделение конечных продуктов обмена, регулирование расходуемого организмом тепла. Кожа, воспринимающая различные раздражения, которым подвергается человеческий организм, через нервные аппараты, заложенные в ней, находится в постоянной и тесной связи, взаимодействии с внешней средой и с корой головного мозга.
Внешние раздражения, получаемые кожей от солнечных и воздушных ванн или водных процедур, путем сложных рефлексов влияют на центральную нервную систему, а через нее - на функции организма.
Солнечные лучи обладают целебными свойствами благодаря тепловым, световым и химическим качествам.
Закаливание солнцем повышает обмен, увеличивает в крови количество красных кровяных телец (шариков), усиливает выделение пота и ядовитых продуктов обмена.
Отмечается влияние солнечного света на настроение, работоспособность, что происходит благодаря возбуждающему действию солнечной радиации на нервную систему.
Солнечные ванны следует принимать в положении лежа с несколько приподнятой и по возможности защищенной головой, надев темные очки. Начинают солнечную ванну с 5 - 10 минут, прибавляя ежедневно по 5 минут и постепенно доводя экспозицию до одного часа. Физически крепкие люди могут доводить ее до двух часов.
Закаливание воздушными ваннами возможно в течение круглого года: летом - вне комнатной обстановки, а зимой - в комнате. Утренняя гигиеническая гимнастика должна сопровождаться также приемом воздушной ванны, выполняться в обнаженном виде.
По тепловым ощущениям воздушные ванны разделяются:
• на холодные (6-14 °С),
• прохладные (14-20 °С),
• безразличные (20-22 °С),
• теплые (22-30 °С).
Начинать закаливание следует при температуре воздуха - 20-22С°, продолжительность первой воздушной ванны составляет 10-15 минут.
Увеличивая ежедневно прием воздушной ванны на 10-20 минут, доводят его постепенно до двух часов.
Закаливание при помощи холодной воды - самый распространенный и наиболее эффективный способ сделать организм невосприимчивым к низким температурам.
Холодные водные процедуры при их систематическом применении значительно укрепляют здоровье человека, охраняют от болезней верхних дыхательных путей, а также от гриппа и ангины. Холодные ванны бодрят, оживляют, повышают работоспособность.
По тепловым ощущениям различают:
• холодные водные процедуры (ниже 20 °С),
• прохладные (20-33 °С),
• безразличные (34-35 °С),
• тепловые (36-40 °С),
• горячие (выше 40 °С).
Закаливание организма должно прочно войти в наш быт, как вошла в него утренняя гимнастика.
1. Организация труда и
отдыха учащихся в системе
среднего профессионального
Процесс обучения в системе среднего профессионального образования, формы его организации, методы и требования в значительной мере отличаются от школьных.
Это обусловливает ряд трудностей:
• дидактические,
• социально-психологические,
• профессиональные.
Дидактические трудности связаны с изменением методов обучения, с большим, чем в средней школе, объемом занятий, а часто - со слабой школьной подготовкой или значительным перерывом в учебе.
Социально-психологические трудности обусловлены изменением образа жизни учащихся. Многие меняют место жительства, из-за чего происходит смена обстановки и возникает необходимость самостоятельного ведения хозяйства.
Профессиональные трудности возникают у студентов из-за того, что не с первого курса начинаются профилирующие дисциплины;
Процесс формирования будущего учащихся на начальном этапе требует изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, иностранного языка, математических и естественнонаучных дисциплин.
И только позже начинается более углубленная специальная (профессиональная) подготовка.
Знание студентами основ культуры умственного труда способствует сохранению здоровья и обеспечивает высокую эффективность интеллектуального труда при минимальных нервных затратах.
Этим аспектам посвящена специальная наука - гигиена умственного труда, которая изучает учебную деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека.
При этом негативные факторы, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом зависят не только от специфики самого труда, но и от условий, в которых он выполняется.
У учащихся возникает переутомление, во избежание которого необходимо соблюдать правильный режим дня. Соблюдение режима дня способствует улучшению работоспособности, успешному выполнению заданий и усвоению нового материала. При умственной работе наблюдаются три стадии утомления:
• врабатываемость, когда работоспособность постепенно увеличивается;
• устойчивая работоспособность;
• стадия снижения работоспособности.
Поэтому учащемуся следует сначала выполнять задания средней сложности, затем самые трудные, а в конце работы - самые легкие.
На производительность умственного труда влияет состояние окружающей обстановки. Стены в учебном помещении должны быть светлыми и интенсивно отражать свет. При темном или слишком ярком свете быстро утомляются глаза.
Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 люкс (лк). При этом источник освещения следует располагать слева, чтобы не создавалось теней на рабочем месте.
Для эффективности умственного труда имеет значение и нагрузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолютная тишина читального зала, кабинета.
Температура воздуха в учебной аудитории должна составлять 18-20 °С при относительной влажности воздуха 40-70%. Повышение содержания углекислого газа до 0,1% вызывает появление функциональных нарушений и снижает работоспособность, что предопределяет необходимость проветривания помещения. При этом учеба должна чередоваться с оптимальным отдыхом.
Наиболее полезны активные виды отдыха:
• физкультура,
• спорт,
• туризм.
Заметим, что это мощные стимуляторы восстановления сил, поднятия настроения, укрепления воли. Отдых может быть и пассивным (например, в сидячем положении).
Сидеть надо, откинувшись на спинку стула, расслабив мускулатуру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной работы и повысит работоспособность обтирание лица холодной водой.
Снижают утомление сладкие вещества (например, шоколад).