Контрольная работа по «Геополитика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1.Назовите основные противоречия европейской интеграции в свете геополитики?
Вопрос 2. Россия и Восточная Европа в процессе общеевропейской интеграции.

Файлы: 1 файл

Контрольная геополитика.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Также имеет место  этническая экспансия Китая в  соседние страны, когда небольшие  численно группы китайцев выезжают в  другую страну и создают там индустрию, которая дает возможность нелегально проникнуть большому числу мигрантов. Основными странами, подвергшимися такой экспансии, оказались Россия, Казахстан, Монголия, а равно страны южнее Китая – Таиланд, Вьетнам, Непал, Австралия.

Расселение по региону  населения страны неравномерно: большая  численность населения на восточном  берегу страны контрастирует с относительной малочисленностью населения в Западных провинциях. Современная концепция защиты побережья с приоритетами первых островов дают Китаю возможность заниматься перевозками и экспортом через речные порты, отсюда и такой контраст, сложившийся исторически.

Идеологическое обоснование  китайской государственности, основанное на коммунистических идеях, разбавленных конфуцианской философией, восхваляющей жесткую иерархичность, делает претензии  Китая не только понятными для  соседних стран, в целом согласных участвовать как второстепенные страны в жизни этой имперской системы, но и уважаемыми и близкими, обозначенными временем и судьбой. Именно отсюда страны, принадлежащие региону, никогда не противоречат политике Пекина, высказывая либо нейтральные, либо дружественные оценки.

Нерешенные проблемы вроде проблемы Тайваня или спорных  для Японии с Россией территорий встречают заинтересованность США, активно участвующих через Японию в делах региона, и полный нейтралитет  других азиатско-тихоокеанских государств, заявляющих, что это «личное дело Китая».

Историческое противостояние Китая и Японии ставит перед США  дилемму работать либо с Японией, либо с Китаем, причем именно эти  противоречия должны будут решаться в течение следующей четверти века. У Китая в плане построения своего геополитического ареала есть несколько вариантов:

  • создание антигегемонистического союза ряда бедных государств;
  • союз с Японией и переход к новой модели сотрудничества с США;
  • переход к большей степени интеграции в регионе и доступ к природным богатствам Сибири.

Социо-культурное и экономическое  давление на азиатско-тихоокеанский  регион оказывают не только США и  Япония, где к тому же размещена  американская военная база. С Запада сильное влияние оказывает Индия  и близкие к ней страны. С севера уступает свои позиции Российская Федерация.

Особую проблему представляет собой корейский вопрос. Это наиболее крупная с политической точки  зрения региональная проблема, являющаяся источником нестабильности и множества  противоречий. Первая позиция – это безъядерный статус полуострова в свете ядерной программы Северной Кореи. Концепция построения Большого Китая рассматривает весь полуостров в зоне своего политического интереса, а затем дальнейшей интеграции полуострова в свое пространство. Этому противодействует близкая географически Япония, которая рассматривает полуостров как объект своих геополитических интересов.

Другой нестабильной, но менее динамичный регион, прилегающий  к азиатско-тиоокеанскому – это  Индонезия, где национально-религиозные  проблемы являются ключевыми в вопросах внешней политики и участия в их делах Китая. Напомню, что половина населения Индонезии мусульмане, также есть огромная китайская диаспора.

В регионе практически  нет собственных этнических проблем, в частности, и благодаря Китаю, который сам по себе является государством-нацией, регулирующим отношения между другими национальными государствами. Кроме этого, нет жестких религиозных разногласий, которые способны внести нестабильность или стать основанием для затяжных территориальных или других материальных споров.

Китайские диаспоры в  других странах располагают средствами, равными (по разным подсчетам) или близкими к собственному ВВП Китая, что  является основным поступлением средств  в экономически все еще отстающий  регион. Также огромную роль играют американские инвестиции.

 

 

Вопрос 9. Геополитика Латинской Америки.

Ответ: Один из крупнейших и разнороднейших регионов мира. На территории Центральной и Южной Америки проживает более сотни различных народов и племен, а также населения, появляющегося от смешанных браков. Эти земли в свое время пытались колонизировать англичане, испанцы, португальцы. Сложный этно-национальный ландшафт позволяет развиваться огромному количеству культур и религий, а особенности взаимодействия на наднациональном уровне позволяют говорить о сложности региональной интеграции.

Семюэль Хантингтон отнес  латиноамериканский регион к потенциальным  цивилизациям, которые могут стать  цивилизациями только при соблюдении ряда социальных и культурологических тенденций. Частично он был прав. Но сейчас уже можно говорить о сложном многовекторном явлении, которое можно назвать латиноцентризмом, обусловленным ростом латиноамериканской региональной идентичности, отказом от модели западной культуры, ростом торговых связей, не связанных с США. До сих пор регион остается зоной интересов США, однако все больше и больше растет становление самосознания и сопротивления транснациональным корпорациям на основании национальной идентичности (партизаны Колумбии, Субкоманданте Маркос), а также актов геополитической активности некоторых лидеров и стран (Уго Чавес).

Большинство стран Латинской  Америки имеет континентальную  ориентацию. Например, rimland Бразилия, при  огромной протяженности водной границы  остается ориентированной на континентальную геополитику, а Куба, которая по всей своей природе должна иметь геополитическую ориентацию талассократии, ведет себя как rimland, причем больше ориентированный на теллурократию.

Большинство территорий региона не освоены человеком, хотя геологическая разведка, проводимая другими развитыми государствами, показала отсутствие сколь-либо значимых запасов природных ресурсов, а  те, что были обнаружены, в данный момент разрабатываются. Другой ресурс, который оказался востребованным развитыми государствами (в основном США), это дешевая рабочая сила в бедных районах региона. Транснациональные корпорации, которые выводили свои производственные мощности за пределы США, размещали в латинских странах свои филиалы и заводы. Богатые населением районы также интересны в данный момент как потребители.

Некоторое число стран охвачено национально-освободительными и сепаратистскими  движениями, что не гарантирует стабильности в регионе. Кроме того, огромное количество поступлений финансовых средств в страны – это экспорт наркотических средств в северные районы – в те же США, Мексику, Канаду. Осуществляя, таким образом, глобальное разделение труда. В районах Центральной Америки достаточно развиты производство и банковское дело, Мексика отличается добычей нефти и производством телепродукции.

Богатейший культурный потенциал  и общность языка делают потенциальные  возможности для интеграции, которая  до сих пор не состоялась из-за различия режимов и отсутствия принципиальной необходимости. Общий контраст между западной и латиноамериканской культурой является преградой, которая в дальнейшем не даст странам принимать стратегию США в отношении региона и приведет к эскалации напряженности.

Отсутствие лидера региона или  какой-либо ярко выраженной региональной державы обуславливается одинаковым развитием стран и равномерным распределением восполняемых и невосполняемых ресурсов, а также отсутствием четких предпосылок для технологического, культурного, военного, экономического или демографического прорыва на территории одной из стран. Бразилия, несмотря на протяженность территорий, не является сильнейшей в геостратегическом или экономическом плане. Точно также ни одна из стран не может претендовать на особый статус и свою миссию в рамках региона. Это, пожалуй, один из тех примеров, когда территория не гарантирует развитие.

Объединение стран в неустойчивые блоки возможно разве что на антигегемонистской, антиамериканистской основе, что  реализуется в программе некоторых  организаций. Демонстрация своей антиамериканистичности является ключом к внешней политике ряда стран и сетей, находящихся на территории государств. Поддержка другим развитыми странами партизанских движений и сепаратистов вносит общую нестабильность во внутренних делах государств. Каждые 10 лет в регионе происходят государственные перевороты или активизация боевых действий в труднодоступных районах. Этому способствует общая бедность и значительное количество населения.

Демографические показатели наглядно демонстрируют нам, что страны Латинской и Южной Америки являются концептуальным «югом», общей зоной бедности и оттока населения богатые северные районы.

 

Вопрос 10. Противоречия европейской интеграции в свете геополитики.

Ответ: Геополитическим центром, ответственным за западную оконечность Евразийского континента, безусловно, будет Европейский Союз. ЕС необходимо время для того, чтобы укрепиться в существующих границах, ощутив себя единой целостностью. «Единство — в многообразии», — гласит один из основополагающих принципов евроинтеграции. Европа занята поисками оптимального баланса между общеевропейскими интересами и интересами ее 27 членов.   

 Одну из ведущих ролей  в ЕС будет играть Германия. В то же время Франция будет  выполнять роль «патриарха» евроинтеграции, задающего тон в стратегии ЕС. Италия сосредоточится на лидерстве в Южной Европе. В Центрально-Восточной Европе лидирующую роль имеют реальные шансы достичь страны Вышеградской четверки (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша). На эту роль с остальными «вышеградцами» претендует Польша, которая продолжит искать поиски самоидентичности скорее в истории времен Речи Посполитой, чем в существенно изменившихся с тех пор реалиях.   

 Противоречия европейской интеграции  и атлантической стратегии США на европейском континенте позволяют прогнозировать два наиболее вероятных сценария развития геополитической ситуации.  

Первый сценарий. В результате успешной интеграции европейских стран на геополитической карте мира возникнет сильная политически объединенная Европа, что будет означать базовое изменение в мировом распределении геополитических сил. И в США, и в Европе есть немало сторонников такого развития событий. Так, известный американский экономист Ф. Бергстен считает:   

 Евроленд будет равным или  даже превзойдет Соединенные Штаты в ключевых параметрах экономической мощи и будет во все возрастающей степени говорить одним голосом по широкому кругу экономических вопросов.   

 Такой сценарий означает  возрождение двуполюсной геополитической модели, где США и ЕС являются глобальными партнерами-соперниками. В пользу этого сценария в настоящее время свидетельствует только рост антиамериканских настроений на континенте: развитие движения антиглобалистов, выступлений европейских общественных и политических деятелей, встревоженных откровенно гегемонистскими устремлениями США.  

 Развитие международных событий  все больше свидетельствует в  пользу осуществления другого  сценария.  

Второй сценарий. Все более определенно проявляется тенденция подменить углубление интеграции на ее расширение, что делает процесс евроинтеграции противоречивым и многослойным. Известный французский геополитик Ж. Аттали полагает, что в ЕС через определенное время будут входить 35—40 государств (включая Украину и Грузию). Увеличение численности стран-участниц может привести к углублению уже имеющихся противоречий и новым столкновениям. Ситуация обострения противоречивых тенденций очень выгодна США, которые всегда могут претендовать на роль арбитра при разрешении европейских споров и тем самым держать весь процесс интеграции под атлантическим контролем.   

 В последнее время европейские  экономисты обсуждают и такой  пессимистический сценарий: если  какая-то европейская страна не  выдержит экономической гонки  за подъем производительности, ее  экономика неизбежно погрузится в кризис. Потребуются дотации из богатых стран в бедствующие регионы. Но если такая помощь является обычной в рамках национальных государств, то на общеевропейском уровне организовать ее будет весьма проблематично. Следовательно, трудности европейского роста огромны, и именно они заставляют обращаться за помощью к атлантическому партнеру. Все это позволило 3. Бжезинскому уверенно заявить:  

 Европа, несмотря на всю свою  экономическую мощь, значительную  экономическую и финансовую интеграцию, останется де-факто военным протекторатом Соединенных Штатов. Европа в обозримом будущем не сможет стать Америкой. Бюрократически проводимая интеграция не может породить политической воли, необходимой для подлинного единства.


Информация о работе Контрольная работа по «Геополитика»