Геополитическая характеристика Румынии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Географическое положение, государственно-политическое устройство и историческое развитие Румынии. Основные проблемы экономического и политического характера страны. Демографическая ситуация и экономическое развитие Румынии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Румыния 4
1.1 Географическое положение 4
1.2 Государственно-политическое устройство и историческое развитие страны 6
1.3 Интересные факты о Румынии 14
1.4 Основные проблемы Румынии 16
Глава 2. Социально-экономические характеристики страны 19
2.1 Экономическое развитие Румынии 19
2.2 Социальные показатели 22
2.3 Демографическая ситуация и миграционная составляющая 25
Глава 3. Участие Румынии в международных организациях 28
3.1. Отношения между Россией и Румынией……………………………..31
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая Балукова.docx

— 112.55 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Социально-экономические характеристики страны

2.1 Экономическое  развитие  Румынии.

 

Преимущества: запасы нефти, потенциал для туризма, снижающаяся инфляция. С 2000 г. стабильное восстановление благодаря росту экспорта.

Слабые стороны: сильная коррупция, высокая инфляция (в 2008 году — 8,1 %). Затянувшийся переход от плановой к рыночной экономике. Медленно продвигающаяся рыночная реформа. Малый объём иностранных инвестиций.

Одна из крупнейших отраслей экономики — нефтедобыча, однако запасы нефти незначительны и её добыча постоянно уменьшается.

В Румынии есть запасы и производится добыча природного газа, однако в последние годы страна вынуждена импортировать газ, чтобы удовлетворить свои потребности.

Основными статьями румынского экспорта являются продукция машиностроения и металлургической промышленности. В импорте преобладают продукция машиностроения, сырье, включая нефть и газ, текстиль и изделия из него. Распределение рабочей силы — около 30 % в сельском хозяйстве, 23 % в промышленности, 47 % в сфере обслуживания (2006).

После событий 1989г. и свержения режима Николае Чаушеску в  Румынии  к власти пришли реформаторы, объединенные в партию - Фронт Национального спасения во главе с Ионом Илиеску. Новое руководство страны с приходом к власти первым делом отменило ряд непопулярных декретов прежнего режима. Сокращено продолжительность рабочего дня, сняты ограничения потребления электроэнергии и газа населением и предприятиями, отменены ограничения прессы. Ряд реформ в аграрном секторе прибавило популярности ФНС в сельской местности и позволило его представителям с большим перевесом выиграть парламентские выборы мая 1990г. Кандидат от ФНС, как представитель умеренной партии, И.Илиеску выиграл президентские выборы с большим перевесом. В 1992г. на выборах, во втором туре, И.Илиеску вновь был избран президентом страны

За этим последовали годы экономического спада и политической нестабильности в стране; команды правительств либералов и центристов меняли друг друга чуть ли не каждый год и в конце концов были вынуждены признать свою несостоятельность в проведении экономических реформ. В 2000г. на президентских выборах И.Илиеску в третий раз избирается президентом страны и к власти приходит правительство социал-демократов во главе с премьер-министром А.Нэстасе. Начало некоторого экономического роста в стране после 2000г, в условиях относительной политической и  экономической  стабильности, многие в Румынии  связывают именно с приходом к власти социал-демократов, которые в этом году широко отмечали двухлетие своего правления.

До полной социально-экономической стабильности и устойчивого  экономического  роста, по мнению европейских экспертов,  Румынии  еще далеко и сегодня по многим экономическим параметрам она во многом напоминает Россию до 1998г. Не случайно рассмотрение вопроса ее вступления в ЕС был отложен до 2007г. Проблемы  Румынии  остаются более сложными, чем в других Восточной Европы.

Согласно данным официальной статистики, общий экономический рост составил 4,7% (рост ВВП). Уровень потребления на внутреннем рынке увеличился на 3,8%. На официальном уровне часто подчеркивается то, что такие темпы роста оказались чуть ли не самыми высокими среди европейских стран, часто забывая о том, что за последние годы экономического застоя накопилось 18% отставания в росте ВВП. Доля промышленности, строительства и услуг в создании ВВП осталась практически неизменной - около 80%.

Согласно анализу проведенному, экспертами Европейской Комиссии, в течение последних трех лет ВВП  Румынии  сократился на 18% и рост наступил только с 2000г.

По данным Нацинститута статистики, прирост ВВП в 2002г. составил 4,9% по сравнению с 2001г. Доля ВВП на душу населения, рассчитанная по европейским стандартам покупательной способности (SPA) остается одной из самых низких среди стран Восточной Европы и с 1998г. не поднималась выше 25% от среднеевропейского уровня.

За год объем промышленного производства увеличился на 6%. Рост был обеспечен за счет перерабатывающей промышленности, объем которой увеличился на 7,2% при одновременном снижении объема производства в горнодобывающей, выработки Электра и тепловой энергии, добычи газа на 2,6% и 1,3%. На 12% увеличилось производство товаров длительного пользования и на 9,2% - потребительских товаров. Основные энергетические ресурсы в пересчете на сырую нефть составили 31.166 тыс.т., в т.ч. 20.528 тыс.т. собственного производства.

Важным экономическим событием года можно назвать проведение сельскохозяйственной переписи в стране 5-20 дек. 2009г. По итогам переписи, в Румынии  насчитывается 2,7 млн. индивидуальных хозяйств, или 54,6% всех хозяйств в сельской местности. На поддержку сельского хозяйства в 2009г. было выделено 300 миллионов долларов. Согласно данным Торгового регистра, в  Румынии  насчитывается 941.700 частных предприятий, одно предприятие приходится на каждые 23 жителя страны.

Масса убыточных предприятий в стране является следствием практики «удержания на плаву» неконкурентных производств. Без реструктуризации производства, как показала практика последних лет, государство не в состоянии добиться существенного сокращения бюджетного дефицита и давление инфляции на экономику может только усилиться.

 

2.2 Социальные  показатели

По  уровню  жизни  Румыния  опережает Россию и Украину. 
Общая численность работоспособного населения страны немногим превышает 9,5 млн человек. Примечательно, что в стране наблюдается примерно одинаковый уровень занятости во всех основных сферах: в 2004 году 37,7% работающего населения были заняты в сфере услуг, 31,6% - в сельском хозяйстве и 30,7% - в промышленности. Можно констатировать, что  Румыния  достаточно успешно продвигается по пути реформ, направленных на строительство экономики западноевропейского типа и соответствие нормам ЕС, когда в структуре экономики должен преобладать сектор услуг – еще 10 лет назад занятых в сфере услуг в стране было 29,1% от всей рабочей силы, в аграрном секторе работали 36,5% трудящихся, в промышленности – 34,4 %. 
При этом самый высокий уровень средней зарплаты, как и во всех странах с успешной переходной экономикой – в секторе финансовых посреднических услуг (за исключением пенсионных фондов и страховой деятельности) – около 900 евро в месяц. Неплохо зарабатывают также работники воздушного транспорта и табачной промышленности – средняя зарплата в этих отраслях составляет около 640-650 евро. Один из самых низких уровней зарплаты – в деревообрабатывающей промышленности (за исключением производства мебели) и в гостинично -ресторанном бизнесе – 160 евро в месяц. При этом в финансовом секторе не только самые большие абсолютные зарплаты, но и самые высокие темпы ее роста – на 11-12% в месяц. За счет роста инвестиций и дополнительных методах финансового стимулирования рабочих хороший рост заработной платы наблюдается в горнодобывающей отрасли и в металлургии – 10-11% и 6% в месяц соответственно. Средняя зарплата работников шахт сейчас уже достигает 485 евро в месяц, в металлургическом сектор – 360 евро. 
Специалисты отмечают высокий  уровень  квалификации среди представителей рабочей силы  Румынии, особенно в технической области, а также достаточно низкий  уровень  зарплат – оба эти фактора способствуют заинтересованности инвесторов в создании и ведении бизнеса в  Румынии. Одновременно отмечается нехватка руководителей, способных работать в «западном» стиле. В то же время принятый в 2003 году новый Трудовой кодекс серьезно защищает права трудящихся и осложняет работодателям процессы увольнения нерадивых сотрудников, в частности, требует от работодателей по крайней мере трижды перевести сотрудника на другую должность прежде чем окончательно убедиться в его профнепригодности и принять решение об увольнении. Вдобавок, достаточно затратным является использование иностранной рабочей силы в  Румынии , будь то рядовые сотрудники или менеджеры – разрешение на работу выдается на 6 месяцев и стоит около 200 долл., впоследствии его можно продлять каждый раз на полгода примерно за половину этой суммы. 
Социальное расслоение, или разница между богатыми и бедными, - сейчас на более низком уровне, нежели в среднем в странах ЕС. На 10% наименее обеспеченных семейств приходится 2,4% всех расходов населения страны, на 10% наиболее обеспеченных – 27,6%.

Сравнение ВВП Румынии и стран лидеров.

ВВП Румынии и стран лидеров, млрд. долл., 1970-2012

Год

США

Китай

Япония

Германия

Франция

Румыния

1970

1075.9

91

209.1

208.9

146.4

12.7

1980

2862.5

306.5

1087

919.7

690.3

36.4

1990

5979.6

404.5

3103.7

1714.4

1244.1

40.6

2000

10289.7

1192.8

4731.2

1886.4

1326.3

37.3

2010

14958.3

5949.8

5495.4

3304.4

2565

164.8

2012

16244.6

8358.4

5960.2

3426

2611.2

169.4


 

ВВП на душу населения в Румынии и в странах лидерах, долларов, 1970-2012

Год

США

Япония

Германия

Франция

Румыния

Китай

1970

5126

2016

2634

2824

625

112

1980

12436

9378

11616

12513

1626

311

1990

23495

25388

21301

21334

1735

347

2000

36156

37634

22588

21770

1666

932

2010

47905

43151

39804

39362

7538

4375

2012

51163

46838

41376

39617

7787

6070


 

 

 

2.3 Демографическая ситуация и миграционная составляющая

Население республики  Румыния  (по оценке 2009 года) составляет 21274,73 тыс. чел. В стране установилась многолетняя тенденция снижения населения, которая, согласно прогнозам ООН, будет сохраняться в течение нескольких десятилетий. В будущем это может стать серьезной проблемой для румынского государства. Так, в период с 1970 по 2009 годы коэффициент общей рождаемости  в  Румынии  неуклонно снижался, в то время как общий коэффициент смертности повышался. Несмотря на активную  демографическую  политику, проведенную румынским правительством (в частности поощрение рождения детей), кардинально повлиять на  ситуацию  не удалось. Так, с 1996 по 2006 годы средний возраст родящих женщин увеличился с 25 до 27-28 лет. Положение дел усугубляют также высокие коэффициенты чистой миграции, которые с 1955 года остаются отрицательными, то есть число выбывших из страны превышает число прибывших. Вступление  Румынии  в Европейский Союз в 2007 году сделала процедуру миграции более доступной и транспарентной, что также лишь интенсифицирует процессы перемещения населения из  Румынии  в страны с более высоким доходом на душу населения.  
Румыния  является многонациональным государством, однако его структура тем не менее остается относительно гомогенной. Единственным официальным языком признается язык этнического большинства, то есть румынский. Этнический состав имеет следующий вид: румыны – 89,5%, цыгане – 2,5%, немцы – 0,2%, украинцы – 0,3%, венгры – 6,6%. Остальные этнические группы занимают около 0,9%. По религиозному составу населения  Румыния  также является однородной. Так, православные составляют 87%, католики – 4,7%, а протестанты – 7,5% всего населения.  
Грамотным является 97% взрослого населения, причем начальное образование обязательно. Оно осуществляется в рамках общеобразовательной 8-летней школы. На территории республики  Румыния действует около 50 высших учебных заведений. В абсолютном исчислении численность румынского населения, имеющего высшее образование, уменьшается. Однако это уменьшение вызвано общим уменьшением численности населения, в то время как в относительном выражении процентная доля населения, имеющего полное высшее, неполное высшее и профессиональное образование, возрастает. В период с 1998 по 2003 год  ситуация  в сфере образования резко ухудшилась, после чего начался плавный продолжительный подъем. Также стоит заметить, что данный показатель возрастает с изменением структуры, а именно повышением численности населения, имеющего полное высшее образование и уменьшением относительной доли других компонентов.  
Ожидаемая продолжительность жизни среднестатистического гражданина  Румынии  составляет 72,628 года (у мужчин – 68 лет, у женщин – 75 лет). Это довольно высокий показатель, превышающий общемировой на 5 лет, однако для Еврозоны он является заниженным, поскольку средняя продолжительность жизни в данной интеграционной группировке составляет 79 лет. Вообще говоря, анализ динамики реальных и экстраполированных значений средней продолжительности жизни позволяет сделать вывод, что по данному индикатору социально-экономического развития разрыв между общеевропейскими и румынскими значениями не сокращается. Иными словами, эквивалентный рост этих показателей в Европе и  Румынии  не позволяет последней достигнуть среднего уровня. Следует также заметить, что в силу увеличения средней продолжительности жизни, усиления миграционных потоков и общего снижения численности населения, средний возраст населения увеличивается, что с 1995 года проявляется в тенденции уменьшения рабочей силы. Так, за 1995-2009 гг. количество рабочей силы уменьшилось на 2,75 миллиона человек, или более чем на 10% населения. Изменяется также и структура рабочей силы. За последнее десятилетие доля экономически активного населения в возрасте от 15-24 лет снизилась на 7%, в то время как аналогичный показатель для группы населения в возрасте от 25 до 49 лет увеличивался до 2006 года, пока не достиг отметки в 69,5% (средний уровень по Еврозоне – 50%). Таким образом, можно заключить, что возрастная структура рабочей силы Румынии  значительно отличается от общеевропейских уровней.  
Распределение доходов  Румынии  относительно равномерно и незначительно отклоняется от среднеевропейских показателей. Так, коэффициент Джини составляет 0,31, что сравнимо с показателями таких высокоразвитых в социально-экономическом плане стран, как Нидерланды и Франция.  
В целом можно заключить, что  в   Румынии  сложилась крайне противоречивая  демографическая   ситуация, сочетающая в себе как преимущества и недостатки. Именно  демографическая  политика, по глубокому убеждению автора, станет одним из важнейших детерминантов экономического роста и социально-экономического развития  Румынии . С одной стороны, в условиях стабильного старения рабочей силы, увеличиваются расходы государства на социальную сферу, в частности, здравоохранение. Более того, уменьшается доля экономически активного населения, а это означает, что для поддержания темпов экономического роста последних лет  Румынии  следует увеличивать эффективность труда. С другой стороны, наблюдается значительный прогресс в сфере образования и здравоохранения, поскольку, к примеру, численность населения, имеющего полное высшее образование, сохраняет долгосрочную тенденцию к увеличению. Несмотря на это, автор считает, что при отсутствии эффективных инструментов воздействия на сложившуюся  ситуацию   Румыния  испытает в будущем серьезные социальные, перетекающие в экономические, проблемы. Если же учесть, что между принятием мер и изменением текущего положения в  демографической  сфере имеет место значительный временной лаг, то, очевидно, в следующие 5-7 лет  демографическая   ситуация   в  Румынии  изменится незначительно. 

Информация о работе Геополитическая характеристика Румынии