Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:28, реферат
Глубокое и всестороннее понимание сущности и основных тенденций его развития необходимо для выработки правильного направления внешнеэкономической политики любой страны, успешного вхождения в мировое сообщество и обеспечения динамичного развития национальной экономики. Только познав тенденции, поняв закономерности возникновения мирового хозяйства, его основные, главные черты можно рассчитывать на успешное взаимодействие страны с мировым сообществом.
Введение…………………………………………………………………….…....3
Территориальные проблемы России с Польшей………………………..….5
Политические взаимоотношения между странами России и Польши…..12
Экономические взаимоотношения между странами России и Польши…21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современное всемирное хозяйство представляет собой сложную совокупность национальных хозяйств различных стран, в том числе и России, связанных системой международных экономических отношений и участвующих в международном разделении труда.
Развитие международного транспорта и связи, всесторонняя интернационализация хозяйств, формирование мировых рынков товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, возникновение и развитие международных валютных систем, рынков и ряд других обстоятельств являются условиями образования мирового хозяйства.
Глубокое и всестороннее понимание сущности и основных тенденций его развития необходимо для выработки правильного направления внешнеэкономической политики любой страны, успешного вхождения в мировое сообщество и обеспечения динамичного развития национальной экономики. Только познав тенденции, поняв закономерности возникновения мирового хозяйства, его основные, главные черты можно рассчитывать на успешное взаимодействие страны с мировым сообществом.
Место стран в современном
мире, их форму правления и
Политической карте
мира свойственна высокая
Путь человечества на
пороге III тысячелетия – путь диалогов,
международных контактов и
Для яркого примера возьмем такие страны, как Россия и Польша.
Целью написания данной работы является рассмотрение территориальные проблемы, а так же экономические и политические взаимоотношения между странами России и Польши
1. Территориальные проблемы России с Польшей
Российско-польские отношения –
сложная, драматическая и трагическая
часть европейской истории. В
этих взаимоотношениях решающую роль
Восемь десятилетий прошло с момента
окончания войны между
На протяжении двух веков Польша воспринималась в Российском государстве как Реальная угроза. В 1569 г. С подписанием Люблинской унии между Польшей и великим княжеством Литовским, вместе с принадлежавшими ему западными и южными русскими землями образовалась Речь Посполитая, которая стала третьей по размеру и четвёртой по населению державой, одним из богатейших государств Европы. Мощное военно-политическое образование – Речь Посполитая вела активную борьбу за преобладание на востоке и юге. Московия всё больше противостояла Речи Посполитой и боролась за спорные западные территории.
В XVIIIв., по мере укрепления Российского государства и ослабления Речи Посполитой, Россия стала выигрывать конкуренцию с Польшей. С 20-х годов XVIII в. эта страна превращается в протекторат России и Пруссии. Речь Посполитая ещё сохраняет внутреннюю анатомию, но в европейской расстановке сил перестаёт играть прежнюю роль. В этот период ведущими европейскими державами являлись Великобритания, Франция, Пруссия, Габсбургская монархия и Россия.[2, c.391]
Начиная с XVIII в., на протяжении трех веков Россия являлась ключевым фактором европейской и моровой политики как военно-стратегическая и геополитическая сила. Со временем она стала оплотом самодержавия, абсолютной власти, в то время как Польское государство внутренне ослабело. Разделы Польши в конце XVIII в. Стали следствием сочетания внутреннего и внешнего факторов – внутреннего упадка Первой Речи Посполитой, а так же агрессивной политики соседних держав, в том числе в Российской Империи.
Историческая ответственность за разделы Польши в 1772, 1793 и 1795 годы и ликвидацию Первой Речи Посполитой как независимого государства, за то, что Польша 123 года являлась лишь географическим и историческим понятием, несут Россия, Пруссия и Австрия. В ходе трёх разделов Первой Речи Посполитой к России пришло 62% территории бывшего польского государства и боле 45% его населения. Она вернула себе отторгнутые ранее Польшей земли, принадлежавшие Руси со времён Владимира Святого и Ярослава Мудрого – Правобережную Украину за исключением Галиции и Карпатской Руси, волынь, Белоруссию, Литву и часть Латвии – со значительной частью польского населения и преобладавших на многих территориях польской земельной собственностью.
Призрак возрождения Польши возник в начале XIX в., после победы Наполеона над Пруссией и Россией. На основе мирного договора, подписанного Тильзите в июле 1807 г., было создано полусуверенное Герцогство Варшавское, объединявшее основные польские земли, вошедшие в результате разделов в состав Пруссии и Австрии. Это обеспечило поддержку поляками похода наполеоновской армии на Россию.
После поражения Наполеона судьба Польши решалась на венском конгрессе 1814-1815 гг., когда вместе с территориями, вошедшими в состав России в результате трёх разделов Польши, к России перешел 81% территории Первой Речи Посполитой , в том числе большая часть герцогства Варшавского под названием царства польского – на основе династической унии.[1, c.552]
Польша с тех пор стала восприниматься не как внешняя угроза для России, но как угроза внутренняя, являлась источником смут в империи – интриг и заговоров против России, восстаний и революций. В российской политике и в сознании российского общества проявился польский вопрос. По мнению Л.Е. Горизонтова, а течение длительного времени польский вопрос являлся тяжелейшим бременем российской государственности, быть может, главной из имперских забот России.
XIX – начало XX в. –
время включения Царства
Современная Польша ещё более активна на территории бывшего СССР, чем другие страны. Отнюдь не только потому, что до сих пор помнит себя жертвой Российской империи и СССР, лишивших её (формальной или фактической) независимости (об участии в этих разделах и аннексиях Пруссии, Австрии, Германии говорить не принято много), но и потому, что самой Польше хорошо знакомы имперский опыт, постимперское “чувство ответственности” за соседей, собственное понимание “ближнего зарубежья”.
Если северо-западные,
немецкие границы были традиционной
целью национального
В видимом из России базисе современной польской идентичности лежат:[10, c.288]
1. Традиционный культурно-исторический мессианизм по отношению к “диким сарматам”;
2. Государственная идеология, построенная на исторических претензиях к соседям (”историческая политика”, возвращённая Адамом Михником в оборот и по неразумию подхваченная на Украине);
3. Философия мягкого империализма, твёрдо выраженного в имени “кресы” (kresy, окраины);
4. Под которым польская традиция понимает Литву, Белоруссию и Украину (на востоке), воссоединённую часть немецкой Польши (на севере и западе). Само сравнение восточных и западных “кресов” однозначно говорит о том, что “восточные окраины” понимаются как “недовоссоединённые” земли Польши;
5. В этом контексте красноречиво звучит эпизод переговоров министра иностранных дел Польши Юзефа Бека с Гитлером в январе 1939 года, когда одним из условий своего вступления в антисоветский союз с Германией Польша назвала приобретение Украины и выхода к Чёрному морю. Бек разъяснил Гитлеру: “”Украина” - это польское слово и означает “восточные пограничные земли”. Этим словом поляки вот уже на протяжении десятилетий обозначали земли, расположенные к востоку от их территории, вдоль Днепра”;
6. Создаётся впечатление, что и сегодня именно бывшие польские “кресы”, а не сама Россия, остаются в центре внимания российской политики Польши.
Один из недавних руководителей МИД Польши (2000-2001) историк Владислав Бартошевский адресовал России вполне откровенное пожелание: “существует некий общий знаменатель: понимание стремлений соседа… На обогащение содержания наших отношений должно влиять беспристрастное, рациональное толкование… факта образования в непосредственном соседстве с Польшей новых государств: Беларуси, Украины и Литвы. Их независимость является неотъемлемой частью политического ландшафта Европы”
7. Очевидно, что историк-дипломат не столько удерживает Россию от отрицания независимости названных стран (что выглядит просто глупым подозрением), сколько обозначает особую роль Польши в качестве главного гаранта независимости и покровителя её бывших “кресов” (что выглядит постимперским экспансионизмом). Надо признать, что Бартошевский был очень прогрессивен, ибо его непосредственный предшественник во главе МИД Польши (1998-2000), историк Бронислав Геремек не ограничивал территорию польской миссии “кресами”. Он говорил: “Если Польша хочет выполнить свою роль и быть полезной для мира и Европы, она должна заботиться об определенном уровне знаний о России”. Удивительно: одно дело, когда национальные политики предлагают России себя в качестве “моста” между нею и Западом: Латвию, Украину, даже Эстонию. Но как географически объяснить предложения “моста” между Россией и Западом, звучащие со стороны, например, Литвы или Польши (или Молдавии) - непонятно. Непонятно, если не замечать, что посреднические функции традиционно понимаются ими как функции оценки и надзора. Их нерастраченное “бремя белого человека” ищет себе применения.[4, c.608]
В настоящее время между Россией и Польшей нет как таковых территориальных проблем, наоборот, устанавливаются такие проекты как:
27 июля вступило в
силу межправительственное
Со стороны России
безвизовой зоной (куда свободн
Для свободного
пересечения границы
Штраф для россиян
за нарушение сроков
Интересно, что незадолго до введения безвизового режима представитель МИД в Калининградской области заявил, что калининградцам сократят объем товаров и продуктов, которые они смогут беспошлинно ввозить в Польшу или вывозить оттуда (EUROMAG писал об этом).
Впрочем, таможенные органы опровергли эту информацию. В начале недели представитель Калининградской областной таможни Наталья Каданцева заверила, что нормы провоза через границу продуктов, алкоголя и табачных изделий для жителей Калининградской области, которые намерены воспользоваться безвизовым приграничным передвижением, останутся прежними.
«Изменения в перемещении
граждан через государственную
границу не затронут
В настоящее время в Калининградскую область (как и в остальную Россию) можно везти товары для личного пользования на сумму не более 1 500 евро общим весом до 50 килограммов, не более 5 кг продуктов, 3 л алкогольных напитков, 200 сигарет, наличные денежные средства не превышающую сумму в 10 000 долларов США.