Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:03, контрольная работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их ликвидации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффективности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
http://ru.wikipedia.org
Одна из мер противодействия незаконной миграции – возвращение иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших миграционное законодательство, в страну их гражданской принадлежности (постоянного проживания). Российское законодательство предусматривает такие формы принудительного возвращения, как административное выдворение, депортация и реадмиссия. Термины «депортация» и «выдворение» часто, особенно на бытовом уровне, употребляются как синонимы; между тем, суть этих процедур различна.
Так, административное выдворение – это форма административной ответственности, которая применяется по решению суда. В свою очередь, оно может осуществляться в форме принудительного выдворения или самостоятельного контролируемого выезда с территории России.
Депортация, согласно
статье 2 Федерального закона от 25 июля
2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в
При этом закон предусматривает
применение депортации в том случае,
если иностранный гражданин не покинул
территорию Российской Федерации самостоятельно
в случае вышеуказанных обстоятельств,
а также в случае неисполнения
в добровольном порядке решения
о нежелательности пребывания в
Российской Федерации, принятого уполномоченными
на это федеральными органами исполнительной
власти (на сегодняшний день Правительством
уполномочены на принятие таких решений
одиннадцать федеральных
Заслуживает внимания опыт европейских
государств в области добровольного
возвращения незаконно
Относительно новой
формой принудительного возвращения
для российского
В соответствии с указанным Соглашением, «реадмиссия» означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения. Схожие определения этого понятия, с небольшими изменениями, содержатся и в других договорах Российской Федерации с иностранными государствами о реадмиссии.
В реадмиссионный диалог вовлечено 24 государства-члена Евросоюза. Федеральной миграционной службой ведется большая работа по подготовке исполнительных протоколов с каждым из государств-участников указанного Соглашения. Сейчас уже 21 такой протокол подписан на межправительственном уровне, подготовлены к подписанию еще три.
С начала реализации Соглашения о реадмиссии с Евросоюзом Россия приняла 1318 граждан Российской Федерации, нарушивших миграционные правила государств ЕС. При этом поступило почти семь с половиной тысяч ходатайств.
Из Европейских государств, не являющихся участниками Соглашения Россия-ЕС о реадмиссии (с Данией, Норвегией и Швейцарией нами заключены двусторонние соглашения), принято 359 граждан.
Российской стороной, начиная с 2009 г., направлено 321 ходатайство о реадмиссии в Республику Узбекистан, Социалистическую Республику Вьетнам, Федеративную Республику Германия, в Латвийскую Республику и ряд других государств (всего десять). Всего в порядке реадмиссии передано 244 иностранных гражданина.
Совершение административных
правонарушений, причем не только в
сфере миграции, влечет за собой
закрытие для иностранного гражданина
въезда в Российскую Федерацию. Согласно
статье 26 Федерального закона от 15 августа
1996 г. № 114-ФЗ «О порядке въезда в
Российской Федерации и выезда из
Российской Федерации», въезд в Российскую
Федерацию иностранным
Если в период
своего предыдущего пребывания в
Российской Федерации иностранный
гражданин или лицо без гражданства
подвергались административному выдворению
за пределы Российской Федерации, депортировались
либо были переданы Российской Федерацией
иностранному государству в соответствии
с международным договором
Тот факт, что иностранный
гражданин подвергался
Представляется, что
заслуживает внимания, с точки
зрения возможности его применения
в России, опыт европейских государств
в области добровольного
В ряде иностранных государств развит институт уведомления о незаконном пребывании мигрантов. Представляется важным, чтобы уполномоченные органы начали оперативно реагировать на такие сигналы, а граждане перестали расценивать эту информацию как «стукачество».
Директива применяется к гражданам третьих государств и ориентирует на приоритет добровольного возврата перед принудительным. Она предполагает установление для незаконных мигрантов срока для добровольного отъезда длительностью от семи до тридцати дней. При этом решения о возврате должны в некоторых случаях сопровождаться закрытием въезда на срок до пяти лет, если обязанность возврата не была соблюдена или, если срок для добровольного отъезда не предоставлялся.
Первые шаги в
этом направлении сделаны ФМС
России в рамках законопроекта, который
предусматривает возможность
В целом можно
сказать, что в Российской Федерации
создана комплексная
Важнейшая ее составляющая
– это международные
Конечно, ведущую
роль имеют международные договоры
универсального характера. Так, с 25 июня
2004 г. для России вступил в силу
Протокол против незаконного ввоза
мигрантов по суше, морю и воздуху,
дополняющий Конвенцию
Среди международных
договоров регионального
Важную роль в
противодействии незаконной миграции
играют также соглашения об обмене
информацией между
Развитие информационных технологий позволит поднять противодействие незаконной миграции на качественно новый уровень, уйти от тотальных уличных проверок документов у лиц «неславянской» внешности.
Эффективно работают
специальные отраслевые органы, созданные
в рамках различных международных
организаций. Действует Комиссия по
противодействию незаконной миграции
государств – участников СНГ, Координационный
совет по борьбе с незаконной миграцией
Организации договора о коллективной
безопасности (КСБНМ), Российско-белорусская
Межгосударственная межведомственная
рабочая группа по выработке рекомендаций
по проведению согласованной миграционной
политики и осуществлению
Стала постоянной практика
принятия и реализации программы
сотрудничества государств-участников
СНГ в противодействии
Программа разработана
Совместной комиссией государств-
В рамках КСБНМ ОДКБ ежегодно проводятся совместные оперативно-профилактические мероприятия, приносящие весомые результаты. С российской стороны в них принимала участие не только ФМС России, но МВД России, ФСБ России, Росфинмониторинг. В ходе мероприятий были выявлены как преступления, связанные как с организацией незаконной миграции, так и с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, незаконным оборотом оружия, незаконным пересечением границы.
Направления развития международного сотрудничества в сфере противодействия незаконной миграции определены в Концепции миграционной политики (утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г.). Непосредственной к этой сфере относятся следующие:
Многие из них, как видно из сказанного выше, уже реализуются на практике. Развитие интеграционных процессов заставляет думать о перспективах организации совместной работы по противодействию незаконной миграции из третьих государств на пространстве Таможенного союза. Соответствующее соглашение было заключено в ноябре 2011 г. Представляется, что углубление интеграции расширит и формы взаимодействия компетентных органов (сейчас это в основном обмен информацией). Основой же для совместной борьбы с незаконной миграцией граждан третьих стран на территорию государств, входящих в интеграционные объединения, как представляется, должна стать единая информационная система. Правовая основа для начала практических работ по ее созданию уже заложена заключенным в рамках СНГ Соглашением о создании Единой системы учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, заключенным в Санкт-Петербурге, 18 октября 2011 г.
Конечно же, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. содержит специальный раздел, посвященный основным направлениям противодействия незаконной миграции: