Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Первый опыт региональных научных исследований связан с именами Иоганна Тюнена, Альфреда Вебера, Вильгельма Кристаллера, Августа Леша и Вильгельм Лаунхардта.
Благодаря их исследованиям сегодня региональная наука развивается по трем направлениям, которые были предложены ими:
• локационное или "размещенческое", ставящее своей задачей отыскать ключ к наиболее выгодному месту размещения предприятия;
• собственно региональное, стремящееся найти оптимальные размеры и структуру хозяйства данного региона;
• комплексное, пытающееся связать единой теорией локационные и региональные проблемы хозяйства.
Рассмотрим более подробно предложенные ими теории размещения производственных сил.

Содержание работы

1. Научно - обоснованные подходы к размещению производственных сил 3
1.1 Теория сельскохозяйственного штандорта Й.Тюнена (теория изолированного предприятия) 3
1.2 Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта 5
1.3 Теория промышленного штандорта А. Вебера 7
1.4 Теория центральных мест Кристеллера 11
1.5 Подходы к построению общей теории размещения 12
2. Машиностроительный комплекс России 16
2.1 Машиностроительный комплекс - основа НТП и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 16
2.2 Особенности размещения и территориальная структура машиностроительного комплекса Росии ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………18
2.3 Проблемы и перспективы развития машиностроения 22
3. Дальневосточный экономический район 28
3.1 Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 28
3.1.1 Особенности географического положения и его влияние на развитие района 28
3.1.2 Природно-ресурсный потенциал 30
3.1.3 Население и социальная обстановка Дальнего Востока 32
3.2 Основные производственные силы Дальневосточного экономического района 34
3.2.1 Важнейшие отрасли Дальнего Востока 34
3.2.2 Транспортные пути Дальнего Востока 36
3.3. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 37
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Региональная экономика.docx

— 170.54 Кб (Скачать файл)

 

Население отличается пестротой  национального состава. Подавляющее  большинство населения — русские. Живут здесь также украинцы, татары, эстонцы, латыши, литовцы, евреи и большая группа коренных народностей — коряки, ительмены, эвенки, алеуты, чукчи, эскимосы.

Освоение Дальнего Востока  в период индустриализации и непродуманная  при этом национальная политика вызвали  острые демографические проблемы.

Разрушение среды обитания малочисленных народов поставило  их на грань вымирания. Поэтому в  настоящее время стоит задача всемерного содействия возрождению  среды обитания этих народов, создания благоприятных социальных условий для их нормальной жизни и возрождения традиций.

Население Дальнего Востока  имеет некоторые специфические  характеристики. Одна из главных - временность пребывания в регионе значительной части людей. На Севере доля временного населения составляет2/3, на юге - до 1/3 его численности.

Уровень жизни населения  на Дальнем Востоке ниже, чем в  среднем по России, особенно в северных территориях региона. По социальным показателям Дальневосточный экономический район уступает большинству районов России. Долгое время держится высокий уровень безработицы. Продолжительность жизни населения ниже на 4-5 лет, а у коренных жителей на 8-10 лет, чем в среднем по России из-за суровых климатических условий. Детская заболеваемость в северных территориях в 2-2,5 раза превышает аналогичные показатели в среднем по России. С каждым годом снижается рождаемость и увеличивается смертность, что ведет к обострению демографических проблем.

В регионе ощущается большая  нехватка больниц, поликлиник, высококвалифицированного медицинского персонала и необходимого оборудования. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных районах, где местное население вынуждено преодолевать большие расстояния до районных и областных центров в необходимости медицинской помощи. Аналогичная ситуация и в сфере образования.

Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота  торговли, включая общественное питание  на Дальнем Востоке выше, чем в  среднем по России.

На Дальнем Востоке  имеются благоприятные условия  для развития рекреационного обслуживания: развития туризма, санаторно-курортного лечения. Но в настоящее время данная сфера не получила должного развития.

    1. Основные производственные силы Дальневосточного экономического района

3.2.1 Важнейшие отрасли Дальнего Востока

Ведущие отрасли рыночной специализации Дальневосточного района основывается на широком использовании его природных богатств. Главными отраслями индустрии, с которыми район выступает в межрайонном разделении труда, являются рыбная, лесная и горнорудная. Из отраслей, укрепляющих комплексное развитие района, значительное развитие получили машиностроение и металлообработка, топливно-энергетическое хозяйство, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая индустрия.

Особое значение для Дальнего Востока имеют горнодобывающая, лесозаготовительная, деревообрабатывающая и рыбная промышленности.

Очевидно, что горнодобывающая промышленность ориентируется на запасы сырья, следовательно, центры горнорудной промышленности находятся вблизи богатых месторождений сырья.

Горнодобывающая промышленность заключает в себе добычу драгоценных  камней и металлов.

На Дальнем Востоке  ведется добыча алмазов, золота, серебра, платины, олова, вольфрама, свинца, цинка и т.д.

Горнодобывающая промышленность имеет большое значение для развития экономики не только региона, но всей страны в целом, т.к. добываемые металлы  и камни используются не только страной, но и поставляются в другие страны.

Рыбная промышленность. Дальневосточные моря составляют богатейшую базу рыбной промышленности. Они дают 60 % добычи рыбы в России. Наличие богатых и разнообразных рыбных ресурсов и оснащение лова современной техникой обеспечивают высокую эффективность промысла рыбы: себестоимость рыбы-сырца здесь ниже, чем в северных и западных морях, прилегающих к европейской макрозоне.

Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский  океаны, Антарктика. В водах, омывающих  южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведется лов  крабов.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности — сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в  целом ориентируется на побережье.

Огромные лесные богатства  Дальнего Востока (около 11 млрд. куб.м.) обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины, с высокой долей в составе лесов спелых и переспелых деревьев. На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение - фактор районов потребления готовой продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления готовой продукции.

Больше всего древесины - свыше 40 % - заготовляет Хабаровский  край. Среди лесных товаров, вывозимых  из Хабаровского края, нужно, прежде всего, назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое  развитие они получили в Хабаровском  и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт.

3.2.2 Транспортные пути Дальнего Востока

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного  освоения южной части района связано  с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую  транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней  зоны Дальнего Востока связано с  Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В значительном объеме межрайонные  и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами  в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок).

Самолетами и вертолетами  осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

3.3. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны  с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якут-ского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще  одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого  же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре  намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн.м3. (особенно ели, пихты).

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать  в перспективе крупную базу для  черной металлургии на Дальнем Востоке.

Первоочередной экономической  задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей.

Наиболее перспективным  направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-экономичес-кого положения в регионе предусматривается  ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса должна сочетаться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию.

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить  сырьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Основное направление развития лесопромышленного комплекса - увеличение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины.

Заключение

Принципиальное значение для Дальнего Востока имеет создание свободных экономических зон (Находка), совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных  заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности. Целесообразно создание на льготных условиях совместных предприятий по производству промышленной и бытовой электроники. Уже создаются совместные предприятия в пищевой промышленности, судоремонте. Южно-корейские бизнесмены предложили услуги по модернизации морских портов. Развиваются связи с Японией и США по линии рыбной промышленности, судоремонту, туризму. Весьма эффективно создание туристических компаний по развитию в регионе транспортной и сервисной систем.

В целом, можно сказать, что  сегодня Дальневосточный экономический  район сегодня находится в  упадке и требует интенсивных  инвестиционных вложений для своего развития. Многие отрасли этого района также требуют развития, т.к. они  имеют большое значение для экономического развития региона.

Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным  сальдо миграции населения. Интенсивность  миграции здесь значительно выше, чем в целом по России. В общем  увеличении населения в последние  годы на естественный прирост приходилось 65 %, а на приток извне — 35 %.

Развитие социальной сферы  в районе отстает от уровня России в целом. Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли, включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по России.

В общем, все сферы Дальнего Востока требуют пристального внимания со стороны правительства, дабы сложившаяся  ситуация не  усугубилась еще  больше.

 

Список литературы

  1. Борисов В.П. Перспективы машиностроения/ Экономист – 1998-№1
  2. Бусыгина И. Российский Дальний восток/ Мировая экономика и международные отношения – 2002-№7 (Электронный вариант)
  3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М: ГУ ВШЭ, 2001
  4. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М: Финансы и статистика, 2002
  5. Региональная экономика./ Под ред. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ, 2003
  6. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление – М.: ИНФРА-М, 2006
  7. Экономическая и социальная география России/ Под ред. Хрущева А.Т. – М.: Дрофа,2001
  8. Данные интернет сайта: www.gks.ru

1 Штандорт - наиболее выгодное расположение, размещение промышленных предприятий.

2 индекс сбережений - Разница в издержках для агломерированных масс и представляет собой те сбережения, которые повышаются при укрупнении производства.

 


Информация о работе Дальневосточный экономический район