Обеспечение безопасности границ России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:28, реферат

Описание работы

Глубокое и всестороннее понимание сущности и основных тенденций его развития необходимо для выработки правильного направления внешнеэкономической политики любой страны, успешного вхождения в мировое сообщество и обеспечения динамичного развития национальной экономики. Только познав тенденции, поняв закономерности возникновения мирового хозяйства, его основные, главные черты можно рассчитывать на успешное взаимодействие страны с мировым сообществом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…....3
Территориальные проблемы России с Польшей………………………..….5
Политические взаимоотношения между странами России и Польши…..12
Экономические взаимоотношения между странами России и Польши…21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Геополитика.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Современное геополитическое  позиционирование Польши, с противопоставлением себя Германии и России, ориентация на Вашингтон рассматриваются многими европейскими экспертами как стремление последней компенсировать слабость своей экономики, во многом не соответствующей стандартам ЕС, и обрести в лице США противовес доминирующему влиянию Германии.

Саму же Америку, как  полагает немецкий еженедельник «Цайт», больше всего интересует возможность  использовать Польшу как орудие, направленное против дальнейшей интеграции Европы. Однако не проглядывается ли в этом признак уже многократно реализовавшегося в истории сценария? Ибо Польша, увлекшись обещаниями из-за океана, без долгих раздумий согласилась стать проводником американского влияния на Старом континенте, препятствуя европейской интеграции по принципиальным вопросам. При этом новый «доминирующий партнер» имеет целый ряд внутри— и внешнеполитических проблем, и тем более — привычки выполнять до конца все данные им обещания (что тоже располагает к проведению исторических аналогий). Противостояние по целому ряду вопросов экономическим лидерам Германии и Франции тем более неразумно с учетом кризисного состояния и слабости польской экономики на общеевропейском фоне. Подобные эгоизм и «тактический прагматизм» скорее создают для Польши проблемы, нежели решают их.

Более оптимальной для Польши, по мнению авторов, была бы стратегия «многовекторности» во внешней политике, предполагающая ориентацию на углубление отношений с ЕС и его лидерами при сохранении формального пиетета в отношении США, на приоритетное участие в программах «европейского сектора» НАТО (что дало бы стране дополнительные возможности для маневра).

Подобная внешнеполитическая стратегия, на взгляд автора, позволила  бы стране поднять свой международный  статус и успешно решать накопившиеся социально-экономические проблемы. Однако для этого необходимо преодолеть весь комплекс вышеперечисленных стереотипов, для чего требуются глубокая саморефлексия и масштабная «работа над ошибками» — как с польской, так и с российской стороны.

Через процесс европейской  интеграции, в рамках которого Германия играет роль экономического и политического «мотора», Польша вошла бы как полноправный член в европейскую «семью наций», а Россия, выстраивая тесные и перспективные партнерские отношения с ЕС в процессе создания четырех «общих пространств», способствовала бы по мере сил этому «вхождению». Что, в свою очередь, позволило бы Польше превратиться из геополитического барьера в «интеграционный мост» между Европой, Германией и Россией как стратегическими партнерами. Однако для этого всем трем сторонам необходимо выработать сбалансированный и конструктивный подход к вопросу, принимая во внимание не идеологемы, а реальные возможности и интересы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Экономические взаимоотношение между странами  России и Финляндии.

Что сделать, чтобы затормозить  прогрессирующую деградацию польского бизнеса на российском рынке, последствием которой стали текущие и долгосрочные экономические убытки? В экспорте в Россию Польша занимает место далеко за многими европейскими странами, в импорте с Россией место Польши несколько лучше, но это связано с зависимостью нашей экономики от импорта российской нефти и газа.

Русские относят Польшу к третьей группе наименее важных партнёров вместе с Литвой, Латвией, Эстонией и ещё несколькими малозначащими  на российском рынке странами. Это очень несправедливо по отношению в польской экономике.

Существуют ли шансы  на оживление нашего бизнеса на российском рынке? Несомненно, да, - утверждают экономисты в своих выступлениях. Но этого  не удастся сделать без улучшения  взаимных политических отношений. Для россиян политические отношения являются определяющим фактором в экономическом сотрудничестве с зарубежными странами.

Всё это обсуждалось с участием польских и российских экономистов на конференции, которая состоялась 19 октября 2012 года в Высшей школе экономики и информатики в Варшаве.

На конференции не подвергались вивисекции существующее состояние политических отношений между Польшей и Россией. А, стало быть, не было и о войне 1920 года, об «ударе ножом в спину», нанесённом Польше в сентябре 1939 года, о Катыни, о депортациях, об утрате Польшей независимости во времена ПНР. Ведь это не будет конференция по политическим расчётам, пусть эти занимаются политики и историки.[11, c.96]

Участниками конференции «Польша  – Россия в перспективе 2020 года» были основном, экономисты, которых, прежде всего, интересовал ответ на вопрос: что делать, чтобы Польша могла по-партнёрски конкурировать на российском рынке с немецкими, французскими, британскими или американскими фирмами. Пока эти фирмы выигрывают с нами в конкуренции по поставкам на российский рынок промышленных товаров и продовольствия, и это не потому, что они лучше. В этом помогает серьёзная помощь государства, часто в форме субвенций, а также контакты с государственными и административными властями России. Это в какой-то степени объясняет, почему большинство западных правительств (включая американское) стараются сохранить нормальные политические отношения с Россией, избегая острой критики российской политики даже тогда, когда она представляется спорной.

В отношениях Польши с  Россией эти отношения выглядят иначе: здесь экономика была подчинена  политике, а не наоборот. Стало быть, нет ничего удивительного в том, что польское правительство не только не хочет, но и не может помочь нашему бизнесу на российском рынке. Недружественная атмосфера в российских СМИ не стимулирует российский бизнес к развитию экономических связей с Польшей.

Изменение этой ситуации требует подчинения политических отношений  экономическим, так, как это делают, например, Германия или Франция. А значит, прежде чем принять определённые политические решения, следовало бы сначала задуматься над тем, как они повлияют на экономические отношения, какой они нанесут экономический ущерб. Мы не призываем к уступчивости, мы призываем только к пониманию экономических последствий проводимой Польшей недружественной по отношению к России внешней политики.

Возможны три сценария развития политических и экономических  отношений между Россией и  Польшей.

Первый сценарий –  продолжение прежних политических отношений между Польшей и Россией. Это означало бы сохранение существующего положение обеих стран на периферии глобальных внешнеэкономических отношений, на практике – большую, чем сейчас, независимость Польши от российских поставок газа и нефти, и, следовательно, повышение стоимости импорта как минимум на 40 процентов.

Второй сценарий –  эскалация политического напряжения в польско-российских отношениях. Хоть это и малоправдоподобно, этого  тоже не следует исключать. Период крайне напряжённых политических взаимоотношений уже был в междувоенные годы, когда товарообмен был сведён к минимуму, он составлял около 1 процента польских внешнеторговых оборотов. Сейчас политическая напряжённость между Польшей и Россией имеет те же самые источники, что и польско-российские экономические отношения в междувоенный период. В случае реализации этого сценария была бы обязательна энергетическая независимость Польши от России, ведь трудно ожидать гарантии стабильных поставок нефти и газа в условиях усиливающихся взаимных недружественных политических акций. Стоимость такого типа операции была бы значительно выше, чем в первом сценарии.[16, c.212]

Третий сценарий –  улучшение политических отношений  с Россией – наиболее правдоподобен. В пользу этого говорит, прежде всего, изменение политических отношений между США, ЕС – и Россией. Кроме того, в пользу улучшения политических отношений с Россией говорит осознание анахронизма проводимой до сих пор политики. Ведь это реминисценция «холодной войны», которая десятки лет тому назад ушла в историю. Сегодня, в эпоху глобализации, нерационально базировать экономические отношения на исторических напластованиях.

Экономический потенциал  Польши, её положение в Европе, в  особенности, её соседство с Россией, а также много других факторов создают предпосылки, чтобы наша страна заняла более важное место в Европе и в мире. Это не будет возможно без изменения польско-российских отношений, в том числе – без отказа от менторского тона по отношению к России, от осуждения её за всё, что не нравится польским политикам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни идея мирного  сосуществования и сотрудничества государств с различными общественными  системами стала важнейшей идеей  международных отношений. Она указывает  единственный путь к прочному миру, дающий возможность избежать войны. Она уже стала реальностью на огромных пространствах земного шара, где живет более полутора миллиардов человек. К всеобщему претворению её в жизнь стремится передовое человечество. Вполне понятен поэтому тот интерес, который питает к примерам мирного сосуществования общественность самых различных стран. Одним из таких примеров является современные русско-финляндские отношения.

Многовековой исторический опыт соседства  русских и поляков показывает, что оно не только сближало, но и  вызывало неприязнь, не только притягивало, но и отталкивало, порождало не только симпатию, но и антипатию.

Неоднократные русско-польские войны, поддержка Польшей русских самозванцев  в XVII в., участие России в разделах Польши, включение Царства Польского  в состав Российской империи обостряли взаимные отношения. Религиозные и мировоззренческие различия, столкновения и конфликты также порождали у русского и польского народа устойчивые комплексы по отношению друг к другу.

В XIX – начале XX в. основная часть  польских территорий зависела от России. Исторические судьбы российского и польского народа тесно переплетались. В современной российско-польской истории сложились разноплановые традиции, которые как разделяют, так и объединяют народы. В истории их взаимоотношений можно найти и светлые и горькие страницы.

Польский народ не смирился с  ликвидацией независимости и 123 года боролся за своё самостоятельное  развитие, что породило в поляках  сильный дух свободолюбия, сопротивления  национальному угнетению. В итоге  польский вопрос стал одним из многих факторов крушения Российской империи.

Возникновение советского союза и  возрождение независимого польского  государства – Второй Речи Посполитой – не повлекли за собой перелома во взаимных отношениях. В межвоенный период исторические, территориальные и идеологические причины обусловили отнюдь не добрососедский характер советско-польских отношений, породили новую неприязнь и конфликты. Советско-германские соглашения 1939 г. в том числе и за счёт Польши, «освободительный поход» 17 сентября 1939 г., расстрелы НКВД польских военнопленных в 1940 г. – трагические страницы в истории отношений двух государств и народов, их разъединение.

Но были и общие  страдания. И миллионы советских  граждан и сотни тысяч поляков  томились и погибали в сталинских застенках и лагерях, подвергались депортации. Народы обеих стран понесли тяжелые потери в годы второй мировой войны от фашистских захватчиков. Борьба с общим врагом объединяла Советский Союз и Польшу в 1941-1945 годах. Они стали союзниками по антигитлеровской коалиции.

Но сейчас эти времена  остались в прошлом. Между Россией  и Польшей  сложились принципиально  новые отношения, основанные на взаимном уважении независимости и суверенитета, невмешательства в дела друг друга. Россия и Польша  возродили дух  дружбы и сотрудничества на неизмеримо более широкой  и прочной, чем прежде, основе. Такие отношения, как русско-польские, показывают, что при наличии доброй воли, искреннего стремления к миру можно  устранить наслоение, отравляющие международную атмосферу.

Сейчас 21 век, новое время приносит много перемен, плохих и хороших, а отношения между Россией и Польшей пока стали дружелюбными. Развиваются как экономические, так и культурно-общественные отношения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гумилев, Л.Н. От  Руси до России. - M.: Ди-Дик, 1995. –552 с.

  1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.:Книга, 1991. - c. 391-395

3. История России. (Россия в мировой цивилизации): Учебное пособие /Под ред. А.А. Радугина. –М.: Центр, 1997. –352 с.

4. История России в  вопросах и ответах: Курс лекций: Учебное пособие /Сост. С.А. Кислицын. –Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. –608 с.

5. Карамзин, Н.М. История  государства Российского: В 12 т. /Предисл. А.Н. Сахарова. - М.: Наука, 1989.

6. Лукутин, А.В. Экзаменационные  вопросы и ответы. История. 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 640 с.

7. Мартышкин, А.Н. Три  века: Россия от смуты до нашего  времени: Исторический сборник:  В 6 т. /А.Н. Мартышкин, А.Г. Свиридов. –М.: ГИС, 1991.

8. Мунчаев, Ш.М. История  России /Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. –М.: Норма,  (изд. группа: Норма-Инфра), 2001. –768 с.

9. Павленко, Н.И. История  СССР с древнейших времен до 1861 года /Н.И. Павленко, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. - M.:Наука, 1989.

10. Платонов, С.Ф. Москва  и Запад в XVI-XVII веках. Борис Годунов. –М.: Богородский печатник, 1991. –288 с.

11. Плигунов, А. И. Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников /А.И. Плигунов, И.А. Тихонюк. –М.: Современник, 1989. –462 с.

12. Скрынников, Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». –М.: Мысль, 1988. –283 с.

        13. Савицкий П. Утверждения евразийцев // Континент Евразия. М., 1997.- c. 96

        14. Rosja na rozdrozu. Polityka zagraniczna Wladimiras Putina. Warszawa, 2006. - c. 91

        15. The Declaration. — PragueSummit, Southern Corridor. 2009. May 8 // http:// www.eu2009.cz

  1. Цымбурский В. Л. Остров Россия. — М., 2007. - c. 212

 




Информация о работе Обеспечение безопасности границ России