Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:23, курсовая работа
Цель работы: раскрыть возможности зрительного метода восприятия материала с помощью использования наглядности.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы актуальность изучения ОБЖ значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в последние годы едва ли уменьшились.
Привлечение интереса учащихся к предмету ОБЖ лежит на путях отхода от традиционного «урокодательства», однако почти во всех школах идёт традиционное преподавание предмета. Интерес учащихся к уроку ОБЖ не особо высокий. Для повышения интереса учащихся к уроку ОБЖ преподаватель должен пользоваться не только учебниками, но и использовать другие методы, в частности зрительный метод восприятия материала.
Цель работы: раскрыть возможности зрительного метода восприятия материала с помощью использования наглядности.
Объект исследования: средства наглядности, используемые при формировании зрительного восприятия.
Предмет исследования: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности для развития зрительного восприятия на уроке.
Гипотеза исследования: если учитель в системе использует наглядность на уроках, то применение наглядности является одним из эффективных средств для развития зрительного восприятия, и это способствует
1) прочному усвоению знаний;
2) обогащению абстрактного мышления школьников.
В ходе исследования необходимо решить следующие основные задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу;
2) определить роль зрительного метода восприятия на уроках ОБЖ;
3) дать научное обоснование зрительного метода восприятия, указать его роль на уроке;
4) определить роль наглядности для формирования зрительного восприятия.
В курсовой работе анализируются методы и приёмы, повышающие качество обучения на основе зрительного метода восприятия:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме.
2. Обобщение и систематизация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ МАТЕРИАЛА ПО ОБЖ
1. Особенности зрительного метода восприятия.
«Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», [9, с. 135] на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных предметов (цвет, форма, величина). Осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе. Роль зрительного восприятия в психическом развитии ребенка уникальна и велика. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности. Даже при незначительном снижении зрения восприятие окружающего мира оказывается менее полным, а порой и неточным. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрения настолько постоянно, что даже при серьезных нарушениях, какие наблюдаются у слабовидящих и частично зрячих, не влекут за собой изменение типа восприятия.
Более простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов.
Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов [4, 9]. Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности
Введение…………………………………………………………………..
Глава I. Психолого-педагогический аспект проблемы восприятия материала по ОБЖ………………………………….………..
1. Особенности зрительного метода восприятия..………..…..
2. Методика обучения ОБЖ школьников, повышающая качество знаний по предмету………………………………….
Глава 2. Наглядность как основной компонент развития зрительного восприятия на уроках ОБЖ. ………………..…………
1. Основные характеристики, присущие наглядности на уроках ОБЖ. Область применения и виды наглядности……...
2. Использование технических средств для развития восприятия на уроках ОБЖ………………………………….….
Заключение........…………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
Мы приближаемся к финалу, к последней странице, на ней, как правило, всегда есть что-то поучительное и интересное для каждого читателя: кроссворд, тест, гороскоп. Не будем отступать от канонов печати.
5. Последняя страница: ДУМАЙ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ. Наши выводы и ситуационные задачи.
Мы немного поиграем.
Прежде чем играть: жеребьёвка, капитаны команд вытянут записку со знаком "+" или " -" . Команда со знаком " +" приводит доводы в пользу алкоголя, команда со знаком "- " против него.
Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
Команда № 2 доводы против алкоголя.
Ситуационные задачи дам Вам я.
ЗАДАЧА № 1.
Мужчина вовремя не сделавший прививку от гриппа заболел. Соответственно диагноз - грипп. Добрые друзья дают совет: ..приди домой выпей водки- завтра жив и здоров.
Что может сказать нам команда №1 и № 2.
Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
Команда № 2 доводы против алкоголя.
ЗАДАЧА № 2.
Как хорошо придя с работы выпить вина, снять усталость и расслабится, улучшить аппетит перед ужином. Можно ли назвать человека, который ежедневно или более 4 раз в неделю предпочитает расслабиться именно так "Тайным алкоголиком"?
Команда №1 в нашей игре будет приводить доводы в пользу алкоголя.
Команда № 2 доводы против алкоголя.
Вы неплохо подготовились к сегодняшнему уроку. Мы движемся к логическому концу нашего урока, а значит к подведению итогов. Прежде чем делать выводы ещё одно задание.
Вы получили по три
карточки с вопросами и сейчас
ответите на них. Ответ должен быть
предельно откровенным и
Опасаются ли твои родители, что ты начнёшь употреблять алкоголь?
Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время?
Тебе кто-нибудь уже предлагал алкоголь?
Как ты справляешься со стрессом?
Как ты думаешь, по каким причинам люди употребляют алкоголь?
Есть ли у тебя привычка обсуждать свои проблемы с родителями?
Ответив на эти вопросы, каждый из Вас может сформулировать вывод урока. В настоящее время в нашей стране Государственной думой принят законопроект об ограничении торговли алкогольной продукцией вблизи школ, техникумов, детских садов, принят закон об ограничении демонстрации рекламы пива и табака в СМИ в дневное время. Следовательно, проблема алкоголизма - это общее дело нашей страны и всех нас.
ЗАПОМНИТЕ! Алкоголь - это не привычка, а болезнь, которую нужно лечить, а ещё лучше не болеть. Алкоголик деградирует, становится безынтересен знакомым и друзьям, родным и в конечном результате бесполезным для нашей страны. Нужны ли Вам эти уроки? Задумываетесь ли Вы над такими темами. Всё ли Вы знали об алкоголе до нашего сегодняшнего урока.
Домашнее задание: п.2.3.Влияние алкоголя на здоровье, повторить влияние табака.
Презентация