Шпаргалки по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "Геополитика".

Содержание работы

1. Геополитика. Понятие, объект, предмет и методы.
2. Основные категории геополитики.
3. Ревизия классическихё концепций геополитики, их взаимосвязь с современностью.
4. «Органическая школа» Ф. Ратцеля. Основные идеи и принципы.
5. Р. Челлен – автор категории «геополитики». Основные идеи и принципы.
6. «Географическая ось истории» Х. Макиндера.
7. Теория «морского могущества» А. Мэхена.
8. Концепция «поссибилизма» В. Де ла Бланша.
9. Автор концепции «Rimland» - Н. Спайкмен. Основные идеи и принципы.
10. К. Хаусхофер – автор теории «континентального блока». Основные идеи и принципы.
11. «Евразийство». П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский и др.
12. «Атлантизм». Д. Мэйнинг, Г. Киссинджер
13. «Неоатлантизм». С. Хантингтон.
14. «Мондиализм». З. Бжезинский.
15. «Неомондиализм». Ф. Фукуяма.
16. «Неоевразийство». Концепция пассионарности Л.Н. Гумилева.
17. Основные направления внешней политики России в новом столетии. Реалии, перспективы и принципы.
18. Новые вызовы международной безопасности.
19. Борьба России с международным терроризмом.
20. Причины и цели международного исламского терроризма.
21. Политика двойных стандартов. Цели и принципы. 22. Реалии и перспективы интеграционного процесса Западной Европы и ее роль в международных отношениях.
23. Энергетическая безопасность ЕС и сотрудничество с Россией.
24. Проблемы европейской безопасности.
25. Концепция политического реализма. Представители, идеи, принципы и методы.
26. Концепция политического неолиберализма.
27. Концепция политического неомарксизма.
28. Анализ национальной безопасности с позиций реализма, неолиберализма и неомарксизма. Основные идеи и различия.
29. Понятие и типы международной системы отношений.
30. ТНК и их роль в мировом политическом и экономическом интеграционном процессе.
31. Демократизация. Цели и значение.
32. Глобализация. Цели и значение.
33. Векторы развития международной системы отношений в ХХI веке.
34. Понятие нового мирового порядка. Его цели и средства.
35. Российская внешнеполитическая стратегия. Цели и задачи.
36. Геополитические эпохи. Основные идеи и принципы.
37. Режим нераспространения ядерного оружия. Реалии и перспективы.
38. Международные конфликты. Понятие и механизмы разрешения.
39. Китайская геополитика: основные принципы и направления.

Файлы: 1 файл

геополитика.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

27. Концепция политического неомарксизма.Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально-философских течений в марксизме, таких как франкфуртская школа, примыкающая к ней школа праксиса и прочее. Впервые как явление получил свое развитие в западном марксизме, однако со временем распространился и на другие страны включая СССР. Концепции неомарксизма стали одной из составных частей теории новых левых. Неомарксизм – концепция международных отношений в основе лежит подход, который разработал К. Марк на рубеже 19-20 вв. В  рамках концепции неомарксизма развивались 3 теории: 1. теория ось «север-юг»; 2. теория зависимости; 3. мир – системная теория. Ось «север-юг» - богатый север, бедный юг. Богатый север – это развитые, цивилизованные, экономически стабильные государства (США, Зап. Европа, Япония, Австралия). Бедный юг – это периферийные слаборазвитые дотационные государства (Африка, ближнийи средний Восток, Латинская Америка). Теория зависимости. Зависимость слаборазвитых и развивающихся государств от развитых. Зависимость может выражаться в экономическом (кредиты, дотации) или политическом (вправе принимать самостоятельные решения в политике) плане. Мир – системная теория. В рамках данной теории весь мир делится на ядро (1 эшелон развитых стран), полупериферию (2 эшелон развивающихся стран) и периферию ( 3 эшелон слаборазвитых стран). В том числе в рамках данной теории есть подход, объясняющий деление на биполярную двуполюсную систему, однополярную однополюсную систему, трехполюсную и многополюсную системы.

29. Понятие и типы международной системы отношений.
Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие: · Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений. · Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров. · Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики. · Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений. Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве. Уровни международных отношений .Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали). По вертикали - масштабные уровни: Глобальные международные отношения - это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом. Региональные (субрегиональные) отношения - это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер. Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения. По горизонтали - групповые уровни: Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д. Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями. Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделить отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали, накладывая их друг на друга. Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся классы и другие социальные группы, государства и государственные объединения, политические партии, неправительственные международные организации. Главное значение имеет государство как фактор, определяющий все остальные элементы системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей, а в его руках сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия. Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.

30. ТНК и их роль в мировом политическом и экономическом интеграционном процессе
Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. Занимая, таким образом, центральное место в современной мирохозяйственной системе, ТНК оказывают все большее влияние на международные отношения и мировую экономику в целом, ход которой во многом определяется особенностями их развития.

31. Демократизация. Цели и значение. Демократизация) переход к демократическому общественный строй. Может быть переходом от авторитарно режим к частично народовластию, переход от authoritarianism к полнойнародовластие или переход от a semi-авторитарно политический строй к a демократическо политический строй. Исход может быть консолидирован (по мере того как он находился например вКоролевство) или демократизация смогите смотреть на частые реверсирования (по мере того как она смотрело на например внутри Аргентина). По-разному картины демократизации часто использованы для того чтобы объяснить другие политические явления, such as идет ли страна к войне или растет ли своя экономия. Демократизация сама повлияна на различными факторами, включая экономическое развития, историю, и гражданское общество. Демократизация – вариант политического развития, предполагающий внедрение демократических институтов и практик в политическую жизнь и переход к более демократическому режиму.Демократизация предполагает либерализацию старого политического режима и внедрение демократических институтов и практик в политическую жизнь страны. Демократизация - это процесс с неопределенными заранее результатами. Он не обязательно предполагает учреждение консолидированной демократии. Он может включать в себя от авторитарного режима к гибридному, сочетающему в себе черты демократического и авторитарного. Кроме того, демократизация может закончиться установлением очередного авторитарного режима. Характер и перспективы демократизации определяются совокупностью социально-экономических, культурных и политических особенностей той или иной страны, а также воздействием международной среды.

32. Глобализация. Цели и значение. 

— процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т. п. основана на концепции, согласно которой эволюция финансовых рынков и учреждений приводит к такому состоянию, когда географические границы не могут ограничивать проведение сделок или другие действия. Обычно термин «глобализация» относится к растущему международному характеру деятельности банков и других институтов . С другой стороны глобализация является механизмом внедрения наднациональных финансовых структур во внутренние экономики суверенных государств. Само слово является прикрытием преступной деятельности по банальному разворовыванию национальных богатств стран, не входящих в число золотого миллиарда. Для этих целей используется кредитование государств с последующей накруткой лихвы таким образом, чтобы ярмо долга оставалось на государстве как можно дольше. На примере Российской Федерации можно рассмотреть историю о том, как после развала СССР недальновидное (или же наоборот весьма хитрое и продажное) правительство и президент отказались от возможности списать по этому поводу долги СССР в никуда, взвалив всю ответственность на новую Россию. Для выплаты старых долгов у международных финансовых институтов, типа Международного Валютного Фонда, брались новые кредиты, для погашения этих новых кредитов и процентов по ним брались ещё более новые. Этот процесс мог бы продолжаться бесконечно, при этом сам процесс непосредственным образом начинал влиять и на приватизацию, т. к. при наличие совсем уж огромного внешнего долга России пришлось бы начинать по дешёвке продавать свои предприятия иностранным хозяевам. Хотя не смотря на то, что этого не произошло во всероссийских масштабах, местные эффективные менеджеры сделали всё за своих западных контрагентов. Для того, чтобы ещё больше завуалировать процессы, проходящие под флагом глобализации, на Западе было разработано и успешно реализовано движение антиглобализма, когда вполне успешные молодые люди у всех на виду пытаются подручными средствами (в основном при помощи битья витрин в дорогих магазинах) противостоять процессам захвата чужих богатств. См. также: антиглобализм, мондиализм, национальное самосознание, общечеловеческие ценности.

33. Векторы развития международной системы отношений в ХХI веке. Одна из характерных черт нашего времени состоит в том, что впервые непосредственно решается вопрос о будущем всего человечества. Проблемы будущего закономерно занимают все более важное место в политике, экономике, идеологии, в сознании людей. Исследователи отмечают, в частности, отсутствие перспектив в понимании и реакции общества на стоящие перед человечеством планетарные проблемы.Отсутствие необходимых представлений о будущей международной системе признается и руководителями внешней политики государств. Международное право традиционно было обращено к прошлому; опираясь на опыт, оно закрепляло сложившуюся практику. Подобный подход становится все более опасным. Вспомним, что химическое и ядерное оружие были сначала применены и лишь затем было запрещено применение химического и испытание ядерного оружия.
Человечество переступило исторический рубеж третьего тысячелетия нашей эры. В таких условиях особо ощутимо желание заглянуть в будущее, выяснить, каким оно будет. Не приходится сомневаться, что XXI в. будет отличаться от нынешнего, который принес нам столь много неожиданностей.История международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем оно имеет и собственную историю, отражающую значительную специфику этого социального явления. Ни одно явление нельзя рассматривать вне его собственной истории.
Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой.
Предлагается следующая периодизация истории международного права: 1) Международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации, период распада родоплеменных отношений и образования ранних рабовладельческих государств, где и зарождаются первые нормы международного права; 2) Международное право средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации, период падения Западной Римской империи, с которым отмечено бурное развитие феодальных отношений; 3) Классическое международное право. С конца средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным. Вместо него использовали римское право, приспособив его к этим условиям. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII вв. среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583-1654 гг.). В своем труде «О праве войны и мира» (1625 г.) он впервые детально обосновал существование «права, которое определяет отношения между народами или их правителями». К концу XIX в. завершился раздел мира между колониальными державами. В оформлении колониальной зависимости использовались те или иные международно-правовые акты. Международный договор постепенно становиться основным наряду с обычаем, а затем и главным источником международного права. 4)Переход от классического к современному международному праву. Современное международное право. Отсчет международного права этого периода следует вести от Версальского договора 1919 г. и создания Лиги Наций в 1919 г. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 году Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики (проект Бриана-Келлога). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств, а урегулирование всех разногласий должно осуществляться только мирными средствами. Нигерийский профессор Т.Элайес пишет, что современное международное право «берет свое начало со времени окончания Второй мировой войны, прежде всего с появлением Организации Объединенных Наций».[5] Об этом же писал американский профессор Дж.Кунц, индийский верховный судья Р. Патак и др. Фундамент современного права был заложен Уставом Организации Объединенных Наций. В политическом плане положения Устава ООН отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Весь механизм действия норм международного права подлежал переводу на рельсы сотрудничества. Можно смело утверждать, что как появление современного международного права, так и его развитие стало возможно благодаря многостороннему сотрудничеству. Международное право, как отрасль права регулирует определенные отношения. Этими отношениями являются отношения, складывающиеся между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. С переходом от одной эпохи в другую происходят определенные изменения, которые могут быть как прогрессивного, так и регрессивного характера. Эти изменения возможны и в отношениях между государствами, следовательно и в международном праве. Международное право не только следует за развитием отношений между государствами и упорядочивает их, но и нередко имеет целью регулирование возможных отношений, которые могут складываться между государствами в будущем.  Опасность для будущего мира представляет также терроризм.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем неповинных людей.
Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 гг ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человек. В совершенных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов.
Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. Озабоченность мирового сообщества обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором, так и тем, что благодаря развитию новейших технологий, имеющих двойное назначение деятельности средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей (Интернет), крайней коммерциализации в сфере т. н. масс культуры, где культивируются насилие и жестокость, у все большего числа людей появляется возможность получить, а затем и использовать информацию о создании самых изощренных средств уничтожения и способах их применения. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, не отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.

34. Понятие нового мирового порядка. Его цели и средства. Но́вый мирово́й поря́док (англ. New World Order, лат. Novus ordo mundi) — применяемое в политике обозначение для разнообразных явлений в настоящем и прогнозов на будущее мирового устройства. Общепринятого значения не имеет. Согласно неоколониальной трактовке, Новый мировой порядок — концепция мирового устройства, являющая собой отображение неоколониализма Запада и его сателлитов (в виде, например, Японии). Такая концепция нового мирового порядка тесно связана с идеей мондиализма, т. к., согласно воззрениям сторонников этой теории, в качестве т. н. «мирового правительства», будут посажены представители конгломерата самых богатых стран мира. При этом страны богаты не потому, что богаты природными и прочими ресурсами, а потому, что смогли подчинить себе всю мировую экономическую систему (см. золотой миллиард, монетаризм). Таким образом, новый мировой порядок, с точки зрения неоколониальной трактовки — это непосредственное внедрение в мировую практику и в общественное сознание идей о том, что всё человеческое общество должно быть разделено на два класса — класс избранных и класс тех, кто обслуживает избранных. Оба класса должны состоять из не более чем одного миллиарда человек (большего ресурсы планеты не выдержат), а остальное человечество должно быть «пущено в расход», как полностью нерентабельное или не соответствующее стандартам нового мирового порядка. Критики неоколониализма утверждают, что в последнее время в жизнь входит радикальный мондиализм, а именно отрицание суверенитета народов над их территорией и ресурсами. Это повело к важному сдвигу в представлениях о праве. Те силы, которые обладают экономической и военной силой для того, чтобы формулировать принципы нового мирового порядка, по сути объявили своё право владения и распоряжения ресурсами всего мира. Это настолько вошло в массовое сознание, что практически никто из влиятельных сил не ставил под сомнение, например, право Запада «наказать» Ирак, который попробовал перевести свою торговлю нефтью на евро, чем поставил под угрозу равновесие цен на нефть. Тем самым Запад открыто стремится избежать риска «разбазаривания» сырья по национальным «квартирам».Российские критики неоколониализма обычно утверждают, что в Новом мировом порядке, сложившемся после 1991 года, России нет места (по крайней мере как сильному самостоятельному государству либо даже вообще).

35. Российская внешнеполитическая стратегия. Цели и задачи. Принципы и цели ее вненеполитической стратегии 
Распластанная на огромной территории Евразийского континента, граничащая с полутора десятками государств, приближённая ко многим очагам напряжённости Россия издавна занимала особое положение. Она и теперь должна иметь особую геополитику, отличающуюся от геополитики других государств, играть своего рода роль геополитического моста и посредника в отношениях между странами Запада и Востока (многие современные политологи по-прежнему, вопреки логике, термин «геополитика» отождествляют с понятием «международная политика»). Занимая огромные пространства, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия владеет уникальными возможностями для активного и эффективного участия в жизни Европы и Азии и воздействия на политические процессы глобального характера. 
Следует отметить, что российские просторы и природные богатства привлекали и сейчас привлекают взоры многих зарубежных правительств. Актуальны и по сей день слова, сказанные знаменитым русским учёным Д. И. Менделеевым: «Россия это «особая», непознанная и неосвоенная страна». Она представляет собой и цель, и средство для экономики многих стран. «Ещё больший интерес она будет вызывать, когда многие народы реально столкнутся с результатами своей материальной деятельности, с проблемой жизненного пространства». 
В феврале 2001 г. созданный в нашей стране Совет по внешней и оборонной политике провёл четвёртое своё заседание в рамках программы «Россия в глобализующемся мире». На нём шёл разговор на трудную тему последствия глобализации для международных отношений и международной безопасности (термин «глобализация» пока все еще остаётся расплывчатым в массовом сознании. Иногда в этой связи упоминают прусского философа, принявшего подданство России, Иммануила Канта, считавшего, что мир един, а потому требуется единое мировое правительство). Основной докладчик на заседании вышеуказанного Совета академик Е. Примаков счёл нужным оттенить прискорбное положение, в котором ныне оказалась Россия, из которой «Запад за последние годы много выкачал, в том числе благодаря «утечке мозгов». В результате на рынке высоких технологий, без «прорыва» в которые нам не догнать «продвинутые державы», США принадлежит 40% , Японии 30, Германии 16, а России всего 0,3% ». 
Сегодня одной из острейших глобальных проблем остаётся проблема природных ресурсов, которыми, к счастью, наша страна не обделена. Отсюда устремлённость и особое внимание зарубежных государств к России. 
В условиях, когда мир тратит на гонку вооружений огромные средства (мировые военные расходы в последнее время превысили 1000 млрд долларов в год, или свыше 2 млн в минуту, а многие учёные продолжают работать над созданием новых видов оружия массового уничтожения). На планете свыше 80 млн человек продолжают жить в условиях абсолютной нищеты (из 500 млн голодающих около 50 млн человек ежегодно умирает от истощения), вполне понятным становится так называемое движение «антиглобалистов», которое приобретает всё большую активность. 
Международное положение России за последние 10-15 лет существенно изменилось, как изменилась и геополитическая структура мира. В конце 1980 начале 1990 гг. в нем претерпела серьёзные изменения расстановка сил. Это связано прежде всего с завершённым в основном к 1990-м годам переходом почти 40 стран большинства высокоразвитых и некоторых других (например, «малых драконов Азии») к постиндустриальному производству. Успехи этих стран обеспечили им значительные преимущества в мире, следствием чего стало укрепление их международных позиций.
36. Геополитические эпохи.
1. Вестфальская (1648-1815). Два блока европейских стран: католич. и протестантские. 30-летняя война завершилась в 1648 году. Итоги: Франция – сильнейшая держава Европы, Голландия – сильнейшая морская держава. Противники: ослабленная Испания и Австрия. Одна из великих держав Европы – Швеция, Англия усиливаются и оспаривают позиции у Голландии и Франции. Франция создала против Австрии "Восточный Барьер", который не пускает в Европу Россию (Швеция, Польша, Турция). 
Изменения в 18 веке: Великими державами становится Росс. Голл, Исп, Швеция слабеют и утрачивают статус Великих держав, Польша утрачивает государственность. В Германии возникает новое сильное государство – Пруссия. Англия с переменным успехом борется с Францией и становится "владычицей морей". В конце 18 века происходит Великая Французская революция, наполеоновские войны, поражения, которые заканчиваются Венским конгрессом. 
2. Венская (1815-1918). Вначале Россия – сильная держава континента. Англия – сильнейшая экономическая держава ("мастерская мира"), создает колониальную империю, политика "блестящей изоляции". Сущность политики: нет друзей и союзников, есть политические интересы. Колониальную империю создает и Франция. В середине 19 века появляются новые страны: Италия и Германия. Россия сдает позиции, но остается великой державой. В Новом свете усиливаются США. Доктрина: "нам нет дела до старого света, но старый свет не должно волновать, что происходит у нас". На Дальнем Востоке сильное азиатское государство – Япония. Первая мировая война заканчивается поражением Германии и союзников. 
3. Версальская (1919-1946) Появилось первое соц. гос-тво – СССР, подверглось натиску. Гегемон Европы – Франция опирается на помощь новых малых стран: Чехословакии, Венгрии, Румынии и др. Цель: Воссоздать Восточный барьер в тылу Германии, чтобы она не усилилась, и барьер для СССР. Большое значение приобретает США, президент провозглашает: дать колониальным странам свободу. СССР в 20-е годы сближается с Германией. Итог: Вторая Мировая война, послевоенное устройство мира решалось на Потсдамской конференции. 
4. Потсдамская (1945-1991) Распад колониальных империй и появление 3го мира, возникновение соц. блока вокруг СССР и блока НАТО во главе с США и прежние Великие Державы Англия, Франция "прогинаются" под США.
37 Режим нераспространения ядерного оружия направлен на обеспечение стабильности и безопасности в мире. В 1963 году, когда только четыре государства имели ядерные арсеналы, правительство Соединенных Штатов делало прогноз, что в течение предстоящего десятилетия появится от 15 до 25 государств, обладающих ядерным оружием; другие же государства предсказывали, что это число может даже возрасти до 50. Опасения по поводу появления ядерного оружия в политически нестабильном государстве привели к образованию закрытого «Ядерного клуба» из пяти первых стран-разработчиков ядерного оружия. Остальные страны могли использовать только «мирный атом» под международным контролем. Эти инициативы не вызвали противоречий мирового сообщества, большинство стран подписала Договор, добровольно отказываясь от получения ядерного оружия, более того, в последующие годы были заключены договоры, запрещающие использования ядерного оружия в ряде регионов мира. Эти регионы получили статус безъядерных зон. Рядом конвенций были запрещены любые испытания ядерного оружия не только на земле, но и в космосе. 
Однако сейчас ряд стран высказывает желание присоединиться к «Ядерному клубу», обуславливая это тем, что наличие у них ядерного оружия вызвано требованиями их национальной безопасности. К таким странам относятся Индия, Пакистан. Однако их официальному признанию в качестве ядерных держав мешает не только противодействие стран-членов Договора, но и сам характер Договора. Израиль официально не подтверждает наличие у себя ядерного оружия, но и не присоединяется к Договору в качестве неядерной страны. Совершенно особая ситуация складывается с Северной Кореей. Ратифицировав ДНЯО, Северная Корея вела разработки мирных ядерных программ под контролем МАГАТЭ, однако в 2003 г. Северная Корея официально вышла из ДНЯО и закрыла доступ инспекторам МАГАТЭ к своим ядерным лабораториям. Позже было официально объявлено о первых успешно проведенных испытаниях. Мировое сообщество во главе с ООН предприняли ряд попыток уговорить Северную Корею свернуть свою ядерную программу, но это ни к чему не привело. В результате было решено созвать Совет Безопасности ООН, чтобы решить вопрос санкций для Северной Кореи. В тайной разработке ядерного оружия так же подозревается Иран. 
Случай с Северной Кореей создает опасный прецедент, когда разработка ядерного оружия выходит из-под международного контроля. Существует опасность попадания ядерного оружия в руки террористических организаций. Для предотвращения этих опасностей МАГАТЭ требует ужесточить санкции против стран-нарушителей договора, усилить контроль над ядерным топливом и оборудованием. 
Все эти вопросы были подняты на очередной конференции в 2005 г., однако тогда страны не смогли прийти к единому мнению по данным вопросам.

38 Международный конфликт — основа международных отношений в традиционной геополитике. Различаются военно-политические, экономические, национальные, цивилизационные, конфессиональные и другие конфликты. В современном мире угроза потенциальных конфликтов возрастает из-за увеличения численности и разнообразия участников международных отношений.
Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.
Международный конфликт возникает в любом случае, когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя или вообще не принимая во внимание иные интересы.
Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.
Субъекты международного конфликта: к ним относятся коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций.

39 Сельское население Китая составляет на конец XX в. около 800 млн. человек. Приблизительно 700 млн. из них существуют за счет обработки земель и животноводства. Но чем занять еще 100 млн.? Дефицит земельных угодий ограничивает рост занятости в деревне. Поэтому около 10 млн. человек ежегодно мигрирует в город в поисках работы. В городах существует официальная (3%) и скрытая (15—20% общей численности рабочих и служащих) безработица. Если в ближайшие годы динамика миграции в города не уменьшится, то город не сможет «переварить» такую массу новоселов. Решение проблемы пекинские власти видят в определенной степени в рамках создания «Большого Китая», по сути экономической, геополитической интеграции, создания на базе стран, входящих в Азиатско-тихоокеанский регион. Условия жизни и деятельности населения КНР заставляют Пекин закрывать глаза на политические и идеологические противоречия, существующие в конце XX в между Китаем и Тайванем, Китаем и Гонконгом (после присоединения к КНР в 1997 г. — Сянганом) и другими странами АТР Интеграция Китая со странами-соседями Юга возможна путем привлечения иностранного капитала. За последние 10 лет КНР с помощью этих средств получила возможность облегчить или решить ряд социальных и экономических проблем. Велики достижения КНР в военной сфере. К концу XX в. только синьцзяньская группировка войск по боевому потенциалу и мобилизационным возможностям превосходит вооруженные силы независимого Казахстана. В начале XXI в. Китай станет ядерной сверхдержавой с мощным экономическим потенциалом.
Многие эксперты подчеркивают, что к концу XX в. снизилась роль Китая в качестве своеобразного балансира между двумя военно-политическими блоками, которую играла КНР в 60-х годах. Один из блоков был разрушен, а другой стал решающей геополитической силой. В противовес ему набирает мощь новая геополитическая сила в Азиатско-Тихоокеанском регионе во главе с Китаем, обладающим огромными людскими и экономическими ресурсами, а также технологическим и третьим в мире по мощи военно-стратегическим ядерным потенциалом. Долгие столетия Поднебесная была объектом экспансии и геополитических игр: от завоевания монголами до японской экспансии в 30-х — 40-х годах нашего века. Китай «спал». В свое время Наполеон Бонапарт сказал: «Там лежит гигант. Пусть лежит. Когда он проснется, он сотрясет мир»3. Подобную мысль высказал в конце XIX в. бывший госсекретарь СШАД.Хэй:Мир на земле опирается на Китай, Кто понимает Китай с точки зрения социальной, политической, экономической, религиозной, тот держит ключ к мировой политике на последующие пять столетий

Информация о работе Шпаргалки по "Геополитике"