Классификация военных угроз, характеристики военных угроз и создания безопасности РФ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 12:29, реферат

Описание работы

В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются политическая система российского общества, основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений, изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности.

Содержание работы

Введение.
1. Характеристика геополитической обстановки в мире.
2. Место России в системе международных военно-политических отношений.
3. Общая характеристика угроз безопасности Российской Федерации.
4. Система военных угроз безопасности страны.
5. Основные источники угроз военной безопасности России.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Классификац военных угроз й РЕФЕРАТААААА.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Вероятность реализации военных угроз, как внешних, так и внутренних, во многом определяется состоянием духовной сферы. Факторами роста военных угроз для России в этом аспекте являются притупление чувства патриотизма, утрата престижа военной службы и других духовных ценностей. Имеет место разрушение традиций и самобытности русской культуры. Возрастает число религиозных сект экстремистской направленности.

Состояние отношений в экологической сфере может также оказать воздействие на формирование военных угроз. Факты загрязнения окружающей среды стали предметом озабоченности многих государств. Аварии, катастрофы и последствия непродуманной экономической деятельности приобретают всё более угрожающие масштабы. Критическое состояние окружающей среды, по оценкам экспертов, в третьем тысячелетии может стать причиной межгосударственных конфликтов, в том числе и военных.

Военные угрозы безопасности РФ усиливаются под воздействием нерешённых проблем в правовой сфере. Наиболее опасными следует считать те, которые ведут к размыванию единого правового пространства федерации. Например, практика принятия до недавнего времени отдельными субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов и решений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.

Неурегулированными в полной мере останутся проблемы, связанные с положением и правами русскоязычного населения в государствах Балтии, Кавказа, Средней Азии, приводящие к нарастанию напряжённости. Усиливающаяся дискриминация, нарушение прав, свобод и законных интересов русских граждан могут при определённых условиях втянуть нашу страну в очередной конфликт.

Особое беспокойство вызывает состояние военной сферы, в которой требуется решить множество сложных и насущных проблем. После дезинтеграции СССР утрачено 24% территории, почти 40% населения, пониженными оказались возможности промышленности России и её Вооружённых Сил. Ухудшилось общее  военно-стратегическое положение: изменилась конфигурация государственных границ, особенно на Западе и Юге, географическое положение военных округов и их границы претерпели негативные для безопасности государства изменения.

За пределами границ РФ остались часть производственных мощностей, природных ресурсов, ряд важных элементов военной инфраструктуры, коммуникаций и большое количество материально-технических средств бывшего Советского Союза.

Система управления войсками (силами) и оружием, их техническое оснащение и всестороннее обеспечение стали нуждаться в серьёзном изменении, совершенствовании и обновлении. Разрушенным оказался военно-промышленный комплекс России.

Безусловно, на рост военных угроз оказывают влияние факторы других сфер жизнедеятельности государства. Но даже исходя из вышесказанного можно предположить, что в начале третьего тысячелетия при сохранении Россией ядерного потенциала сдерживания военные угрозы в большей степени будут проявляться не в форме возможной прямой военной агрессии со стороны иностранных государств (хотя и эту форму реализации угроз полностью исключать нельзя), а в расширении масштабов осуществления на её территории террористической и диверсионной деятельности, создании незаконных вооружённых формирований, в поддержке антироссийских настроений на постсоветском пространстве и в странах СНГ с помощью  информационных, этнорелигиозных, экономических, политико-дипломатических и других видов непрямых действий. Тем не менее Российская Федерация на обозримый период должна сохранить средства стратегического сдерживания вероятных агрессоров и статус ядерной державы для предотвращения ядерного нападения или крупномасштабной агрессии с применением обычных вооружённых сил и вооружений.

При этом Вооружённые силы будут выполнять свои задачи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области обороны и безопасности, другими государственными нормативно-правовыми актами, международными обязательствами России при строгом соблюдении норм  международного права.

В условиях современной обстановки задачи Вооружённых Сил в системе безопасности Российской Федерации не ограничиваются только вопросами обороны страны. Необходимость применения военной силы требует более широких рамок. Приоритетным направлением деятельности Вооружённых Сил стало миротворчество – мощный инструмент внешней политики страны. Успешное решение миротворческих задач воинскими контингентами Вооружённых Сил в Югославии (Косово), Боснии и Герцеговине, Сьерра-Леоне и на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (в Абхазии и Южной Осетии Грузии, Приднестровском регионе Республики Молдова) способствовало улучшению социально-политической обстановки и положило начало мирному разрешению конфликтов. Использование российских войск в миротворческих операциях является одним из путей защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения её безопасности.

При этом важно подчеркнуть, что выполнение указанных задач  может быть достигнуто лишь высоким уровнем боевой выучки, организованности и дисциплинированности каждого военнослужащего. Только в результате напряжённого ратного труда военнослужащих и должной заботы со стороны государства могут быть созданы Вооружённые Силы, способные обеспечить безопасность и защиту страны.

 

 

 5. Основные источники угроз военной безопасности России.

В военной Доктрине РФ (утверждена Указом президента РФ от 21 апреля 2000г) определено, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против России и её союзников снижена. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности РФ и её союзников.

Основные внешние угрозы:

Территориальные претензии к Российской Федерации;

Вмешательство во внутренние дела РФ;

Попытки игнорировать интересы РФ в решении проблем международной безопасности, противодействовать её укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;

Наличие очагов вооружённых конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ её союзников;

Создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи Государственной границы РФ;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ;

Ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с РФ и дружественных ей государств;

Основные внутренние угрозы:

Рассматривая международные военно-политические отношения, нельзя не остановиться на внутренних угрозах военной безопасности Российской Федерации. Они связаны с негативными процессами, которые проявились в ходе экономических и политических реформ: рост социальной и межнациональной напряженности; экономический спад; резкое ухудшение криминогенной ситуации во многом предопределили возникновение целого ряда кризисов и конфликтов.

Наиболее опасным регионом (с точки зрения втягивания России в вооруженный конфликт с перерастанием его в региональную войну) является Кавказ, где четко просматриваются источники угроз для безопасности России. На Кавказе из-за существующих экономических, этнических, территориальных, религиозных противоречий остается ряд потенциально взрывоопасных районов на территории Грузии, Армении и Азербайджана, которые вновь могут перейти в стадию вооруженного противоборства. Деятельность экстремистских религиозных организаций на территории республик Северного Кавказа, а также незаконных вооруженных формирований существенно дестабилизирует общественно-политическую обстановку. Уровень угрозы в данном случае будет обусловлен отношением России к этим конфликтам, ее ролью и местом в их урегулировании. 
Можно выделить следующие внутренние угрозы безопасности Российской Федерации:

- попытки насильственного изменения  конституционного строя и нарушения  территориальной целостности России;

- планирование, подготовка и осуществление действии по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

- создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

- незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

- широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

- деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

Главным геополитическим вызовом, угрожающим национальной безопасности России сегодня, является необходимость освоения самого российского пространства. Незавершенная международно-правовая оформленность российских границ, депопуляция северных и дальневосточных территорий, недостаточная насыщенность российских пространств автомагистралями, скоростными железными дорогами, трубопроводами, авиатрассами и т.п. создают угрозу потери контроля и управляемости даже в рамках Российской Федерации. Пока не удается организовать эффективную работу Северного морского пути, который бы резко интенсифицировал сообщение с северными районами Сибири. Все это требует четкого понимания и анализа существующей ситуации.

Таким образом, исходя из сложившихся военно-политических отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:

1) Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

2) Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

3) Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4) Формирование пояса стабильности по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах.

5) Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач безопасности мира, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

 

Заключение.

Исходя из того, что состояние и перспективы развития отношений государств в ХХI веке будут обусловлены противоречиями, вызванными истощением природных ресурсов, обострением демографической и этнонациональной напряженности, своевременное прогнозирование военных угроз, по своей сути, представляет собой начальный этап их нейтрализации и должно опираться на постоянный анализ соответствующих конфликтогенных факторов.

Обеспечение безопасности государства должно предусматривать парирование не только непосредственной военной угрозы, но и угроз, связанных с использованием военной силы в качестве средства давления. Нейтрализация любых военных угроз должна предполагать многовариантность практических действий, которые предполагали бы использование, как военных, так и невоенных средств.

Военные угрозы России в настоящее время выступают в качестве особой формы давления и не предполагают непосредственного применения вооруженных сил. Вместе с тем, являясь воздействием совокупности одновременно действующих негативных факторов (укрепление и расширение НАТО, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и военных контингентов, распространение ОМП и средств его доставки, усиление центробежных тенденций в СНГ, возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ, территориальные притязания к РФ, деятельность террористических организаций), они создают определенные предпосылки для появления непосредственных военных угроз в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Большой энциклопедический словарь. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1997.

Информация о работе Классификация военных угроз, характеристики военных угроз и создания безопасности РФ.