Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть признаки и систему организации Федерации в России.
Основные задачи исследования:
рассмотреть понятие национально-государственного устройства Российской Федерации;
б) рассмотреть признаки симметрии и асимметрии федерации в России;
В качестве методической основы выступает комплекс методов научного познания: исторический, формально-юридический, конкретно-социологический методы, а так же метод сравнительного анализа.
Введение 3
Глава 1. Национально-государственное устройство Российской Федерации 5
1.1. Понятие национально-государственного устройства 5
1.2. Современное национально-государственное устройство Российской Федерации 7
Глава 2. Симметрия и ассиметрия федерации в России 11
2.1. Понятие симметрии и ассиметрии в федерации. 11
2.2. Симметрия федерации в России 14
2.3. Признаки ассиметрии федерации в России. 17
Заключение. 20
Список использованных источников. 22
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра конституционного и международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное (государственное) право России»
на тему «Симметрия федерации в России»
Выполнил: А.С. Мосляков, студент 3-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа Ю-101
Подпись_______________________
Научный руководитель: Л.В.Важенин,
Доцент, кандидат философских наук
Подпись_______________________
Люберцы
2012
Оглавление
Введение 3
Глава
1. Национально-государственное
1.1. Понятие национально-государственного устройства 5
1.2. Современное национально-государственное устройство Российской Федерации 7
Глава 2. Симметрия и ассиметрия федерации в России 11
2.1.
Понятие симметрии и
2.2.
Симметрия федерации в России 1
2.3. Признаки ассиметрии федерации в России. 17
Заключение. 20
Список использованных источников. 22
Российская Федерация. Уже из самого названия становится ясно, что Россия – страна с федеративным устройством. Это значит, что в её состав входят различные территориальные единицы, обладающие определенной самостоятельностью. Следовательно, субъекты, входящие в федерацию имеют определенный правовой статус. Все они обладают определенным правовым положением.
Вопрос о взаимоотношениях субъектов и федерации является весьма неординарным. С одной стороны, в истории федераций не было таких случаев, когда в конституции не было бы написано, что все субъекты равноправны. Но с другой стороны, следует учитывать, что входящие в состав федерации, в частности в Российскую Федерацию, субъекты, особенно отдельные государства, имеют свои отличительные черты, не только территориальные, но и национальные (обычаи, язык, правовые особенности и так далее).
То, как на практике совмещаются
две эти характеристики, а именно
конституционное равноправие с
одной стороны и национально-
Российская Федерация (далее РФ) имеет в своем составе республики, края, автономные округа, области, города федерального значения и автономную область. Таким образом, российский федерализм является уникальным по своей сущности, а именно по связи субъектов и центра федерации, их правовому статусу и разграничению предметов их ведения.
Д.А. Медведев в своем докладе Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г отметил: «Фундаментально значимым для нашего общества стало введение института местного самоуправления, и укрепление федеративных начал государства. Вы знаете: государственная политика в этих вопросах во многом осуществлялась путем "проб и ошибок" - с учетом опыта других государств и сложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной федерации как Россия - в мире больше не существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем - делаем действительно впервые». Действительно, правовое регулирование федерализма в том виде, в котором он существует сегодня, достаточно новое явление для нашей страны.
Российская Федерация - довольно молодое федеративное государство, в котором федеративные отношения имеют свои особенности и черты, одной из которых является довольно спорный вопрос о признаках симметрии федерации в России.
Развитие Российского федерализма является главнейшей задачей для организации эффективного функционирования государственной власти, чем и обусловлена актуальность рассмотрения и изучения данного вопроса.
Предмет исследования –
система национально-
Объект исследования – историко-правовая позиция представителей государства, по отношению к реализации прав народов на самоопределение, а так же реализация взаимоотношений в сфере взаимодействия государства и его субъектов.
Цель исследования – рассмотреть признаки и систему организации Федерации в России.
Основные задачи исследования:
б) рассмотреть признаки симметрии и асимметрии федерации в России;
В качестве методической основы
выступает комплекс методов научного
познания: исторический, формально-юридический,
конкретно-социологический
Структура работы и ее содержание обусловлены поставленной целью и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Под национально-государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также с центральными органами власти1.
Национально-государственное
устройство есть определенная форма
общественных отношений, государственность
многонационального сообщества, форма организации государства,
выражающая взаимосвязь территориальной
организации государственной власти и
национальной структуры общества, а так
же соотношение суверенитета госуд
Унитарное - это единое, цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Конфедерация - это временный союз суверенных государств, образованный на основе международных договоров, создаваемый для обеспечения общих целей и интересов3. Через такую форму государственного устройства в свое время прошли Швейцария, США, Германия, Канада и некоторые другие государства. Конфедерация не имеет единых государственных органов, гражданства, конституции, территории, бюджета и т.д. Весьма близким к конфедерации является в настоящее время СНГ (Союз Независимых Государств).
Федерация же представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектных территорий, гражданства, конституций, государственных органов, бюджета и т.д4. Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.
В настоящее время большинство государств – это федерации, что обуславливает важность их всестороннего изучения. Российская Федерация представляет особый интерес для изучения её национально-государственного устройства, ведь Россия не просто самая большая страна, но на её территории проживает огромное количество народов, а виды входящих в неё субъектов весьма разнообразны.
Административно-
Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.5
Свободное региональное развитие Российской Федерации закреплено в статьях 72, 73, 76-78 Конституции РФ 1993 г и позволяет субъектам федерации решать самостоятельно или совместно с федеральными органами широкий круг вопросов.
Равноправие народов Российской Федерации включает в себя комплекс организационных, правовых и экономических условий, позволяющих, прежде всего, малым народам и народностям России чувствовать себя равноправными среди народов РФ6. В соответствии с Конституцией тот или иной народ, на основе своего волеизъявления, вправе самоопределяться в различных формах национальной государственности (в виде автономных округов, автономной области или республики). Государство гарантирует всем народам России право на свободное функционирование национального языка и создание условий для его развития и изучения. Наконец, важным условием, обеспечивающим равноправие народов Российской Федерации, является способ решения вопросов об изменении территории их национально-государственных образований: лишь с согласия субъектов федерации границы между ними могут быть изменены.
Анализируя конституционные основы национально-государственного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации" и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от. 31 марта 1992 г.
Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.
Принципы национально-