Контрольная работа по «Геополитика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1.Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики?
Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.

Файлы: 1 файл

Контрольная геополитика.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

«Геополитика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики?

Ответ : Геополитическим центром, ответственным за западную оконечность Евразийского континента, безусловно, будет Европейский Союз. ЕС необходимо время для того, чтобы укрепиться в существующих границах, ощутив себя единой целостностью. «Единство — в многообразии», — гласит один из основополагающих принципов евроинтеграции. Европа занята поисками оптимального баланса между общеевропейскими интересами и интересами ее 27 членов.   

 Одну из ведущих  ролей в ЕС будет играть  Германия. В то же время Франция  будет выполнять роль «патриарха»  евроинтеграции, задающего тон в  стратегии ЕС. Италия сосредоточится  на лидерстве в Южной Европе. В Центрально-Восточной Европе лидирующую роль имеют реальные шансы достичь страны Вышеградской четверки (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша). На эту роль с остальными «вышеградцами» претендует Польша, которая продолжит искать поиски самоидентичности скорее в истории времен Речи Посполитой, чем в существенно изменившихся с тех пор реалиях.

 

 

Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.

Ответ: Являясь субъектом международного публичного права, Европейский Союз имеет такие полномочия, как участие в международных отношениях и заключение международных договоров. По всему миру учреждены постоянные дипломатические представительства Союза, при таких организациях как ООН, Всемирная торговая организация, G8 и G20 действуют представители ЕС. Международная значимость единой Европы неуклонно растёт в различных сферах, начиная с политической и экономической сфер и заканчивая такими сферами, как экологическая безопасность и демография.

Впервые за последние  полвека был создан реальный противовес на мировых валютно-финансовых рынках американскому доллару. Фактически сложилась ещё одна крупнейшая валютная зона, которая распространяет своё влияние на многие страны, не входящие в ЕС, что способствует укреплению положения Европы как крупнейшего центра мирового хозяйства.

Для государств, не входящих в Европейский Союз, результаты, достигнутые благодаря интеграционным процессам, являются притягательными  примерами, о чём свидетельствуют  последние расширения ЕС (2004 и 2007 годы), когда количество стран-участниц выросло с 15 до 27 государств. И ещё многие страны стремятся вступить в Союз. Объединённая Европа вплотную придвинулась к постсоветскому пространству - фактически осталось только четыре европейских государства-члена СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова), которые находятся за пределами Евросоюза.

Процессы интеграции коренным образом изменили геополитическое  положение, как Европы, так и России. Между Европейским Союзом и Российской Федерацией заключено Соглашение о  партнёрстве, стремительно развиваются связи в различных областях. Чем обернётся ЕС для России: станет ли дополнительным источником для экономической и культурной модернизации, союзником в построении системы безопасности или превратится в инструмент военно-политического и торгово-экономического давления?

Ответы на этот и подобные вопросы напрямую зависят от понимания  интеграционных процессов в Европе. Европейское сообщество и Европейский  Союз обладают уникальными чертами, отличающими их от других региональных торговых и экономических блоков (на пример от НАФТА и АСЕАН) и других региональных международных организаций. Во-первых, в основе построения Евросоюза лежит принцип наднациональности, который означает передачу части суверенитета государствами наднациональным институтам. Во-вторых, место, занимаемое Союзом и его роль в современном мире несравнимы с местом и ролью какого-либо другого торгово-экономического блока или международной организации.

Степень разработанности  проблемы. Европейская тематика достаточно хорошо разработана как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В отечественной политической науки существует и развивается отдельное европейское направление.

 

 

Вопрос 3. Проблемы европейской безопасности в начале XXI века.

Ответ: Эти проблемы являются глобальными, потому что: затрагивают все человечество; проявляются как объективный фактор развития общесмтва; настоятельно требуют решения; предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране); от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации. Причины глобальных проблем: активный преобразующий характер деятельности человечества; противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества. Главные (приоритетные) глобальные проблемы Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны Демографическая Преодоление отсталости развивающихся стран Продовольственная Сырьевая Энергетическая Экологическая Использования Мирового океана Мирового освоения космоса Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете. Основные направления разрешения глобальных проблем Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений. Четкая международная система прогнозирования. Важнейшими факторами, определяющими направленность развития цивилизации на современном этапе, являются: 1.Начавшийся процесс глобальной интеграции человечества на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития. 2.Интенсивное формирование единой мировой системы власти в условиях доминирования в мире блока стран западной цивилизации во главе с США. 3.Интенсивый рост численности населения Земли в условиях нарастания объемов потребления западной цивилизации с приближением к критическому порогу уровня экодавления на всю сферу обитания Земли. 4.Глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира. 5.Появление на мировой арене самостоятельных геополитических субъектов транснационального характера. Именно эти черты привели к несоответствию существующего мирового порядка (сложившегося во второй половине 20-го века в рамках биполярной системы) реалиям начала 21-го века. Следствием этого несоответствия стал глобальный кризис, ведущее противоречие, которого лежит между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.

Наконец, в происходящих изменениях подчас видят глубокую, но совершенно хаотическую реструктуризацию мировой политики, в которой отсутствуют  устойчивые тренды развития. Перемены, происходящие в мировой системе, чаще всего объясняют глобализацией. Глобализации посвящены тысячи книг, увидевших свет в последнее десятилетие. Практически все исследователи отмечают, что глобализацию невозможно остановить, поскольку она порождается глубокими необратимыми сдвигами в международном разделении труда и механизмах воспроизводства. Вместе с тем единого понимания сути этого явления и его основных проявлений до сих пор нет. В частности, предметом дискуссий является вопрос о судьбе национального государства и роли национального суверенитета в условиях глобализации. Некоторые исследователи полагают, что уход в прошлое Вестфальской системы (основанной на примате нации-государства, суверенитета и государственного интереса) почти автоматически влечет за собой отказ от государственного суверенитета в пользу наднациональных институтов . Этот вывод представляется преждевременным. Даже в Европе, где в рамках Европейского союза формируются достаточно эффективные интеграционные институты, государства не спешат целиком или хотя бы в значительной мере отказываться от своего суверенитета. Но в то же время наднациональные и транснациональные организации и институты играют все большую роль в мировой политике и экономике. Вместе с государствами они образуют систему субъектов, между которыми распределяются ответственность, властные полномочия и суверенитет3. Есть и другие стороны проблемы. Абсолютизация государственного суверенитета нередко используется тираническими правящими кликами для предотвращения международного вмешательства в целях пресечения нарушений прав человека, массовых репрессий и геноцида. Вместе с тем установление международных режимов, надежно предотвращающих распространение оружия массового уничтожения или позволяющих эффективно бороться с международным терроризмом, предполагает перераспределение суверенитета в пользу международных структур. Встает вопрос: как быть с государствами, которые, разрабатывая оружие массового уничтожения, бросают вызов мировому сообществу, оправдывая свои действия интересами национальной безопасности? Возникла также необходимость регулирования транснациональных процессов в мировой экономике. Это, однако, лишь отдельные примеры, иллюстрирующие более общую ситуацию. Ее суть в том, что обеспечение международной стабильности и безопасности в условиях начала XXI в. предполагает создание эффективных, обладающих немалыми полномочиями международных организаций и определенное ограничение национального суверенитета, причем для различных государств такие ограничения серьезно различаются. А это, в свою очередь, невозможно без существенной коррекции существующего международного права, в том числе некоторых его принципиальных основ. Таким образом, применительно к политической сфере международной жизни глобализация поставила ряд острых и сложных вопросов. Поиски ответов пока далеки от выработки ясной и принятой мировым сообществом концепции.

 

 

Вопрос 4.Эволюция американской геополитики и современная геостратегия США.

Ответ: Нынешние США откровенно претендуют на роль новой сверхдержавы Евразии. Как полагает один из ведущих политологов США, советник Центра по изучению стратегических и международных проблем профессор кафедры внешней политики в Школе по изучению международных проблем при Университете Джона Хопкинса З.Бжезинский: «Роль Америки как единственной сверхдержавы мирового масштаба диктует сейчас необходимость выработать целостную и ясную стратегию в отношении Евразии»

Сначала США, по мысли  З.Бжезинского, должны закрепить в  Евразии геополитический плюрализм. Для этого приоритет должен быть отдан политическому маневрированию и дипломатическим манипуляциям, которые должны исключить возможность образования коалиций, враждебных США. Но у любого государства, существующего на карте Евразии, по мнению автора, нет для этого реальных возможностей. На втором этапе американизации Евразии должны появиться стратегически приемлемые партнеры, которые могут создать (под американским руководством) трансевразийскую систему безопасности. А в долгосрочном плане все это может стать основой системы подлинной политической ответственности в глобальном масшабе .

Европу американцы намерены усиленно подталкивать к исполнению отведенной ей роли. Но тем не менее есть опасения, что в силу ряда причин (роста безработицы, национализма ит.д.) французские и германские политики могут склониться в сторону экстремизма.

Будущее России менее  определено, и перспективы ее эволюции в позитивном плане не так уж велики. Поэтому Америка должна создать такие политические условия, которые способствовали бы привлечению Росии к работе в широких рамках европейского сотрудничества и в то же время укрепляли бы независимость новых суверенных соседних государств.

В этой связи Вашингтону рекомендуется оказывать поддержку  Украине, Узбекистану по национальной консолидации. Иначе их судьба в  долгосрочной перспективе окажется неясной. Итак, в размышлениях геостратега  отчетливо просматривается древняя, как мир, идея – разделяй и властвуй.

С того момента, как континенты стали взаимодействовать в политическом отношении, Евразия становится центром  мирового могущества. Однако последнее  десятилетие ХХ века было отмечено огромным сдвигом в мировых делах. В течении всего лишь одного столетия Америка под влиянием внутренних изменений, а также динамичного развития международных событий из страны, относительно изолированной в Западном полушарии, превратилась в державу мирового масштаба по размаху интересов и влияния.

Роль Соединенных Штатов на мировой арене еще более  возросла после окончания «холодной  войны» и распада их главного конкурента - Советского Союза. Это событие положило конец существовавшему ранее  биполярному миру и привело к  необходимости пересмотра американского внешнеполитического курса, который был ориентирован прежде всего на Советский союз и базировался на системе «сдерживания».

Америка заняла лидирующие позиции в четырех имеющих  решающее значение областях мировой  власти: «в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания; в области экономики остается основной движущей силой мирового развития; в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на ее некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира, - все это обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство.» Именно сочетание всех этих факторов делает Америку, по мнению Бжезинского единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова.

Американское влияние  подкрепляется и сложной системой союзов и коалиций, которые опутывают весь мир. Это породило новый международный порядок, который «не только копирует, но и воспроизводит за рубежом многие черты американской системы» . К этой системе относятся следующие компоненты:

  • система коллективной безопасности, в том числе объединенное командование и вооруженные силы, например НАТО, Американо-японский договор о безопасности и т.д.;
  • региональное экономическое сотрудничество, например APEC, NAFTA и специальные глобальные организации сотрудничества, например Всемирный банк, МВФ, Всемирная организация труда;
  • процедуры, которые уделяют особое внимание совместному принятию решений, даже при доминировании Соединенных Штатов;
  • предпочтение демократическому членству в ключевых союзах;
  • рудиментарная глобальная конституционная и юридическая структура (от Международного Суда до специального трибунала по рассмотрению военных преступлений в Боснии).

Большая часть этой системы  возникла во время холодной войны  и была направлена на сдерживание  глобального соперника - Советского Союза. Таким образом, она уже была готова к глобальному применению.

Как бы ни было велико влияние  Соединенных Штатов, Евразия сохраняет  свое геополитическое значение и  именно от положения дел на этом крупнейшем материке зависит политическое будущее Америки. Соответственно «вопрос о том, каким образом имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими деражавами и особенно сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществлять свое мировое господство».Так определяет основную задачу американской внешней Збигнев Бжезинский.

Информация о работе Контрольная работа по «Геополитика»