Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Первый опыт региональных научных исследований связан с именами Иоганна Тюнена, Альфреда Вебера, Вильгельма Кристаллера, Августа Леша и Вильгельм Лаунхардта.
Благодаря их исследованиям сегодня региональная наука развивается по трем направлениям, которые были предложены ими:
• локационное или "размещенческое", ставящее своей задачей отыскать ключ к наиболее выгодному месту размещения предприятия;
• собственно региональное, стремящееся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства данного региона;
• комплексное, пытающееся связать единой теорией локационные и региональные проблемы хозяйства.
Рассмотрим более подробно предложенные ими теории размещения производственных сил.

Содержание работы

1. Научно - обоснованные подходы к размещению производственных сил 3
1.1 Теория сельскохозяйственного штандорта Й.Тюнена (теория изолированного предприятия) 3
1.2 Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта 5
1.3 Теория промышленного штандорта А. Вебера 7
1.4 Теория центральных мест Кристеллера 11
1.5 Подходы к построению общей теории размещения 12
2. Машиностроительный комплекс России 16
2.1 Машиностроительный комплекс - основа НТП и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 16
2.2 Особенности размещения и территориальная структура машиностроительного комплекса Росии ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………18
2.3 Проблемы и перспективы развития машиностроения 22
3. Дальневосточный экономический район 28
3.1 Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 28
3.1.1 Особенности географического положения и его влияние на развитие района 28
3.1.2 Природно-ресурсный потенциал 30
3.1.3 Население и социальная обстановка Дальнего Востока 32
3.2 Основные производственные силы Дальневосточного экономического района 34
3.2.1 Важнейшие отрасли Дальнего Востока 34
3.2.2 Транспортные пути Дальнего Востока 36
3.3. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.docx

— 170.54 Кб (Скачать файл)

Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно вынести  военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

 

Таблица 1. Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Фактор размещения

Доля отраслей, размещенных с учетом данного  фактора, %

Тяготение к:

 

Районам с развитой научной  базой

42

Районам сосредоточения трудовых ресурсов

24

Районам потребления продукции

22

Металлургическим базам

12


 

Для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому  машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (см. табл. 2).

 

Таблица 2 Доля машиностроения в экономический районах России

Экономический район

Доля производимой продукции (%)

Северный

1.5

Северо-западный

5

Центральный

23

Волго-Вятский

10

Центрально-Черноземный

4

Поволжский

18

Уральский

20

Северокавказский

6

Западная Сибирь

7

Восточная Сибирь

3

Дальневосточный

2.5


 

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно  можно выделить несколько групп  отраслей, в том числе:

    • Тяжелое машиностроение (67 % продукции);
    • Общее машиностроение (18 % продукции);
    • Среднее машиностроение (15 % продукции).

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечнопрессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы (см. прил. 1).

Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины (см. прил.1).

Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением  заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах  сталей, цветных металлов и пластмасс.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности. (см. прил. 1)

Рассмотрим ведущую отрасль  машиностроения – автомобильную промышленность.

Автомобильная промышленность стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.

В настоящее время в  автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким  показателем экономического положения  отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. Автомобиль - один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США.

Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах  страны, однако подавляющая часть  производства сосредоточена в старопромышленных  районах европейской части с  высокой концентрацией автоперевозок. Основными районами размещения автомобильной  промышленности являются: центральный, Волго-Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены  ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

    • Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго - Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах;
    • Малолитражные - в Поволжье (Тольятти);
    • Микролитражные - в Серпухове;
    • Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского ( Миасс) районов;
    • Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны);
    • Автобусы в Центральном (Ликино, Голицино), Волго-Вятском (Павлово), Уральском (Курган), Северо-Кавказский (Краснодар);
    • Троллейбусы (Энгельс).

Одной из главных задач  развития машиностроительного комплекса  является коренная реконструкция и  опережающий рост. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий.

    1. Проблемы и перспективы развития машиностроения

Машиностроение - одна из ведущих  отраслей экономики нашей страны, которая состоит из большого количества подотраслей и производств.

Предприятия этой отрасли  связаны между собой и с  предприятиями других отраслей народного  хозяйства.

Машиностроительные предприятия  наиболее сильно пострадали от разрыва  производственных связей с предприятиями  бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей  страны имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на мировом рынке.

Структура конечной продукции  отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась «утяжеленностью», и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться  к условиям использования его  продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло  выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.

Положение машиностроения также  усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.

Необходимо дать обобщенное представления о сложной социально- экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние годы вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий. Численность безработных в данном комплексе увеличилась в большей степени, нежели в промышленности в целом. Среди занятых на машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи.

Все это обуславливает  отток высококвалифицированных  специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района). Необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.

Итак, среди основных причин, которые привели к снижению темпов и объемов производства по машиностроительному комплексу в целом и по его отдельным жизненноважным видам, таким как станкостроение, железнодорожное машиностроение, тракторостроение, необходимо назвать следующие причины:

    • Общий экономический кризис, поразивший страну;
    • Низкое техническое оснащение машиностроительных предприятий;
    • Действующий затратный хозяйственный механизм с присущей ему необязательностью поставок по кооперированным связям;
    • Большой физический и моральный износ основных фондов на предприятиях комплекса;
    • Отсутствие единого органа управления комплексом и переход к слабому регулированию при недостаточном учете и контроле;
    • Недостаточная гибкость машиностроительных производств в условиях формирования рынка;
    • Старение рабочей силы, занятой в отраслях машиностроительного комплекса и т.п.

Направления устранения негативных явлений, проявившихся в машиностроении:

    1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного характера: поддержание через государственный заказ; прекращение либерализации цен на топливо и энергию; изменение амортизационной политики; введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков.
    2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по территории страны.
    3. Совершенствовать ремонтное производство по следующим направлениям: формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной агрегатноузловой и предметной специализацией; расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.
    4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам.

Информация о работе Дальневосточный экономический район