Региональная экономическая политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Одной из важнейших структурных характеристик мировой экономики и хозяйства отдельных стран является их территориальная организация.
Экономическая нестабильность последних лет, которая имеет место во многих странах, хотя и по разным причинам, заставляет правительства и предпринимательские круги этих стран обратить более пристальное внимание на неиспользованный потенциал региональных экономик и совершенствование региональной структуры как резервповышения эффективности функционирования экономической системы.

Файлы: 1 файл

Япония.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Наибольший интерес, судя по количеству публикаций, вызывает в  Японии проблема размещения научно-исследовательских, информационных, консультационных функций, ставших в 80-е годы одним из определяющих факторов развития экономики и формирования территориальной структуры.

По мнению японского исследователя  проблем размещения промышленности С. Аоки, для размещения научно-исследовательских учреждений (НИУ) требуются следующие условия:

• наличие фондов для  развития НИОКР;

• высокая степень интеллектуализации рабочей силы;

• наличие передовых опытно-производственных мощностей;

• быстрота получения и  относительная доступность знаний, информации, исследовательских материалов, возможность сотрудничества со смежными отраслями;

• транспорт, коммуникации;

• обеспеченность высококачественной водой, электроэнергией, землей, состояние  окружающей среды (отсутствие или низкий уровень шума, вибраций и т.п.);

• сохранение секретности.127

Большая часть этих условий  наилучшим образом обеспечивается в метрополитенских территориях, следовательно, - делает вывод автор, - научно-исследовательская деятельность представляет собой «городскую» отрасль экономики, и эта особенность характерна для большинства стран, хотя степень концентрации научно-исследовательского потенциала в Японии превышает соответствующий уровень, например, для США.

В начале 80-х гг. в трех крупнейших городских агломерациях располагалось 78,3% исследовательских  лабораторий частных компаний. Вместе с тем вопрос о возможности  децентрализации научно-исследовательских функций, по мнению японских ученых, чрезвычайно важен из-за вероятности землетрясений в Токийском регионе и необходимости оживления экономической ситуации и повышения степени адаптивности экономики «нецентральных» территорий к меняющимся экономическим условиям.

Далее авторы исследования проводят сравнительный анализ 20 факторов размещения высокотехнологичных услуг, список которых по степени важности для всей группы выглядит следующим  образом:

1. доступность людских  ресурсов,

2. концентрация информации,

3. стоимость земли,

4. близость клиентов,

5. возможности обеспечения  рабочей силой,

6. численность населения  города, в котором или около  которого предполагается размещать  предприятие,

7. особенности пункта  размещения предприятия (близость  к основному предприятию компании  и др.),

8. близость к другим  предприятиям-партнерам,

9. концентрация органов  управления экономикой,

10. качество жизненной  среды,

11.близость к высокоскоростным  внутренним транспортным коммуникациям,

12.концентрация научно-исследовательских,  плановых и других органов,

13.концентрация учебных  заведений,

Н.концентрация городских функций,

15.концентрация финансовых  учреждений,

16.концентрация объектов  инфраструктуры, обеспечивающих международные  контакты,

17.концентрация органов  государственного управления,

18.близость международного  аэропорта,

19.близость курорта,

20.другие факторы.130

Судя по результатам данного  исследования, в целом факторы  размещения высокотехнологичных услуг  и их относительная значимость существенно  отличаются от факторов, характерных  для традиционных отраслей сферы  услуг и для отраслей обрабатывающей промышленности (за исключением стоимости  земли). Они скорее сходны с набором  факторов для высокотехнологичных  отраслей промышленности.

Наиболее важными факторами  размещения высокотехнологичных услуг  считаются те, которые связаны  с людскими ресурсами, доступностью информационных ресурсов и стоимостью земли. Вместе с тем при оценке важности факторов размещения с точки  зрения прямого снижения издержек на первое место как в целом по стране, так и для отдельных  частей выходят факторы, связанные  со стоимостью земли, что подтверждают данные опроса (значение факторов в  порядке убывания по пятибалльной шкале, в % от общего числа опрошенных):

Наиболее предпочтительные условия размещения предприятий  высокотехнологичных услуг складываются в больших городах. Статистика случаев  размещения таких предприятий в  территориальном разрезе подтверждает этот вывод: например, в 1988 г. 58% случаев  размещения пришлось на Токио, в том  числе 58% случаев размещения предприятий  информационного обеспечения, 64% - связанных  с получением знаний, 86% - связанных  с техническими услугами. Около 3Л  от общего количества новых НИУ были открыты 1 в районах Канто, Кинки и Токай.

Более того, имели место  случаи перемещения научно-исследовательских  лабораторий компаний из районов  за пределами крупнейших городских  агломераций, где они первоначально  были размещены, в крупнейшие урбанизированные ареалы страны, что ярко демонстрирует  преимущества последних при размещении научно-исследовательского потенциала. Например, компания «Ниппон стил» в середине 80-х годов перевела свои головные лаборатории из г. Яхата (преф. Фукуока) в г. Фуцу (преф. Тиба). Автомобильная компания «Мазда Мотор» передислоцировала исследовательский центр из г. Хиросима, где находится ее штаб-квартира, в Иокогаму, а «Такеда Ке-микл» - из Осаки, центра японской фармацевтической промышленности, в академгородок Цукуба.133

В декабре 1997г. в Токио  состоялся симпозиум по вопросам стратегии развития городов в  условиях становления информационного  общества.134 Видный японский специалист по данной проблеме профессор Токийского университета Ёсио Цукио в своем докладе выделил четыре фактора роста городов на ранних стадиях индустриальногообщества:

- близость к природным  ресурсам, таким как уголь и  добывающей промышленности,

- концентрация транспортной  инфраструктуры,

- внутриотраслевая централизация  мощностей по производству массовой  продукции,

- концентрация технологий  и капитала в одном месте.

По его мнению, в условиях трансформации промышленной структуры  и перехода к «информационно-ориентированному обществу» факторы, влияющие на рост городов, кардинально изменились. Эти  изменения сводятся к следующему:

• фирмы все больше концентрируются  там, где есть « таланты». Иными  словами, «человеческие ресурсы  занимают место материальных ресурсов»;

• города растут в тех  регионах, которые могут предоставить информационно-коммуникационную базу, и возможности компаний привлечь ресурсы будут зависеть от наличия  соответствующей инфраструктуры. Местные  сообщества вкладывают значительные финансовые ресурсы и усилия в формирование информационных центров;

• города концентрируют  не только взаимосвязанные отрасли, но переходят к «динамичной региональной структуре», характеризующейся более  высокой степенью диверсификации. Концентрация многих различных отраслей в одном  месте ведет к росту новых  отраслей, а это в свою очередь  способствует дальнейшему росту  городов;

• «экономия на масштабах» трансформируется в «экономию на скорости». Сила городов определяется скоростью процесса принятия решений, возможностями быстрого реагирования на социальные изменения.

Важнейшими условиями  роста городов в информационном обществе стало наличие телекоммуникационной инфраструктуры, среды, в которой  люди захотят жить (жилье, образование, культурные объекты и т.п.), возможностей обменов между различными отраслями, особенно высокотехнологичными.

Все более существенное воздействие  на формирование общей картины размещения производительных сил в 80-90-е годы оказывал бурный рост отраслей третичного сектора, занимающихся операциями с  финансами, недвижимостью, ценными  бумагами, приведший в числе других факторов к возникновению так  называемой экономики «мыльного  пузыря». Такого рода услуги во всех странах  концентрируются в крупнейших городах - финансовых и деловых центрах. В  Японии таким центром был и  остается Токио, где к началу 90-х  годов была сосредоточена значительная часть кредитно-финансовых учреждений всех видов (см. таблицу 1). 

В послевоенный период Япония, как и большинство промышленно  развитых стран, встала перед необходимостью активного государственного вмешательства  в процессы формирования территориальных  пропорций экономики. Первоначально  государственное регулирование  в данной сфере было направлено, главным образом, на создание благоприятных  условий для промышленного строительства  в тихоокеанском промышленном поясе  и помощь наиболее отсталым районам. Впоследствии правительство столкнулось  с настоятельной потребностью ликвидации негативных последствий чрезмерной концентрации населения и производства в наиболее развитых, урбанизированных частях страны. В 80- 90е годы на первый план выходят социальные задачи - обеспечение  возможностей для полноценной, творческой, комфортной жизни людей во всех частях страны.

В результате к настоящему времени в Японии комплексная  региональная экономическая политика стала важным инструментом не только целевого перераспределения капитала и производственных мощностей между  районами страны. Она стала целенаправленно  формировать физический облик ее территории, включая среду жизни  и деятельности людей, создание современной  производственной и социальной инфраструктуры, планировку и перепланировку городов  и других населенных пунктов, рациональное использование природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей среды.

Вплоть до конца 70-х годов  РЭП носила преимущественно реактивный характер, то есть была в основном нацелена на устранение уже сложившихся отрицательных  ситуаций в своей области. В 80-е  годы в ходе общей перестройки  хозяйственной структуры и механизма  управления экономикой региональная политика стала все больше приобретать  превентивные черты. Об этой тенденции  свидетельствует, в частности, принятие в 80-е годы целого ряда программ («Технополис», «исследовательские ядра» и другие), направленных на строительство в регионах высокотехнологичных отраслей промышленности и элементов передовой, наукоемкой инфраструктуры. Это означало попытку синхронизации развития новых приоритетных отраслей и одновременно отражало стремление «выровнять» регионы в продвижении к новой экономической структуре с тем, чтобы не проецировать их отставание на новый виток прогресса и не порождать новых проблем, как это было в эпоху приоритета базовых отраслей.

В послевоенный период в  Японии был создан постоянно действующий  механизм регулирования территориальной  структуры хозяйства и содействия сбалансированному развитию каждого  из регионов страны, и уже это  стало несомненным достижением  государства в сфере регулирования  регионального развития. РЭП в  Японии присущи ярко выраженное законодательное  начало, четкая организационная структура, разделение уровней и сфер ответственности  субъектов политики. Наличие одновременно этих трех черт отличает региональную политику в Японии от политики, проводимой в большинстве других стран, и  в то же время вполне традиционно  для государственной экономической  политики Японии в целом.

Часть финансовых потоков, которая идет на выполнение программ и проектов, как общенациональных, так и местного значения, распределяется между регионами на конкурсной основе, и за них идет борьба между городами и префектурами, в которой применяются различные средства, в том числе и лоббирование. Однако это не отменяет значимости принципиальных основ построения финансовой системы, среди которых единообразие, наличие обязательных трансфертов, конкурсный отбор при распределении «проектных» ассигнований и кредитов.

Вопрос об эффективности  сложившегося в Японии механизма  РП, очевидно, не может быть решен  однозначно. Если опираться на макроэкономические показатели, характеризующие размещение производства и населения, то нарастание территориальных диспропорций между  тремя урбанизированными районами и остальной территорией страны, между тремя экономическими районами-лидерами и другими районами ко второй половине 80-х годов по многим показателям  было приостановлено, и сама проблема региональных диспропорций перешла  в спокойную фазу. В то же время выросла степень концентрации населения в урбанизированных районах страны (в основном за счет префектур, прилегающих к большим городам), повысился уровень локализации производства ВВП в районе-лидере Канто, увеличился разрыв между экономическими районами в показателях экономической плотности по ВВП.

Проведение региональной экономической политики способствовало решению исключительно важной задачи сокращения разрыва в уровне и  качестве жизни между центральными и периферийными районами страны. О сдвигах, произошедших в данной сфере, свидетельствует некоторое  уменьшение численного значения коэффициента вариации доходов на душу населения, рассчитанных по префектурам, в 90-е  годы.

В течение всего послевоенного  периода, и особенно начиная с 60-х  годов, огромные объемы капиталовложений направлялись в строительство производственной и социальной инфрастуктуры. В 80-е годы при благоприятной экономической конъюнктуре по всей стране были осуществлены крупные инфраструктурные проекты современного уровня- построены дороги, мосты, тоннели, линии связи, аэропорты и другие транспортные терминалы и т.п., что позволило называть этот период «эрой больших проектов». В результате во всех частях страны была создана инфраструктура как традиционного типа, так и «мягкая», как производственного назначения, так и социальная. Важно отметить, что в результате строительства инфраструктуры условия жизни и деятельности в разных регионах значительно выровнялись. Более того, в расчете на душу населения по многим показателям периферийные районы даже стали опережать центральные.

Информация о работе Региональная экономическая политика Японии