Зрительный метод восприятия материала по "Основам безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть возможности зрительного метода восприятия материала с помощью использования наглядности.







ВВЕДЕНИЕ
В последние годы актуальность изучения ОБЖ значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в последние годы едва ли уменьшились.
Привлечение интереса учащихся к предмету ОБЖ лежит на путях отхода от традиционного «урокодательства», однако почти во всех школах идёт традиционное преподавание предмета. Интерес учащихся к уроку ОБЖ не особо высокий. Для повышения интереса учащихся к уроку ОБЖ преподаватель должен пользоваться не только учебниками, но и использовать другие методы, в частности зрительный метод восприятия материала.
Цель работы: раскрыть возможности зрительного метода восприятия материала с помощью использования наглядности.
Объект исследования: средства наглядности, используемые при формировании зрительного восприятия.
Предмет исследования: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности для развития зрительного восприятия на уроке.
Гипотеза исследования: если учитель в системе использует наглядность на уроках, то применение наглядности является одним из эффективных средств для развития зрительного восприятия, и это способствует
1) прочному усвоению знаний;
2) обогащению абстрактного мышления школьников.
В ходе исследования необходимо решить следующие основные задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу;
2) определить роль зрительного метода восприятия на уроках ОБЖ;
3) дать научное обоснование зрительного метода восприятия, указать его роль на уроке;
4) определить роль наглядности для формирования зрительного восприятия.
В курсовой работе анализируются методы и приёмы, повышающие качество обучения на основе зрительного метода восприятия:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме.
2. Обобщение и систематизация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.











ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛА ПО ОБЖ
1. Особенности зрительного метода восприятия.

«Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», [9, с. 135] на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных предметов (цвет, форма, величина). Осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе. Роль зрительного восприятия в психическом развитии ребенка уникальна и велика. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности. Даже при незначительном снижении зрения восприятие окружающего мира оказывается менее полным, а порой и неточным. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько постоянно, что даже при серьезных нарушениях, какие наблюдаются у слабовидящих и частично зрячих, не влекут за собой изменение типа восприятия.
Более простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов.
Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов [4, 9]. Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
Глава I. Психолого-педагогический аспект проблемы восприятия материала по ОБЖ………………………………….………..
1. Особенности зрительного метода восприятия..………..…..
2. Методика обучения ОБЖ школьников, повышающая качество знаний по предмету………………………………….
Глава 2. Наглядность как основной компонент развития зрительного восприятия на уроках ОБЖ. ………………..…………
1. Основные характеристики, присущие наглядности на уроках ОБЖ. Область применения и виды наглядности……...
2. Использование технических средств для развития восприятия на уроках ОБЖ………………………………….….
Заключение........…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

2 КУРСОВАЯ .doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

К практическим методам  относят также упражнения, выполняемые учащимися со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Эти машины предполагают обычно программирование учебного материала, подразделение его на дозы, подбор контрольных вопросов по каждой дозе, подкрепление ответа или постановку новых наводящих вопросов.

Практические методы применяются в тесном сочетании  со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.

 

2. Использование технических средств для развития зрительного восприятия на уроках ОБЖ.

Неоспоримым является факт, что у человека  зрительное восприятие является преобладающим. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу" [2]. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, поэтому  восприятие должно быть  одновременно и зрительным,  и слуховым.

У учащихся, часто присутствует наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, поэтому восприятие видео информации способствует лучшему усвоению знаний. Практика использования информационных технологий показывает, что  учащиеся, имеющие неустойчивое внимание, испытывающие трудность  конспектирования материала наслух, при видеоуроках  продуктивно запоминают цифры, факты, сведения  и с достаточной легкостью и при подведении итога урока в тестовых заданиях без труда их могут воспроизвести.

Проведение уроков с  использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник (который не всегда есть в школе) или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Но и эти пособия далеки от идеала и поэтому, кроме использования этих учебников, можно составлять презентации, в которые включить необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.

 

Таким образом, использование  компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В познавательной деятельности человека ведущая роль принадлежит  зрительному восприятию. Для того чтобы сделать его продуктивным и не переутомлять при этом зрительный анализатор, необходимо правильно организовать начало любого познавательного процесса, т. е. сделать восприятие целенаправленным, управляемым. От того, как будет организован первоначальный акт восприятия изучаемого объекта или явления, во многом будет зависеть, поступят ли сведения о нем в оперативную, а из нее в кратковременную память, а затем в долговременную.

Огромную роль в зрительном восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринимать его, волевые усилия, направленные на то, что бы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем.

Изучение зрительного метода восприятия немаловажно. Биологическая роль этого восприятия чрезвычайно велика. Необходимо сделать заключение, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что  восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. Восприятие правильней всего обозначить как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в обычной жизни.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960.

Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М., 1968.

Барабанщиков В.А. Околомоторные  структуры восприятия. - М.: Издательство "Институт психологии РАН", 1997. - 384 с.

     Бандурка Т.Н. Методика исследования модальной структуры восприятия у студентов, изучающих иностранный язык в вузе: Учебное пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2000.- 73 с.

     Белозерцева И.Н. Здоровое образование. Тезисы, доклады областной научной конференции. - Иркутск, 2001.- 43с.

Большой психологический  словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004.

Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной  культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Пимогина Э.Г., Венгер Н.Б. - М.: Просвещение, 1998.- 144 с.

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие/ - М.: Изд. МГУ, 1973.

Веккер Л. М. Психические  процессы: В 2 т. Т.1. М., 1971. 320с.

Гальперин П.Я. Организация  умственной деятельности и эффективность учения /Психология как объективная наука. /Под ред. А.И. Подольского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЖ".- 1998.- С 333-350.

Запорожец, А. В., Веккер Л. М., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967. 322 с.

 

Запорожец, А. В., Веккер Л. М., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967. 322 с.

Коссов Б. Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971. 320 с.

Маклаков А.Г. Общая  психология: Учебник для вузов/ –  СПб.: Питер, 2003.

Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – изд. 2-е, исправленное и доп. – М.: «ЧеРо», 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.

Шиффман Х. Р. Ощущение и  восприятие. 5-е  изд. – СПб.: Питер, 2003.

        

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Урок "Вредные привычки и их влияние на здоровье подростка"

 

Форма проведения: устный журнал для старшеклассников «Вино топит больше людей, чем вода».

 

Цель урока:

Ознакомить учащихся с понятием алкоголизм, его последствиями  для растущего организма.

Рассказать о пагубном влиянии алкоголя на внутренние органы и системы органов человека.

Обозначить мотивы к  употреблению и отказу от алкоголя.

Воспитывать у учащихся чувство ответственности за свою жизнь и здоровье будущего поколения.

Развивать познавательные и изыскательские способности у  учащихся.

Отработать навыки групповой работы на уроках.

Предварительная подготовка учащихся: за неделю до данного урока (на предыдущем уроке) ученики в качестве домашнего задания получают следующую информацию:

1 команда: прорастить  семена пшеницы (другого растения) в воде и спиртовом растворе. Принести на урок.

2 команда: прорастить  луковицу в воде и спиртовом  растворе.

 

Приготовить пословицы  и поговорки об алкоголе, прочитать  материалы, связанные с алкоголем, приготовить статистические данные по алкоголизму в странах мира.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный  момент: перекличка учащихся, отметка в журнале, оглашение темы, цели урока, запись названия темы в тетрадь.

Сегодняшний урок мы проведём в весьма необычной форме – устного журнала.

Составлять его и  листать его страницы мы будем все вместе.

(Звучит тихая музыка - фон урока П.И. Чайковский "Времена года".

Начнём? Название журнала - "Вино топит больше людей, чем  вода"

 

2. Первая страница  нашего журнала: РЕКЛАМНАЯ

Рекламный ролик по телевизору.

Комментарии учителя: нередко  придя, домой большую часть времени мы проводим у телевизора - диван, мягкие тапочки: бутылка пива.

Для некоторых из Вас  такая ситуация возможно уже знакома.

Давайте задумаемся над  темой нашего сегодняшнего урока "Алкоголизм" многие из Вас сейчас возможно сейчас скажут: да всё мы об этом знаем, а бутылка пива перед телевизором или в "душевной компании" просто баловство и алкоголиком никто из-за этого ещё не стал. Вот сейчас мы это и проверим, а то чего Вы не знаете, постарайтесь запомнить и записать.

Обратимся к вашим одноклассникам и проверим опыты, проведённые дома.

Сделаем выводы: ПРЕДСТАВИТЕЛИ  КОМАНД ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, что при проращивании семян в воде они проросли, а семена и луковица, растущие в спиртовом растворе не только не проросли, а даже почернели.

ИТАК: что же такое  алкоголь? Алкоголь- это яд, губящий  всё живое. А что же такое алкоголизм?

Вредная привычка скажете  Вы. Привычка ли?

Пометьте и выделите в своих тетрадях: АЛКОГОЛИЗМ - это  заболевание, наступающее в результате употребления спиртных напитков и болезненном пристрастии к ним.

Понятие алкоголизм мы с  Вами дали первую можем перейти ко второй.

 

3.Статистическая  страница.

Как Вам наверное уже  известно, алкоголь особенно опасен для  растущего организма: вызывает привыкание, отравления, а иногда и смерть.

Учёные и медики всего  мира всерьёз обеспокоены возрастающим размахом потребления спиртных напитков несовершеннолетними. В качестве домашнего задания Вы должны были найти статистические данные по алкоголизму в мире.

Так в США (штат Нью-Йорк) 91% 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки.

В Канаде 90% учащихся 7-9 классов употребляют  алкоголь.

ФРГ 1% детей 8-10 лет в  состоянии алкогольного опьянения  задерживаются полицией.

В России 70% преступлений совершаемых несовершеннолетними - в состоянии алкогольного опьянения. Каждый третий подросток в возрасте 14-16 лет склонен к алкоголизму.

До 12 лет - 1 человек;

До 17 лет - 14 человек. И  эти цифры только официальная  статистика уже обратившихся за помощью, а ведь возможен и так называемый "тихий алкоголизм", когда человек не обращается за помощью к врачу.

Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление пива или вина.

А что же побуждает  подростка впервые пробовать алкоголь, а некоторых впоследствии стать алкоголиками.

 

 

 

 

Посмотрите  на рисунки:

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно, данные диаграммы  составлены на основании опроса юношей и девушек Вашего возраста и работы врачей, психологов.

Думаю статистика наука  немного скучная, но тем не менее немного скучная, поэтому перейдя на следующую страничку нашего журнала "Народная мудрость" мы отвлечёмся и посоревнуемся.

Отложите ручки, устроим  конкурс пословиц и поговорок  об алкоголе. Каждая команда будет получать флажок.

Народная мудрость через века дошла до нас через эти пословицы и поговорки, которые как Вы заметили, актуальны и сейчас.

 

  4. Страница 4. МЕДИЦИНСКАЯ.

 

Вот мы отвлеклись. Сейчас самая серьёзная и пожалуй  самая важная страница нашего журнала. На ней мы рассмотрим и запишем в тетради блок-схему на какие органы и как влияет употребление алкоголя.

 

 

Впечатляет? Нет ни одного органа в  нашем организме, на который алкоголь действует благоприятно.

Информация о работе Зрительный метод восприятия материала по "Основам безопасности жизнедеятельности"