Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 21:42, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей и выявление перспектив развития Российской модели ограниченного федерализма.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе современной литературы, связанной с развитием политических отношений «центр – регионы», выявить особенности существующей модели федерализма в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………….3
1. Особенности Российской модели федерализма……...…...………….4
2. Сценарии дальнейшего развития российской модели………...……16
3. Возможные корректировки существующей модели ограниченного федерализма………………………………………………………………………….24
Заключение………………………………………….……………………27
Список литературы…………………………………………………….…28
Принципиально иная модель баланса политических отношений «центр - регионы» возможна при переносе наиболее развитого самоуправления с регионального на локальный уровень. Эта модель делает возможным отказ от федерализма при условии реального развития местного самоуправления. В соответствии с этим сценарием централизаторские тенденции в политике российской власти будут нарастать. Федеральная власть сможет контролировать процессы в регионах, а центр получит «послушные» территории. Однако централизаторская логика превращает губернаторов из действующих субъектов в «подневольных» лиц, лишенных инициативы и свободы действия. Это была бы некая «реставрация матрицы»8 - типичный советский вариант, который уже состоялся в прошлом и не привел к позитивным результатам для России. Этот сценарий опасен тем, что при неблагоприятной экономической ситуации он может привести к обострению отношений «центр – регионы» и росту социальной напряженности в стране. В этом случае Россия будет отчасти напоминать европейские унитарные демократии, но, в отличие от них, скорее всего останется президентской республикой.
В более мягком варианте развития локализованной демократии потребуется усиливать местное самоуправление за счет регионального без использования каких-либо назначений и, соответственно, вертикалей. Однако в российских условиях более вероятным представляется жесткий вариант локализованной демократии, предполагающий проведение назначений на региональном уровне по типу нынешних назначений губернаторов. Но при этом региональная власть получит промежуточный, координирующий характер в связи с укреплением власти на локатьном уровне.
Развитие модели локализованной демократии больше соответствует сложившейся в России ситуации с региональной и локальной идентичностью, когда последняя явно доминирует над первой. В то же время другой предпосылкой для развития местного самоуправления является более активная политическая культура. Есть и третье необходимое условие — эффективность и финансовая обеспеченность местного самоуправления, что позволит пробудить к нему пока очень слабый интерес граждан. Поэтому укрепление местного самоуправления означает не просто отказ от продления властной вертикали на муниципальный уровень, но и существенное перераспределение экономической власти от регионов к муниципальным образованиям.
При этом не будет противоречием сочетание локализованной демократии с региональным бикамерализмом, что позволит сделать баланс более эффективным, удовлетворяющим интересы региональных сообществ (хотя выборность региональной палаты в этом варианте вряд ли возможна, скорее речь идет о делегировании). Что касается нижней палаты (или единственной палаты, если бикамерализм будет отменен), то принципиальное значение приобретает использование мажоритарной или смешанной системы. Именно выборы в округах позволят удовлетворить интересы локальных сообществ (которые будут развиваться политически за счет укрепления местного самоуправления).
Переход к локализованной демократии может оказаться невозможным без внедрения элементов территориально-политической асимметрии. Речь идет об особом статусе территорий, которые отличаются более выраженным региональным самосознанием и обычно имеют этноконфессиональную специфику. Их особые интересы могут быть удовлетворены за счет развития в них регионального самоуправления, более высокой степени влияния региональных сообществ на формирование своей исполнительной, а не только представительной власти. В противном случае можно спровоцировать рост национализма и исламизма. Возможно внедрение модели «периферийного федерализма», когда региональное самоуправление и больший объем экономической власти будут характерны для ограниченной группы территорий (как это имеет место, например, в Танзании). Но этот федерализм, скорее всего, будет ограниченным (по типу полиэтнической Индии), чтобы не создавать межрегиональный дисбаланс — радикальные отличия в уровне политических свобод для территорий (такой дисбаланс в начале 1990-х гг. привел к активизации экономически сильных краев и областей, требовавших себе республиканский статус).
Дальнейшее движение России по пути централизации может привести к более радикальному изменению и превращению страны в централизованное государство — президентскую республику, активно использующую авторитарные практики. Решающую роль в этой трансформации могут сыграть перераспределение экономической власти в пользу центра и продление вертикали исполнительной власти на местный уровень. Самоуправление на региональном и местном уровне будет развиваться только через выборы представительной власти. Смягчение баланса в уже наметившемся российском варианте может осуществляться через доминирующую практику назначения губернаторами и мэрами представителей местных элит и передачу права назначать местных глав губернаторам. Региональный бикамерализм при такой организации государства превратится в «архитектурное излишество».
Важнейшим условием для формирования этой модели является превращение российской политической культуры в устойчиво пассивную, лучше всего — в подданическую культуру, с высокой поддержкой власти и слабым собственным политическим интересом граждан. Ключевое значение имеет полная концентрация идеологической власти с созданием доминантной партии, опирающейся на определенную популярную идеологию. Это придаст России элементы идеократии, которая может существовать продолжительное время в виде централизованного государства. В то же время эта модель представляется наименее вероятной в долгосрочной перспективе, поскольку необходимое для ее реализации сочетание условий выглядит сложным и трудно реализуемым.
Наиболее вероятным, особенно в краткосрочной перспективе, является инерционный сценарий с сохранением в общих чертах нынешней модели ограниченного федерализма и небольшими корректировками баланса в ту или другую сторону в виде реакции на ситуативные интра- и экстрасоциетальные вызовы. Гибкость и одновременно устойчивость существующей модели определяется следующими возможностями.9
- «Тонкая настройка» финансово-экономической власти при ее распределении между тремя уровнями, которая может проводиться в краткосрочном режиме, например ежегодно при составлении бюджета и принятии федеральных законов по вопросам разграничения полномочий и налоговой политики.
- Возможность наделения «особых» регионов дополнительными полномочиями с помощью индивидуальных договоров.
-Повышение или снижение роли региональных законодательных собраний при назначении губернаторов в зависимости от детализации процедуры.
- Возможность регулировки президентом страны баланса в органах исполнительной власти за счет вовлечения в их деятельность выходцев из различных регионов.
Формирование крупных общенациональных партий, в том числе «партии власти» — при внедрении в их руководство региональных лобби, неизбежной опоре на региональные элиты в связи с выборами, удовлетворении региональных интересов в практической партийной деятельности.
Постоянная возможность создания патронажно-клиентельных отношений между столичными и региональными элитами и удовлетворения таким способом интересов последних Но инерционный сценарий, разумеется, требует инерционного развития и (или) сохранения ныне существующих внутренних и внешних факторов — относительной пассивности политической культуры, относительной успешности социально-экономического развития при ограниченных требованиях граждан, отсутствия жестких конфликтов России с внешними центрами силы и интереса последних к дезинтеграции нашей страны.
При этом пока не ясно, каким образом при инерционном сценарии будут решаться две проблемы.
Во-первых, это проблема развития в России местного самоуправления, прямо связанная с затянувшейся на годы и не имеющей очевидного результата муниципальной реформой. Гибкость нынешней модели, если она станет еще более централизованной в связи с урезанием свобод местной власти, можно будет обеспечивать за счет территориальной асимметрии (самоуправление выше в наиболее развитых сообществах — крупных и средних городах) и использования «мягких» форм назначения (маневрирование за счет использования разных форм согласования с представительным собранием).
Во-вторых, это проблема финансово-экономических диспропорций, вызывающая наибольшую скрытую напряженность в российской региональной политике. Центру невыгодно полное решение этой проблемы, поскольку он заинтересован в сохранении своей экономической власти. В то же время ее нерешенность угрожает дисбалансом в другом — социальном пространстве, где рост массового социального недовольства может привести к смене властной элиты. Поэтому постепенная децентрализация финансово-экономического потенциала в качестве сознательной политики властей является неизбежной. Поддержание социальных и региональных диспропорций в «управляемом», т.е. «безопасном» режиме, является сложнейшей политической задачей. Гибкая политика здесь возможна, но напоминает «балансирование над пропастью». В то же время необходимое в интересах социально-экономического развития страны и сохранения ее населения выравнивание собственного финансово-экономического потенциала регионов в перспективе может привести к росту их политических требований и слому инерционного сценария — с переходом к модели «реального федерализма».
Заключение
Российская модель ограниченного федерализма является пока ситуативной, она не апробирована временем. Современное смещение баланса политических отношений «центр — регионы» в сторону центра закономерно и еще не означает дисбаланс, способный вызвать мощный стресс и распад территориально-политической системы. Хотя можно предположить, что нынешний смещенный баланс приближается к ситуации критического дисбаланса, и новые радикальные решения столичных властных элит, направленные на централизацию власти, могут привести к резкому росту политических рисков для всей системы. Некоторый «запас прочности» для проведения точечной централизации в отдельных сферах пока, впрочем, сохраняется.
Дальнейшее развитие российской территориально-политической системы, как показывает наше исследование, зависит:
- в среднесрочной перспективе — от внутренних социально-экономических и внешних геоэкономических факторов;
- в долгосрочной перспективе — от внутренних этнокультурных и внешних геополитических и геокультурных факторов.
Действие этих факторов будет стимулировать внутреннюю перестройку территориально-политической системы. При этом существует больше предпосылок для децентрализации баланса политических отношений «центр — регионы», т.е. начала нового движения российского маятника в противоположную сторону.
Список литературы
Экономическая география и регионалистика// М.: Дашков и К, 2012.
1 Р.Ф. Туровский. Центр и регионы: проблема политических отношений. Монография. Изд. 2-е. // Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2012. - с. 328.
2 Р.Ф. Туровский. Центр и регионы: проблема политических отношений. Монография. Изд. 2-е. // Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2012. – с. 331.
3 Р.Ф. Туровский. Политическая регионалистика. Учебное пособие // М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2012. - с. 319.
Информация о работе Особенности Российской модели федерализма