Государственное управление в административно-политической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в необходимости модернизации государственного управления во всех сферах, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Для этого необходимо сначала детально изучить теоретические аспекты и правовую базу каждой области государственного управления. Ввиду этого в последнее время появляется все больше работ, посвященных данной проблематике.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности организации государственного управления в административно-политической сфере.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Сущность государственного управления
§1 Понятие и основные функции государственного управления 4
§2 Принципы и признаки государственного управления 8
Глава I I. Организация государственного управления в административно-политической сфере
§1 Основные направления государственного управления в административно-политической сфере 14
§2 Современные тенденции организации государственного управления в административно-политической сфере 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ УПРАВЛЕНИЮ.docx

— 49.72 Кб (Скачать файл)

Управлению в области  юстиции присущи те же черты, что  и другим отраслям государственного управления: подзаконность, государственно-властный, организующий характер и др. Вместе с тем, этому виду управления свойственны качества, обусловленные спецификой задач, стоящих перед органами и учреждениями юстиции, особенностями методов их реализации.23

Важной отличительной  чертой указанной отрасли является особенность правового положения  объектов управления. Такими объектами  в области управления юстиции  являются государственные органы, учреждения юстиции и общественные организации. Все они различаются своим  назначением, способом образования, содержанием  и характером компетенции. Различия правового положения объектов управления в области юстиции вытекают из разнообразия форм и методов осуществляемой органами юстиции руководящей деятельности по отношению к своим объектам. Значительный объем в сфере управления юстицией, его основное содержание занимает и составляет организационное  руководство судами. Осуществляя  судебное управление, Министерство юстиции  РФ и другие его органы в центре и на местах не имеют права вмешиваться  в оперативную деятельность судов.24

Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Этот принцип является основополагающим во взаимоотношениях судов со всеми  другими органами. Проведение в жизнь  как этого принципа, так и других гарантируется Основами законодательства РФ о судоустройстве.

В сферу управления в области  юстиции входит осуществление исполнительной и распорядительной деятельности в  отношении нотариальных органов  и руководство российской адвокатурой. Значительное место в управленческой деятельности органов юстиции занимает правовое регулирование и методическое руководство юридической службой в народном хозяйстве, а также общее руководство работой органов записи актов гражданского состояния и учреждений судебной экспертизы.

Наряду с управленческой деятельностью в отношении подведомственных объектов органы управления юстицией проводят с участием других министерств  и ведомств значительную работу по систематизации и кодификации законодательства.25

Государственное управление в области иностранных  дел. К основным задачам международной политики РФ относятся:

- обеспечение благоприятных  внешних условий для совершенствования  общества в РФ; устранение угрозы  мировой войны, достижение всеобщей  безопасности и разоружения;

- неуклонное расширение  и углубление сотрудничества  на основе мирного сосуществования,  делового, взаимовыгодного сотрудничества  со всеми странами, всемерное  содействие укреплению и прогрессу  гуманистических и демократических  обществ.26

Внешнеполитическая деятельность осуществляется высшими органами государственной  власти и управления РФ, а также  министерствами, государственными комитетами и ведомствами в пределах предоставленной  им компетенции.

Конституция РФ к ведению  высших органов государственной  власти и управления относит следующие  вопросы внешней политики: вопросы  мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территорий РФ, организация обороны страны; обеспечение государственной безопасности; представительство РФ в международных отношениях; связи РФ с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка.

Наиболее широкой компетенцией в области внешних сношений обладает Президент РФ, который ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания.27

Высший исполнительный и  распорядительный орган государственной  власти РФ - Правительство РФ осуществляет общие мероприятия в области  отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами, принимает  меры к обеспечению выполнения международных  договоров РФ; утверждает и денонсирует  межправительственные международные  договоры. Он направляет и координирует деятельность всех министерств, государственных  комитетов и ведомств, осуществляющих связь с иностранными государствами.

В целом управление в административно-политической среде носит характер властно-распорядительной деятельности, которая опирается  на авторитет и силу государства, на его бюрократический аппарат  и полномочия в сфере применения легального принуждения в случаях  нарушения нормальных общественных отношений.28

 

§2 Современные  тенденции организации государственного управления  

     Настоящее  время характеризуется активным  проведением различного рода  реформ (в частности, административной  реформы - последняя программа  была рассчитана на период  с 2005-го по 2010 год и представляла  собой второй этап административной  реформы в России, предполагающий  внедрение принципов проектного  управления не только на федеральном  уровне, но и на уровне субъектов  Федерации и отчасти муниципалитетов). Цель этих реформ – оптимизация  системы государственного управления.

Сегодня можно выделить следующие  основные тенденции в организации  государственного управления.

1. Продолжение осуществления  в РФ административной реформы.

2. Вторая тенденция заключается  в том, что в рамках административной  реформы не прекращался процесс  совершенствования системы и  структуры федеральных органов  исполнительной власти.

3. Третья тенденция заключается  в продолжении активного использования  стратегического планирования в  государственном управлении.

4. Устойчивая тенденция  к повышению открытости деятельности  органов исполнительной власти  для общества.

5. Следующая тенденция  связана с предыдущей. Это широкое  внедрение и применение административных  регламентов.

В настоящее время разработаны  уже десятки административных регламентов, причем как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, и их применение становится для федеральных органов исполнительной власти уже обычным явлением.29

6. Следующая тенденция  заключается в активном создании  государственных корпораций и  передаче им части государственных  полномочий.

Таким образом, указанные  особенности свидетельствуют о  том, что создаваемые государственные  корпорации представляют собой своего рода децентрализованные (автономные) органы, создание которых уже давно  практикуется во многих зарубежных странах. Они создаются в качестве органов  управления специальной компетенции  и выполняют только те функции, которые  прямо указаны в федеральном  законе, на основании которого они  созданы. В итоге государственные  корпорации, формально не являясь  государственными органами, фактически активно участвуют в реализации исполнительной власти. Насколько продуктивным станет этот опыт в РФ, можно будет  говорить спустя несколько лет непрерывной  деятельности основных государственных  корпораций.

В итоге указанные тенденции, присущие организации государственного управления в современный период, свидетельствуют в целом о  положительной динамике развития. Вместе с тем многие предложения и  решения (в основном направленные на защиту прав и свобод граждан и  повышение открытости деятельности государственных органов для  общества) во многом остались лишь декларативными и не подкреплены конкретными  гарантиями их реализации. В то же время  стоит надеяться, что цели и задачи проводящихся реформ в сфере государственного управления в конечном счете все  же будут достигнуты.

Государственное управление характеризуется структурностью, которая  представляет собой структуру государственных  органов исполнительной власти, практически  осуществляющими государственное  управление в определенных сферах жизни  государства. В организационном  структурном смысле органы государственной  власти по сферам управления можно  объединить в блоки: управление в  экономической сфере, управление в  социально-культурной сфере; управление в административно-политической сфере.

Главный вопрос современной  России - ее становление как динамично  развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной. Начальный этап реформ - освобождение экономики от тотального государственного управления, приватизация государственной  собственности, создание федеративного  устройства страны с расширением  самостоятельности субъектов Федерации, повышением авторитета местных сообществ. И сегодня задача государства  организовать государственное управление соответствующее по динамизму и  эффективности стоящим перед  государством задачам.30

 

                                                                                      

 

 

 

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены ключевые понятия и основные направления деятельности государства в административно-политической сфере.

Государственное управление – это уровень управления, обеспечивающий руководство государством в целом и его территориями. Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов.

Особенности государственного управления в административно-политической сфере отличаются высокой степенью централизации системы органов исполнительной власти, осуществляющих разнообразные полномочия в области обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, обороны и безопасности, внутренних дел, обеспечения юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороны.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 Нормативно-правовые  акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных  Законами Российской Федерации  о поправках к Конституции  Российской Федерации от 30.12.2008 №  6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание  законодательства РФ, 26.01.2009, № 4.

2. Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 16.10.2010) "О безопасности" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 09.04.1992, N 15.

3. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // "Собрание законодательства РФ", 14.11.2005, N 46.

4.Указ Президента РФ "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 52.

Научная и учебная литература:

1. Административное право  / Под ред. Г.В. Атаманчука. М.: Юристъ, 2010.

2. Атаманчук Г.В. Государственное  управление. Организационно-функциональные  вопросы. Учебное пособие. М.:, 2010.

3. Атаманчук Г.В. Теория  государственного управления. Курс  лекций. 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2009.

4. Бахрах Д.Н. Административное  право России: Учебник, 3-е изд. - М.: Эксмо, 2010.

5. Братановский С.Н. Административное  право России. М.: НОРМА, 2010.

6. Бочаров В.Д. Системность  в управлении. М.: Юристъ, 2010.

7. Гавра Д. Принципы  и подходы к формированию стратегии  социального развития МО. / Местное  самоуправление: проблемы и перспективы. - СПб., 2008.

8. Глазунова Н.И. Государственное управление: Учебник для ВУЗов. - М.: Муниципальный мир, 2009.

9. Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2010.

10. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления: Учебник для ВУЗов. - М.: Экономика, 2009.

 

 

1Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2010.,с.7

2 Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие. М.:2010.,с.6

3 Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // "Собрание законодательства РФ", 14.11.2005, N 46, ст. 4720.

4 Глазунова Н.И. Государственное управление: Учебник для ВУЗов. - М.: Муниципальный мир, 2009,с.568

5 Административное право / Под ред. Г.В. Атаманчука. М.: Юристъ, 2010,с. 47 - 48

6 Гавра Д. Принципы и подходы к формированию стратегии социального развития МО. / Местное самоуправление: проблемы и перспективы. - СПб., 2008. С. 95

7 Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2010,с.29

8 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2009,с.83

Информация о работе Государственное управление в административно-политической сфере