Нелегальная миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их ликвидации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффективности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
http://ru.wikipedia.org

Файлы: 1 файл

реферат мировая.docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

По заявлению  главы Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константина Ромодановского: "Экономический ущерб, причиненный  России нелегальной миграцией в  виде неуплаты налогов, составляет более 8 млрд долл. ... ежегодно мигранты из стран  СНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл."

Проблема нелегальной  иммиграции стоит остро в большинстве  развитых стран мира, имея, к тому же, свои особенности в отдельных  регионах. Государства Западной Европы, США, Канада выстраивают иммиграционные барьеры, отсеивая желающих поселиться на их территории, что вызывает рост нелегальной иммиграции в эти  страны. Не даром иммиграционные власти США славятся своей придирчивостью в отборе кандидатов на въезд.

Ожидалось, что в 80-е годы в США приедет в  общей сложности не более 8-9 миллионов  нелегальных и легальных иммигрантов, что уже само по себе на 50 процентов  больше, чем в 70-е годы. В действительности в этот период в Соединенные Штаты  прибыло почти 10 миллионов человек, причем основной прирост произошел  за счет испаноязычных иммигрантов  и выходце из Азии (их количество увеличилось более чем вдвое).

С ростом потока иммигрантов  в стране увеличиваются антииммигрантские  настроения. Опросы общественного мнения показали, что более двух третей населения выступает за ужесточение  законов об иммиграции и за более  жесткую политику в отношении  нелегалов. Но очевидно, что без иммигрантов  США может испытать определенные трудности в экономическом развитии, т.к. значительная часть рабочих  рук в малопрестижных и тяжелых  областях деятельности принадлежит  приезжим.

В борьбе с нелегалами власти США пока проигрывают. Количество незаконных мигрантов на данный момент не поддается учету. По разным оценкам  их от 1 до 8 млн. чел. В основном это  уроженцы Мексики, стран Латинской  Америки, все больше становится выходцев из Азии. Многие жители бывших советских  республик пытаются получить рабочие  визы в США. Если это им не удается, то нередко люди въезжают по туристической визе в надежде остаться в Америке на нелегальном положении и искать пути там закрепиться.

Нелегальная работа в США, да и в других странах, таит в себе немало скрытых опасностей. Помимо того, что подобного рода иммиграция может закончиться высылкой из страны и запретом на въезд в  дальнейшем, существуют и другие "подводные  камни". С одной стороны –  проживая подобным образом вряд ли можно рассчитывать на положенную каждому  гражданину в развитых странах медицинскую  страховку, а среди нелегальных  рабочих травматизм на порядок выше, чем в целом в развитых странах. Работодатели не считаются с интересами нелегалов, т.к. те не будут жаловаться. Кроме того, немало мошенников зарабатывают на обещаниях трудоустроить в  западной стране, не выполняя своих  обязательств и создавая людям серьезные  проблемы во въезде в дальнейшем.

Нелегальная миграция в России   http://russiancouncil.ru/

Нелегальная миграция является одним из серьезных вызовов  сегодняшнего дня, а противодействие  этому явлению стало одним  из актуальных направлений работы миграционных органов. Неурегулированный правовой статус прежде всего наносит ущерб  самим мигрантам, приводя к тому, что мигранты стремятся минимизировать свои контакты с государственными структурами, оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве  и фактически становятся современными рабами.

Нелегальные мигранты стараются как можно меньше общаться и с населением. В результате возникают  национальные анклавы, внутри которых  часто встречаются криминальные, в том числе экстремистские проявления. В ответ следуют проявления ксенофобии среди населения, обостряются межэтнические  противоречия и между самими россиянами.

Необходимость противодействия  незаконной миграции обусловлена еще  и тем, что это явление связано  с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство  и торговля людьми. Конечно же, незаконные мигранты не платят налоги.

В принимающих государствах прослеживаются два подхода к  преодолению негативных последствий  этого явления. Первый состоит в  основном в предоставлении возможности  для легализации незаконных мигрантов (их отдельных категорий). Второй подход направлен на ужесточение процедур въезда и пребывания в стране, а  также на репрессивную работу миграционных органов. Часто эти подходы политически  детерминированы и направлены на получение поддержки определенных социальных групп (это особенно очевидно на примере предвыборных кампаний во Франции и США).

На территории Российской Федерации на сегодняшний день находится  более 10 млн иностранных граждан. Из них 42% пребывают с различными целями, не связанными с осуществлением трудовой деятельности, 17% законно работают на основании разрешения на работу или патента.

Следует отметить, что характер миграции, в том числе  и незаконной, в России имеет свою специфику, прежде всего, в силу того, что Россия является наиболее экономически развитым государством на постсоветском  пространстве и как следствие  – крупнейшим центром притяжения мигрантов из государств-участников СНГ. При этом Российская Федерация  не только принимает мигрантов, но и  является страной исхода и транзита.

По данным государственной  информационной системы миграционного  учета (далее – ГИСМУ), ежегодно в  Россию въезжает порядка четырнадцати миллионов иностранных граждан. Около восьмидесяти процентов из них составляют граждане стран государств-участников СНГ. При этом в 2011 г. пятьдесят шесть  процентов иностранных граждан  – выходцев из стран СНГ, по предварительным  данным, въехали впервые.

На территории Российской Федерации на сегодняшний день находится  более 10 млн иностранных граждан. Из них 42% пребывают с различными целями, не связанными с осуществлением трудовой деятельности, 17% законно работают на основании разрешения на работу или патента.

Данные ГИСМУ  говорят о том, что 21% находящихся  в стране иностранцев превысили  срок законного пребывания; они могут  работать нелегально, соответственно, не платя налоги.

Необходимо отметить, что эти лица въехали в нашу страну законно и, следовательно, в  основном в России мигранты совершают  два вида нарушений миграционного  законодательства: превышение установленных  законом сроков пребывания и несоблюдение установленного порядка осуществления  трудовой деятельности иностранными гражданами.

В ряде случаев гражданами государств-участников СНГ во время  их пребывания в России не соблюдается  заявленная цель въезда: в миграционной карте указывается «частная»  или «туризм», а фактически иностранец въезжает для работы по найму.

При этом в целом  трудовые мигранты составляют не более  семи процентов от всех занятых в  экономике. Так, по данным Росстата численность  экономически активного населения  составляет семьдесят пять миллионов  четыреста сорок тысяч человек, в том числе, занятого в экономике  – шестьдесят девять миллионов восемьсот  четыре тысячи человек.

Анализ данных ГИСМУ  позволяет сделать вывод о  том, что объемы незаконной миграции в нашей стране, кончено, значительны, но несопоставимо меньше, чем, например, в США, где цифры достигают  одиннадцати – двенадцати миллионов  человек.

Однако эти относительно небольшие цифры не означают, что  не следует предпринимать каких-либо мер по противодействию незаконной миграции. Как уже говорилось выше, неурегулированное положение отрицательно сказывается как на самих мигрантах, так и на принимающем сообществе.

При этом, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что и в России есть заинтересованные стороны, которые препятствуют приобретению мигрантами законного правового  статуса. Прежде всего, это работодатели, которые заинтересованы в использовании  более дешевого нелегального труда  иностранцев, а также различного рода посредники, многие из которых  сами являются выходцами из стран  происхождения трудовых мигрантов  и в силу этнической общности и  владения языком пользуются их доверием. Такие «соотечественники», пользуясь  тем, что вновь прибывшие трудовые мигранты не владеют русским языком, не знакомы с российским законодательством  и полностью доверяют им, фактически выступают организаторами незаконной миграции.

В России есть заинтересованные стороны, которые препятствуют приобретению мигрантами законного правового  статуса.

Не случайно изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  в 2007 г., были направлены на возложение тяжести ответственности на работодателей (как известно, максимальный размер штрафа за незаконное привлечение к  трудовой деятельности одного иностранного гражданина для юридического лица составляет восемьсот тысяч рублей).

Общее количество протоколов, составленных сотрудниками территориальных  органов ФМС России об административных правонарушениях правил пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации за восемь месяцев 2012 г. составило  почти 533,5 тыс. (в 2011 г. – почти 650 тыс.) [1].

При этом за нарушение  установленного порядка осуществления  трудовой деятельности за восемь месяцев 2012 г. в отношении иностранных  граждан (статья 18.10 КоАП) составлено 109 155 протоколов (в 2011 г. – почти 145 тыс.) и почти 89 тыс. протоколов в отношении  работодателей (в 2011 г. – почти 118 тыс.).

Привлечению к ответственности  и неотвратимости наказания способствовало наделение Федеральной миграционной службы полномочием по проведению административного  расследования, которое позволяет  провести необходимые экспертизы и  иные процессуальные действия. До установления этого полномочия сжатые сроки не позволяли сотрудникам ФМС России достоверно установить субъект ответственности, например, при выявлении нарушения  порядка привлечения иностранных  работников в строительном секторе, где существует целая система  подрядчиков и субподрядчиков.

В 2005 г. в российском административном законодательстве появился такой вид наказания, как административное приостановление деятельности, а  с 2007 г. оно было установлено для  работодателей, нарушивших порядок  привлечения и использования  иностранных работников.

Этот вид наказания  применяется по судебному решению  на срок до 90 суток (за восемь месяцев 2012 г. было вынесено почти 7 тыс. таких решений, в 2011 г. – почти 12 тыс. 400). Однако минимальный  срок приостановления деятельности законодательством не определен, поэтому  в том случае, если суд принимает  решение о приостановлении деятельности на 3 дня, это наказание не ощутимо  для хозяйствующего субъекта. Представляется, что эта норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  нуждается в совершенствовании.

С 2004 г. в российском уголовном законодательстве была введена  ответственность за организацию  незаконной миграции (статья 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В 2011 году по признакам  состава преступления, установленным  указанной статьей, было возбуждено 385 уголовных дел по материалам территориальных  органов ФМС России, привлечен  к ответственности 101 чел. (за восемь месяцев 2012 г. было возбуждено 259 уголовных  дел, привлечено к ответственности 85 чел.). Практика подтверждает, что  этот вид преступной деятельности широко развит.

В общем количестве преступлений, совершаемых иностранными гражданами в Российской Федерации, подделка документов составляет примерно тридцать процентов.

Незаконная миграция часто связана с изготовлением  и использованием поддельных и подложных  документов. В процессе проверочных  мероприятий территориальных органов  Федеральной миграционной службы, направленных на противодействие незаконной миграции, часто выявляются подобные факты. Подделываются  приглашения, визы, миграционные карты, разрешения на работу и иные документы, необходимые для въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории, а также для осуществления  трудовой деятельности.

Так, в прошлом  году было выявлено около 7 тыс. 120 чел., имевших на руках поддельные документы, возбуждено более 2 тыс. уголовных дел  по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков), привлечено к уголовной  ответственности 830 чел. За восемь месяцев 2012 г. эти цифры составили соответственно около 4 тыс. 800 чел., имевших на руках  поддельные документы, более 1000 уголовных  дел, привлеченных к уголовной ответственности  – около 340 чел. В общем количестве преступлений, совершаемых иностранными гражданами в Российской Федерации, подделка документов составляет примерно тридцать процентов.

В Докладе Генерального секретаря ООН на 60-ой сессии Генеральной  ассамблеи ООН, в рамках которой  проходил Диалог высокого уровня по миграции было отмечено, что одной из причин незаконной миграции становятся бюрократические  процедуры.

В России одной из таких процедур была регистрация  иностранных граждан по месту  жительства, которая требовала многочисленных согласований и была практически  не выполнимой.

В 2007 г. в нашей  стране был сделан серьезный шаг  по упрощению миграционных процедур: вступили в силу закон, заменивший разрешительную регистрацию иностранных граждан  уведомительным миграционным учетом (Федеральный  закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») и изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», упростившие процедуру получения разрешения на работу и разрешения на временное пребывание иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в безвизовом порядке (гражданами государств-участников СНГ). Впервые была предусмотрена возможность представления документов без личной явки (документы для постановки на миграционный учет стало возможно направлять по почте). Эти изменения позволили получить объективные данные по пребыванию в России иностранных граждан, вывести из тени значительное количество иностранных работников.

Информация о работе Нелегальная миграция