Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:29, реферат
В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности.
Введение.
1. Характеристика геополитической обстановки в мире.
2. Место России в системе международных военно-политических отношений.
3. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации.
4. Система военных угроз безопасности страны.
5. Основные источники угроз военной безопасности России.
Заключение.
Департамент образования г.
Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический
университет»
Институт естественных наук
Кафедра Безопасности жизнедеятельности
РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ
Организационно-правовые основы допризывной подготовки граждан по основам военной службы.
Тема: Классификация военных угроз, характеристики военных угроз и создания безопасности РФ.
Москва, 2015 г.
Содержание:
Введение.
1. Характеристика геополитической обстановки в мире.
2. Место России в системе международных военно-политических отношений.
3. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации.
4. Система военных угроз безопасности страны.
5. Основные источники угроз военной безопасности России.
Заключение.
Введение.
В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности. Глобальная и региональная безопасность смещается от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам, что существенно влияет на геополитическое положение России, ее место в системе международных военно-политических отношений.
1. Характеристика геополитической обстановки в мире.
Обозначившийся с начала XXI века выход
России из состояния политического и экономического
кризиса и существенное укрепление ее
позиций на мировой арене в последнее
время являются важнейшей тенденцией.
Это дает возможность говорить о необходимости
формулирования новых приоритетов ее
внешней политики, а также об объективных
геополитических потребностях Российской
Федерации, связанных с необходимостью
обеспечения благоприятных условий для
ее развития в качестве одного из ведущих
государств мира.
В XXI веке на фоне новой расстановки экономических,
цивилизационных, военных сил Россия должна
быть суверенной и влиятельной страной.
Она должна не просто уверенно развиваться,
но и сохранить свою национальную и духовную
идентичность, не растерять себя как нация.
На этом фоне прослеживается настойчивое
стремление США к мировому лидерству и
вовлечению в орбиту своей внешней и военной
политики все новых государств, в том числе
бывших республик Советского Союза. Несмотря
на некоторое улучшение российско-американских
отношений, Соединенные Штаты по-прежнему
рассматривают Россию в качестве главного
геополитического соперника. Это определяется
тем, что Российская Федерация обладает
сопоставимым с США ядерным потенциалом.
2. Место России в системе международных военно-политических отношений.
Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений Россия вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России современных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.
Занимая центральную часть Евразийского
континента, имея выходы к трем океанам,
Россия объективно играет роль геополитического
моста и посредника в отношениях между
странами Европы и Азии, влияет на содержание
экономических, политических, военных
и культурных процессов в этих частях
света. Россия с ее огромным пространством
имеет все возможности для активного и
эффективного участия в международной
интеграции и воздействия на глобальные
политические процессы, на жизнь планеты
в целом. Поэтому для нее оптимальной может
быть только многовекторная, взвешенная,
ориентированная в будущее политика.
В геополитике России условно можно выделить
два направления: первое - глобальное,
связанное с действиями во всеобъемлющем
глобальном (планетарном) масштабе, охватывающее
всю сушу и Мировой океан; второе - региональное,
действующее в формате системы стратегических
направлений. В первом случае речь идет
о создании и постоянном поддержании глобальной
ситуации, которая обеспечивает непрерывное
экономическое, политическое и социальное
развитие России и в то же время исключает
возможность развязывания мировой ядерной
войны. Во втором - усилия геополитики
сосредоточиваются на сохранении в территориальной
целостности суверенитета Российской
Федерации, подавлении сепаратизма и создании
условий, благоприятных для ее экономического
и социального развития в конкретных регионах,
каждый из которых имеет свои особенности.
Геополитические интересы России пересекаются
и с интересами Запада и США, и с интересами
исламского Юга, ибо Россия - страна евроазиатская.
В настоящее время ведущие страны мира
действуют в условиях относительной транспарентности
(доступности любой информации) внешней
политики и военно-политического планирования.
Это обеспечивается существованием и
развитием институтов демократии, парламентаризма
и гражданского общества. Транспарентность
внешней политики и ее цивилизованный
характер обуславливают возможность долгосрочного
партнерства России и наиболее развитых
государств мира, в том числе и в военно-политической
сфере.
Рассмотрим отношения России с наиболее авторитетными международными организациями, мощными центрами силы, странами и коалициями, характер которых влияет как на систему международных военно-политических отношений, так и на место России в системе этих отношений.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России.
Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности страны. Россия стремилась и будет стремиться развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов.
В национальных интересах России тем или иным образом контролировать геополитическое пространство бывшего СССР. Это связано со следующими причинами:
1) в западном направлении по территориям Украины и Белоруссии идут российские газо- и нефтепроводы, а через территорию Прибалтики осуществляется транзит в Калининградскую область;
2) западная граница Белоруссии практически
является воздушной границей России;
3) южные границы Российской Федерации
(самые уязвимые на сегодняшний день для
наркотрафика и террористической угрозы)
практически вынесены в Таджикистан и
охраняются российскими войсками;
4) Россия заинтересована в судьбе более 25 млн соотечественников, проживающих в новых независимых государствах;
5) учитывая энергозапасы Каспийского региона, Россия не может не стремиться играть заметную роль в этой части бывшего СССР.
Отношения России с Организацией Североатлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессами трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран - членов альянса. Однако если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства Российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии.
В отношениях со странами Европейского союза Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений с ними, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и не дискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.
В Концепции внешней политики Российской
Федерации декларируется важность отношений
с ЕС. Вместе с тем осторожное отношение
России к расширению и углублению интеграции
в ЕС, особенно в военно-политической сфере,
приобретает особое значение. Здесь следует
выделить три державы - Германию, Францию
и Великобританию, традиционно играющие
в Европе ключевую роль. Сегодня некоторые
эксперты говорят, что чрезмерное сближение
с Германией и Францией, главным носителем
исторической идеи «единой Европы от Атлантики
до Урала» и ограничения американского
доминирования в Европе, вызовет в Европе
обеспокоенность и негативно скажется
на интеграции России в европейские процессы.
В отношениях с государствами Центральной
и Восточной Европы актуальной остается
задача сохранения наработанных человеческих,
хозяйственных и культурных связей, преодоления
имеющихся кризисных явлений и придания
дополнительного импульса сотрудничеству
в соответствии с новыми условиями и российскими
интересами.
Перспективным является развитие отношений
Российской Федерации с Литвой, Латвией
и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы
повернуть эти отношения в русло добрососедства
и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным
условием этого является уважение данными
государствами российских интересов,
в том числе в стержневом вопросе о соблюдении
прав русскоязычного населения.
Балтийский регион всегда играл и играет
важную стратегическую роль в российской
политике, а обеспечение торговли с Европой
и транзит через Балтийское море были
одной из главных задач нашего государства
на протяжении всей истории. При этом очевидно, что национальные интересы
России в Балтийском регионе основываются
на исконных приоритетах России на северо-западе.
А это, как считают многие эксперты, стратегический
контроль над морским побережьем Балтийского
моря, поддержание статуса ведущей балтийской
державы и безусловное обеспечение суверенитета
России над Калининградской областью.
В стратегическом партнерстве с США Россия
рассчитывает на расширение сотрудничества
в политической, военно-политической и
экономической сферах, на продолжение
сотрудничества в сфере обеспечения стратегической
стабильности и демонтажа наследия «холодной
войны», а также на конструктивное взаимодействие
в деле обеспечения региональной стабильности
и нераспространения оружия массового
поражения на региональном уровне.
Сотрудничество России с Шанхайской организацией сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества сформируется зона мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная денационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.
Следуя своему принципу сотрудничества по всем азимутам,
Россия должна проявлять больше активности
на азиатском направлении, особенно в
сотрудничестве с ускоряющими темпы своего
развития Китаем и Индией.
Несмотря на добрососедские отношения
России и Китая, Пекин добивается от нашей
страны односторонних выгод и преимуществ,
в первую очередь в военно-политической
и военно-технической областях. Кроме
того, Китай также заинтересован в удержании
России на второстепенных ролях при формировании
новых региональных структур сотрудничества
и обеспечения безопасности в данном регионе.
Сегодня более чем миллиардное население
Китая (25% населения мира) растет на 1,1 процента
в год, тогда как экономика растет еще
быстрее - более чем на 10 процентов в год.
В силу этих причин в некоторых приграничных
районах Приморья китайцев стало в 1,5-2
раза больше, чем русскоязычного населения.
Попытки притеснения огромной и практически
не подчиняющейся российским законам
китайской диаспоры на Дальнем Востоке
могут послужить в будущем при определенных
обстоятельствах поводом для решения
спорных проблем и силовым путем.
Военно-политическая обстановка на Востоке
определяется высоким динамизмом и противоречивым
характером происходящих процессов, которые
непосредственно затрагивают национальные
интересы и военную безопасность Российской
Федерации.
Национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.
Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она, как известно, считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин. Урегулирование этой проблемы рассматривается Токио в качестве главного условия для заключения мирного договора с Российской Федерацией и полной нормализации двусторонних отношений.