Классификация военных угроз, характеристики военных угроз и создания безопасности РФ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:29, реферат

Описание работы

В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности.

Содержание работы

Введение.
1. Характеристика геополитической обстановки в мире.
2. Место России в системе международных военно-политических отношений.
3. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации.
4. Система военных угроз безопасности страны.
5. Основные источники угроз военной безопасности России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Классификац военных угроз й РЕФЕРАТААААА.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования г. Москвы 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы 
«Московский городской педагогический университет»

Институт естественных наук

 

 

Кафедра Безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ

Организационно-правовые основы допризывной подготовки граждан по основам военной службы.

 

 

Тема: Классификация военных угроз, характеристики военных угроз и создания безопасности РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2015 г.

Содержание:

 

Введение.

1.   Характеристика геополитической обстановки в мире.

2. Место России в системе международных военно-политических отношений.

3. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации.

4.  Система военных угроз безопасности страны.

5. Основные источники угроз военной безопасности России.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.    

В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности. Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам, что существенно влияет на геополитическое положение России, ее место в системе международных военно-политических отношений.

 

1. Характеристика геополитической обстановки в мире.

Обозначившийся с начала XXI века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время являются важнейшей тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, а также об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира. 
В XXI веке на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Она должна не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. 
На этом фоне прослеживается настойчивое стремление США к мировому лидерству и вовлечению в орбиту своей внешней и военной политики все новых государств, в том числе бывших республик Советского Союза. Несмотря на некоторое улучшение российско-американских отношений, Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают Россию в качестве главного геополитического соперника. Это определяется тем, что Российская Федерация обладает сопоставимым с США ядерным потенциалом. 

2. Место России в системе международных военно-политических отношений.

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Занимая центральную часть Евразийского континента, имея выходы к трем океанам, Россия объективно играет роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Европы и Азии, влияет на содержание экономических, политических, военных и культурных процессов в этих частях света. Россия с ее огромным пространством имеет все возможности для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы, на жизнь планеты в целом. Поэтому для нее оптимальной может быть только многовекторная, взвешенная, ориентированная в будущее политика. 
В геополитике России условно можно выделить два направления: первое - глобальное, связанное с действиями во всеобъемлющем глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее всю сушу и Мировой океан; второе - региональное, действующее в формате системы стратегических направлений. В первом случае речь идет о создании и постоянном поддержании глобальной ситуации, которая обеспечивает непрерывное экономическое, политическое и социальное развитие России и в то же время исключает возможность развязывания мировой ядерной войны. Во втором - усилия геополитики сосредоточиваются на сохранении в территориальной целостности суверенитета Российской Федерации, подавлении сепаратизма и создании условий, благоприятных для ее экономического и социального развития в конкретных регионах, каждый из которых имеет свои особенности.

Геополитические интересы России пересекаются и с интересами Запада и США, и с интересами исламского Юга, ибо Россия - страна евроазиатская. 
В настоящее время ведущие страны мира действуют в условиях относительной транспарентности (доступности любой информации) внешней политики и военно-политического планирования. Это обеспечивается существованием и развитием институтов демократии, парламентаризма и гражданского общества. Транспарентность внешней политики и ее цивилизованный характер обуславливают возможность долгосрочного партнерства России и наиболее развитых государств мира, в том числе и в военно-политической сфере.

Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными международными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями, характер которых влияет как на систему международных военно-политических отношений, так и на место России в системе этих отношений.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России.

Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны. Россия стремилась и будет стремиться развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов.

В национальных интересах России тем или иным образом контролировать геополитическое пространство бывшего СССР. Это связано со следующими причинами:

1) в западном направлении по территориям Украины и Белоруссии идут российские газо- и нефтепроводы, а через территорию Прибалтики осуществляется транзит в Калининградскую область;

2) западная граница Белоруссии практически является воздушной границей России; 
3) южные границы Российской Федерации (самые уязвимые на сегодняшний день для наркотрафика и террористической угрозы) практически вынесены в Таджикистан и охраняются российскими войсками;

4) Россия заинтересована в судьбе более 25 млн соотечественников, проживающих в новых независимых государствах;

5) учитывая энергозапасы Каспийского региона, Россия не может не стремиться играть заметную роль в этой части бывшего СССР.

Отношения России с Организацией Североатлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессами трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран - членов альянса. Однако если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства Российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии.

В отношениях со странами Европейского союза Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений с ними, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и не дискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.

В Концепции внешней политики Российской Федерации декларируется важность отношений с ЕС. Вместе с тем осторожное отношение России к расширению и углублению интеграции в ЕС, особенно в военно-политической сфере, приобретает особое значение. Здесь следует выделить три державы - Германию, Францию и Великобританию, традиционно играющие в Европе ключевую роль. Сегодня некоторые эксперты говорят, что чрезмерное сближение с Германией и Францией, главным носителем исторической идеи «единой Европы от Атлантики до Урала» и ограничения американского доминирования в Европе, вызовет в Европе обеспокоенность и негативно скажется на интеграции России в европейские процессы. 
В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами. 
Перспективным является развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.

Балтийский регион всегда играл и играет важную стратегическую роль в российской политике, а обеспечение торговли с Европой и транзит через Балтийское море были одной из главных задач нашего государства на протяжении всей истории. При этом очевидно, что национальные интересы России в Балтийском регионе основываются на исконных приоритетах России на северо-западе. А это, как считают многие эксперты, стратегический контроль над морским побережьем Балтийского моря, поддержание статуса ведущей балтийской державы и безусловное обеспечение суверенитета России над Калининградской областью. 
В стратегическом партнерстве с США Россия рассчитывает на расширение сотрудничества в политической, военно-политической и экономической сферах, на продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны», а также на конструктивное взаимодействие в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения оружия массового поражения на региональном уровне.

Сотрудничество России с Шанхайской организацией сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества сформируется зона мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная денационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.

Следуя своему принципу сотрудничества по всем азимутам, Россия должна проявлять больше активности на азиатском направлении, особенно в сотрудничестве с ускоряющими темпы своего развития Китаем и Индией. 
Несмотря на добрососедские отношения России и Китая, Пекин добивается от нашей страны односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической и военно-технической областях. Кроме того, Китай также заинтересован в удержании России на второстепенных ролях при формировании новых региональных структур сотрудничества и обеспечения безопасности в данном регионе. Сегодня более чем миллиардное население Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента в год, тогда как экономика растет еще быстрее - более чем на 10 процентов в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5-2 раза больше, чем русскоязычного населения. Попытки притеснения огромной и практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем. 
Военно-политическая обстановка на Востоке определяется высоким динамизмом и противоречивым характером происходящих процессов, которые непосредственно затрагивают национальные интересы и военную безопасность Российской Федерации.

Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с Российской Федерацией и полной нормализации двусторонних отношений.

Информация о работе Классификация военных угроз, характеристики военных угроз и создания безопасности РФ.