Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:00, реферат
Одной из важнейших структурных характеристик мировой экономики и хозяйства отдельных стран является их территориальная организация.
Экономическая нестабильность последних лет, которая имеет место во многих странах, хотя и по разным причинам, заставляет правительства и предпринимательские круги этих стран обратить более пристальное внимание на неиспользованный потенциал региональных экономик и совершенствование региональной структуры как резервповышения эффективности функционирования экономической системы.
В целом Японии удалось избавиться от таких недостатков своей экономики, как отставание в развитии инфраструктуры по сравнению с производственной сферой и разрыв в уровне обеспеченности инфраструктурой между центральными и периферийными районами.
По степени обеспеченности дорогами, парками, жильем, водопроводом, канализацией, образовательными и медицинскими учреждениями и другими видами инфраструктуры Япония приблизилась к стандартам других про-мышленно развитых стран, хотя полностью отставание не ликвидировано.380 Поэтому можно предположить, что дальнейшее расширение и обновление инфраструктуры останется важной задачей экономической, в том числе и региональной экономической политики Японии.
Позитивные результаты РЭП свидетельствуют о гибкости ее механизма, способности адаптироваться к меняющимся экономическим условиям. В этой связи представляется, что японский опыт может оказаться полезным для решения аналогичных проблем в любой другой стране. Конечно, РЭП Японии и механизмы ее реализации сложились на национальной почве, в конкретно-исторических условиях этой страны. Тем не менее, японская практика регулирования территориальных пропорций и создания условий для сбалансированного развития всех регионов страны обладает и рядом универсальных черт как в плане концептуальных подходов, так и методов решения проблем.
В первую очередь, следует
обратить внимание на необходимость
государственного контроля в сфере
регионального развития. Опыт Японии
убедительно доказывает, что и
в развитой рыночной экономике государственная
поддержка регионов и регионального
развития остается насущной необходимостью.
Другой вопрос, в каких формах и
какими методами должно осуществляться
регулирование. В Японии, как было
показано в работе, найдены весьма
перспективные механизмы
В настоящее время перемены,
происходящие в экономике Японии,
системе регулирования
В самом деле, вся послевоенная
РЭП строилась на создании благоприятных
условий для размещения промышленности
в альтернативных по отношению к
урбанизированным районах страны в
целях территориального перераспределения
производственных мощностей и стимулирования
развития регионов. Однако в результате
структурной перестройки, начавшейся
в 70-е годы, все большая часть
ВНП (ВВП) стала создаваться в
высокотехнологичных отраслях обрабатывающей
промышленности и третичного сектора,
и тенденция эта продолжается.
С точки зрения регионального
развития важно, что для этих отраслей
действуют иные факторы размещения,
в большинстве своем связанные
с наличием агломерационного эффекта.
Иными словами, это типично «городские
отрасли», более того, «отрасли больших
городов», которые по определению
не будут стремиться на периферию. Кроме
того, новые приоритетные отрасли, особенно
третичного сектора, в основном не являются
градообразующими, поэтому прямо
не стимулируют экономическое
Другой важный вопрос в
сфере регионального развития, с
которым столкнулось японское правительство,
- это сокращение возможностей государственного
финансирования в результате кризисных
явлений 90-х годов. На всем протяжении
послевоенного периода
Еще в 80-е годы в Японии был поставлен вопрос об экономической эффективности региональных, в том числе инфраструктурных, проектов («план Маэкавы»), а в 90-е годы проблема превращения регионального развития из «статьи расходов» в ресурс роста всей экономики страны стал не просто актуальным, а жизненно важным. С одной стороны, идет реформирование всей системы управления экономикой в направлении сокращения прямого участия государства во многих сферах, в том числе и в строительстве инфраструктуры. С другой стороны, в условиях затянувшегося спада идут поиски новых источников роста для всей экономики. В этой связи, очевидно, будетпересматриваться и концепция региональной политики: государство постепенно будет уходить от прямого воздействия на процессы в данной сфере в область общего руководства. Иными словами, региональная экономическая политика, так же как и другие направления экономической политики государства, попадает в орбиту дерегулирования. Важнейшим индикатором этого процесса стало постепенное изменение системы финансирования региональной политики, соотношения прямых и косвенных источников государственного финансирования, пропорций общественных и частных инвестиций.
В этом случае региональная
политика в большей степени
Заметное влияние на региональную экономическую политику и региональную структуру Японии оказывают процессы интернационализации, а также сдвиги в глобальной территориальной экономической структуре. Думается, что из всех промышленно развитых стран Япония пока оказалась менее других втянута в описанные выше процессы. Среди причин этого — ее географическая удаленность от главных центров мирового хозяйства, относительно скромные масштабы зарубежной деятельности ее транснациональных корпораций, сохраняющаяся замкнутость хозяйственной структуры (наличие закрытых предпринимательских структур), высокая по сравнению с другими странами степень централизации и зарегулированное™ экономики. Вместе с тем в 80-90-е годы в Японии наблюдаются явные признаки того, что подобные процессы затрагивают и ее.
Так, в результате либерализации
финансовой сферы и сделок с капиталом,
активизировавшихся в 80-е годы, Токио
все более становится «мировым городом»,
где сосредотачиваются
Таким образом, по-видимому, мы имеем дело с новым витком территориальной концентрации в Японии, базирующейся на растущей интернационализации, информатизации социально-экономической жизни.
Значительное влияние
на региональную политику будет оказывать
и продолжающееся перемещение производственного
аппарата японской промышленности за
рубеж, в страны с более низкими
издержками, которые выигрывают в
конкурентной борьбе за инвестиции крупных
японских компаний у японской периферии.
Одним из следствий такого положения
стало усиление интереса японских префектур
к прямым экономическим контактам
с зарубежными странами. Пока данный
процесс находится в начальной
стадии и заявляет о себе лишь отдельными
симптомами, в связи с чем трудно
предположить, что в Японии в ближайшем
будущем появятся районы, которые
будут более связаны с
В целом можно предположить, что региональная политика Японии, как и вся ее экономика находится на пороге качественно нового этапа своего развития. Дальнейший курс региональной политики будет во многом зависеть от структурной политики и направлений и темпов реформирования управления экономикой.
В краткосрочной перспективе
в условиях, когда правительство
сосредоточило усилия на поисках
выхода из затянувшейся депрессии и
нейтрализации последствий
Вместе с тем в перспективе долгосрочные тенденции интернационализации, глобализации, децентрализации хозяйственной жизни должны привести к росту роли регионов как консолидированных субъектов экономики, постепенному переходу к взаимодействию с другими странами по «периметрам» (т.е. не только своими центрами, но и периферией). «Вертикальный» тип межрегионального взаимодействия внутри самой Японии будет все более приобретать «горизонтальные» черты. На фоне этих сдвигов, очевидно, и сформируется региональная политика государства принципиально нового типа, которую с точки зрения взаимодействия регионов и центральной власти можно охарактеризовать как «партнерский». Эта политика и будет во многом определять региональную структуру экономики и облик регионов страны в XXI веке.
Информация о работе Региональная экономическая политика Японии