Симметрия федерации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть признаки и систему организации Федерации в России.
Основные задачи исследования:
рассмотреть понятие национально-государственного устройства Российской Федерации;
б) рассмотреть признаки симметрии и асимметрии федерации в России;
В качестве методической основы выступает комплекс методов научного познания: исторический, формально-юридический, конкретно-социологический методы, а так же метод сравнительного анализа.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Национально-государственное устройство Российской Федерации 5
1.1. Понятие национально-государственного устройства 5
1.2. Современное национально-государственное устройство Российской Федерации 7
Глава 2. Симметрия и ассиметрия федерации в России 11
2.1. Понятие симметрии и ассиметрии в федерации. 11
2.2. Симметрия федерации в России 14
2.3. Признаки ассиметрии федерации в России. 17
Заключение. 20
Список использованных источников. 22

Файлы: 1 файл

кпркурсовая.docx

— 59.82 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»

на тему «Симметрия федерации в России»

 

 

Выполнил: А.С. Мосляков, студент 3-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа Ю-101

Подпись___________________________

 

Научный руководитель: Л.В.Важенин,

Доцент, кандидат философских  наук

Подпись___________________________

 

 

 

 

Люберцы

2012

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Национально-государственное устройство Российской Федерации 5

1.1. Понятие национально-государственного устройства 5

1.2. Современное национально-государственное устройство Российской Федерации 7

Глава 2. Симметрия и ассиметрия федерации  в России 11

2.1. Понятие симметрии и ассиметрии  в федерации. 11

2.2. Симметрия федерации в России 14

2.3. Признаки ассиметрии федерации  в России. 17

Заключение. 20

Список  использованных источников. 22

 

 

Введение

 

Российская Федерация. Уже  из самого названия становится ясно, что  Россия – страна с федеративным устройством. Это значит, что в  её состав входят различные территориальные  единицы, обладающие определенной самостоятельностью. Следовательно, субъекты, входящие в  федерацию имеют определенный правовой статус. Все они обладают определенным правовым положением.

Вопрос о взаимоотношениях субъектов и федерации является весьма неординарным. С одной стороны, в истории федераций не было таких  случаев, когда в конституции  не было бы написано, что все субъекты равноправны. Но с другой стороны, следует  учитывать, что входящие в состав федерации, в частности в Российскую Федерацию, субъекты, особенно отдельные  государства, имеют свои отличительные  черты, не только территориальные, но и  национальные (обычаи, язык, правовые особенности  и так далее).

То, как на практике совмещаются  две эти характеристики, а именно конституционное равноправие с  одной стороны и национально-территориальные  особенности с другой, есть вопрос, требующий детального и всестороннего  изучения.

Российская Федерация (далее РФ) имеет в своем составе республики, края, автономные округа, области, города федерального значения и автономную область. Таким образом, российский федерализм является уникальным по своей сущности, а именно по связи субъектов и центра федерации, их правовому статусу и разграничению предметов их ведения.

Д.А. Медведев в своем докладе  Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г отметил: «Фундаментально значимым для нашего общества стало введение института местного самоуправления, и укрепление федеративных начал государства. Вы знаете: государственная политика в этих вопросах во многом осуществлялась путем "проб и ошибок" - с учетом опыта других государств и сложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной федерации как Россия - в мире больше не существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем - делаем действительно впервые». Действительно, правовое регулирование федерализма в том виде, в котором он существует сегодня, достаточно новое явление для нашей страны.

Российская Федерация - довольно молодое федеративное государство, в котором федеративные отношения  имеют свои особенности и черты, одной из которых является довольно спорный вопрос о признаках симметрии  федерации в России.

Развитие Российского  федерализма является главнейшей задачей  для организации эффективного функционирования государственной власти, чем и  обусловлена актуальность рассмотрения и изучения данного вопроса.

Предмет исследования –  система национально-территориального  устройства Российской Федерации.

Объект исследования –  историко-правовая позиция представителей государства, по отношению к реализации прав народов на самоопределение, а так же реализация взаимоотношений в сфере взаимодействия государства и его субъектов.

Цель исследования – рассмотреть  признаки  и систему организации  Федерации в России.

Основные задачи исследования:

    1. рассмотреть понятие национально-государственного устройства Российской Федерации;

б)  рассмотреть признаки симметрии и асимметрии федерации в России;

В качестве методической основы выступает комплекс методов научного познания: исторический, формально-юридический, конкретно-социологический методы, а так же метод сравнительного анализа.

Структура работы и ее содержание обусловлены поставленной целью  и задачами исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

 

Глава 1. Национально-государственное  устройство Российской Федерации

    1. Понятие национально-государственного устройства

 

Под национально-государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также с центральными органами власти1.

Национально-государственное  устройство есть определенная форма  общественных отношений, государственность  многонационального сообщества, форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества, а так же соотношение суверенитета государства и национальных суверенитетов нации и народностей, объединяемых в составе государства. Основные формы национально-государственного устройства - федерация и унитарное государство. Конфедерация, строго говоря, не является формой национально-государственного устройства, это -оформление содружества суверенных государств с целью координации действий в определенных сферах.

Унитарное - это единое, цельное  государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью2. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. Унитарное государство имеет единую территорию, единое гражданство, бюджет и т.д. Административно-территориальные единицы как составные части унитарного государства суверенитетом не обладают. В некоторых Унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Конфедерация - это временный  союз суверенных государств, образованный на основе международных договоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов3. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада и некоторые другие государства. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).

Федерация же представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д4. Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

В настоящее время большинство  государств – это федерации, что  обуславливает важность их всестороннего  изучения. Российская Федерация представляет особый интерес для изучения её национально-государственного устройства, ведь Россия не просто самая  большая страна, но на её территории проживает огромное количество народов, а виды входящих в неё субъектов  весьма разнообразны.

    1. Современное национально-государственное устройство Российской Федерации

 

Административно-территориальная  и территориально-политическая организация  Российской Федерации, способ существования  ее субъектов представляют большой  интерес для их изучения. Совмещение национальной и территориальной  основ структурной организации  федерации выражается, прежде всего, в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область  и 4 автономных округа), но и соответствующие  административно-территориальные единицы (9 краев, 46 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация, как форма национально-государственного устройства, является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Например, в Индии, Китае, Нигерии федерация является выражением межнациональных отношений, а в США, Мексике, Бразилии, Аргентине она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов. Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.5

Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам  федерации решать самостоятельно или  совместно с федеральными органами широкий круг вопросов.

Равноправие народов  Российской Федерации включает в  себя комплекс организационных, правовых и экономических условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ6. В соответствии с Конституцией тот или иной народ, на основе своего волеизъявления, вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.

Анализируя конституционные  основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от. 31 марта 1992 г.

Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Информация о работе Симметрия федерации в России