Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:03, контрольная работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их ликвидации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффективности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
http://ru.wikipedia.org
По заявлению главы Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ Константина Ромодановского: "Экономический ущерб, причиненный России нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 млрд долл. ... ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл."
Проблема нелегальной иммиграции стоит остро в большинстве развитых стран мира, имея, к тому же, свои особенности в отдельных регионах. Государства Западной Европы, США, Канада выстраивают иммиграционные барьеры, отсеивая желающих поселиться на их территории, что вызывает рост нелегальной иммиграции в эти страны. Не даром иммиграционные власти США славятся своей придирчивостью в отборе кандидатов на въезд.
Ожидалось, что в
80-е годы в США приедет в
общей сложности не более 8-9 миллионов
нелегальных и легальных
С ростом потока иммигрантов
в стране увеличиваются
В борьбе с нелегалами власти США пока проигрывают. Количество незаконных мигрантов на данный момент не поддается учету. По разным оценкам их от 1 до 8 млн. чел. В основном это уроженцы Мексики, стран Латинской Америки, все больше становится выходцев из Азии. Многие жители бывших советских республик пытаются получить рабочие визы в США. Если это им не удается, то нередко люди въезжают по туристической визе в надежде остаться в Америке на нелегальном положении и искать пути там закрепиться.
Нелегальная работа в США, да и в других странах, таит в себе немало скрытых опасностей. Помимо того, что подобного рода иммиграция может закончиться высылкой из страны и запретом на въезд в дальнейшем, существуют и другие "подводные камни". С одной стороны – проживая подобным образом вряд ли можно рассчитывать на положенную каждому гражданину в развитых странах медицинскую страховку, а среди нелегальных рабочих травматизм на порядок выше, чем в целом в развитых странах. Работодатели не считаются с интересами нелегалов, т.к. те не будут жаловаться. Кроме того, немало мошенников зарабатывают на обещаниях трудоустроить в западной стране, не выполняя своих обязательств и создавая людям серьезные проблемы во въезде в дальнейшем.
Нелегальная миграция является одним из серьезных вызовов сегодняшнего дня, а противодействие этому явлению стало одним из актуальных направлений работы миграционных органов. Неурегулированный правовой статус прежде всего наносит ущерб самим мигрантам, приводя к тому, что мигранты стремятся минимизировать свои контакты с государственными структурами, оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве и фактически становятся современными рабами.
Нелегальные мигранты
стараются как можно меньше общаться
и с населением. В результате возникают
национальные анклавы, внутри которых
часто встречаются
Необходимость противодействия незаконной миграции обусловлена еще и тем, что это явление связано с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми. Конечно же, незаконные мигранты не платят налоги.
В принимающих государствах
прослеживаются два подхода к
преодолению негативных последствий
этого явления. Первый состоит в
основном в предоставлении возможности
для легализации незаконных мигрантов
(их отдельных категорий). Второй подход
направлен на ужесточение процедур
въезда и пребывания в стране, а
также на репрессивную работу миграционных
органов. Часто эти подходы политически
детерминированы и направлены на
получение поддержки
На территории Российской Федерации на сегодняшний день находится более 10 млн иностранных граждан. Из них 42% пребывают с различными целями, не связанными с осуществлением трудовой деятельности, 17% законно работают на основании разрешения на работу или патента.
Следует отметить, что характер миграции, в том числе и незаконной, в России имеет свою специфику, прежде всего, в силу того, что Россия является наиболее экономически развитым государством на постсоветском пространстве и как следствие – крупнейшим центром притяжения мигрантов из государств-участников СНГ. При этом Российская Федерация не только принимает мигрантов, но и является страной исхода и транзита.
По данным государственной информационной системы миграционного учета (далее – ГИСМУ), ежегодно в Россию въезжает порядка четырнадцати миллионов иностранных граждан. Около восьмидесяти процентов из них составляют граждане стран государств-участников СНГ. При этом в 2011 г. пятьдесят шесть процентов иностранных граждан – выходцев из стран СНГ, по предварительным данным, въехали впервые.
На территории Российской Федерации на сегодняшний день находится более 10 млн иностранных граждан. Из них 42% пребывают с различными целями, не связанными с осуществлением трудовой деятельности, 17% законно работают на основании разрешения на работу или патента.
Данные ГИСМУ говорят о том, что 21% находящихся в стране иностранцев превысили срок законного пребывания; они могут работать нелегально, соответственно, не платя налоги.
Необходимо отметить, что эти лица въехали в нашу страну законно и, следовательно, в основном в России мигранты совершают два вида нарушений миграционного законодательства: превышение установленных законом сроков пребывания и несоблюдение установленного порядка осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.
В ряде случаев гражданами государств-участников СНГ во время их пребывания в России не соблюдается заявленная цель въезда: в миграционной карте указывается «частная» или «туризм», а фактически иностранец въезжает для работы по найму.
При этом в целом трудовые мигранты составляют не более семи процентов от всех занятых в экономике. Так, по данным Росстата численность экономически активного населения составляет семьдесят пять миллионов четыреста сорок тысяч человек, в том числе, занятого в экономике – шестьдесят девять миллионов восемьсот четыре тысячи человек.
Анализ данных ГИСМУ позволяет сделать вывод о том, что объемы незаконной миграции в нашей стране, кончено, значительны, но несопоставимо меньше, чем, например, в США, где цифры достигают одиннадцати – двенадцати миллионов человек.
Однако эти относительно
небольшие цифры не означают, что
не следует предпринимать каких-
При этом, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что и в России есть заинтересованные стороны, которые препятствуют приобретению мигрантами законного правового статуса. Прежде всего, это работодатели, которые заинтересованы в использовании более дешевого нелегального труда иностранцев, а также различного рода посредники, многие из которых сами являются выходцами из стран происхождения трудовых мигрантов и в силу этнической общности и владения языком пользуются их доверием. Такие «соотечественники», пользуясь тем, что вновь прибывшие трудовые мигранты не владеют русским языком, не знакомы с российским законодательством и полностью доверяют им, фактически выступают организаторами незаконной миграции.
В России есть заинтересованные стороны, которые препятствуют приобретению мигрантами законного правового статуса.
Не случайно изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в 2007 г., были направлены на возложение тяжести ответственности на работодателей (как известно, максимальный размер штрафа за незаконное привлечение к трудовой деятельности одного иностранного гражданина для юридического лица составляет восемьсот тысяч рублей).
Общее количество протоколов,
составленных сотрудниками территориальных
органов ФМС России об административных
правонарушениях правил пребывания
и осуществления трудовой деятельности
иностранных граждан в
При этом за нарушение установленного порядка осуществления трудовой деятельности за восемь месяцев 2012 г. в отношении иностранных граждан (статья 18.10 КоАП) составлено 109 155 протоколов (в 2011 г. – почти 145 тыс.) и почти 89 тыс. протоколов в отношении работодателей (в 2011 г. – почти 118 тыс.).
Привлечению к ответственности
и неотвратимости наказания способствовало
наделение Федеральной
В 2005 г. в российском административном законодательстве появился такой вид наказания, как административное приостановление деятельности, а с 2007 г. оно было установлено для работодателей, нарушивших порядок привлечения и использования иностранных работников.
Этот вид наказания
применяется по судебному решению
на срок до 90 суток (за восемь месяцев 2012
г. было вынесено почти 7 тыс. таких решений,
в 2011 г. – почти 12 тыс. 400). Однако минимальный
срок приостановления деятельности
законодательством не определен, поэтому
в том случае, если суд принимает
решение о приостановлении
С 2004 г. в российском уголовном законодательстве была введена ответственность за организацию незаконной миграции (статья 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В 2011 году по признакам состава преступления, установленным указанной статьей, было возбуждено 385 уголовных дел по материалам территориальных органов ФМС России, привлечен к ответственности 101 чел. (за восемь месяцев 2012 г. было возбуждено 259 уголовных дел, привлечено к ответственности 85 чел.). Практика подтверждает, что этот вид преступной деятельности широко развит.
В общем количестве преступлений, совершаемых иностранными гражданами в Российской Федерации, подделка документов составляет примерно тридцать процентов.
Незаконная миграция
часто связана с изготовлением
и использованием поддельных и подложных
документов. В процессе проверочных
мероприятий территориальных
Так, в прошлом
году было выявлено около 7 тыс. 120 чел.,
имевших на руках поддельные документы,
возбуждено более 2 тыс. уголовных дел
по признакам состава
В Докладе Генерального секретаря ООН на 60-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН, в рамках которой проходил Диалог высокого уровня по миграции было отмечено, что одной из причин незаконной миграции становятся бюрократические процедуры.
В России одной из
таких процедур была регистрация
иностранных граждан по месту
жительства, которая требовала
В 2007 г. в нашей
стране был сделан серьезный шаг
по упрощению миграционных процедур:
вступили в силу закон, заменивший разрешительную
регистрацию иностранных