Симметрия федерации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть признаки и систему организации Федерации в России.
Основные задачи исследования:
рассмотреть понятие национально-государственного устройства Российской Федерации;
б) рассмотреть признаки симметрии и асимметрии федерации в России;
В качестве методической основы выступает комплекс методов научного познания: исторический, формально-юридический, конкретно-социологический методы, а так же метод сравнительного анализа.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Национально-государственное устройство Российской Федерации 5
1.1. Понятие национально-государственного устройства 5
1.2. Современное национально-государственное устройство Российской Федерации 7
Глава 2. Симметрия и ассиметрия федерации в России 11
2.1. Понятие симметрии и ассиметрии в федерации. 11
2.2. Симметрия федерации в России 14
2.3. Признаки ассиметрии федерации в России. 17
Заключение. 20
Список использованных источников. 22

Файлы: 1 файл

кпркурсовая.docx

— 59.82 Кб (Скачать файл)

Одно из наиболее серьезных  противоречий – это противоречие между принципом равноправия  субъектов Российской Федерации  и разной конституционно-правовой природой субъектов Федерации с вытекающими  отсюда различиями в правовом статусе  составных частей России.

Именно исторические традиции России недавнего прошлого породили феномен «матрешечных» субъектов  Федерации, т.е. вхождение автономных округов в состав краев, областей, признанных в то же время по Конституции  равноправными субъектами Федерации13.

Другое серьезное противоречие концептуального характера - попытка соединить собственно национальный и территориальный факторы в государственном устройстве в том варианте, в котором он существует в настоящее время в России. Национальный фактор во многом является у нас "квазинациональным" хотя бы потому, что лишь в четырех из 21 республики титульная нация составляет большинство населения, а в Еврейской автономной области - всего 4% евреев. Данная проблема нуждается в значительно более глубоком рассмотрении, так как связана с вопросом обеспечения действия главных принципов конституционного строя.

 

Заключение.

 

В глобальном масштабе предстоит  решить следующую проблему: возможно ли построение в России полностью  симметричной федерации? Представляется, что в обозримой перспективе  это сделать не удастся. И, прежде всего потому, что наша федерация  продолжает базироваться на двух принципах: национально-государственном и территориальном. За последние годы в России значительно  уменьшилось неравноправие субъектов  Федерации. Но полностью уравнять в  правах республики, края и области  как территориальные образования  не удастся и не нужно. Речь должна идти только о специфических правах, связанных с особенностями национального  состава и национальных отношений  в республиках (право на второй государственный  язык, на национальную культуру), но отнюдь не с социально-экономическими и  политическими правами и тем  более льготами и привилегиями.

Дело в том, что асимметричный  федерализм в гораздо большей  степени учитывает интересы (далеко не всегда совпадающие) субъектов федерации, что способствует более полному  развитию федеративных отношений и  укреплению основ федеративного  устройства, в то время как симметричная организация федеративного государства  ведет к унификации регионов и  способствует возникновению конфликтного потенциала в федеративных отношениях. Однако в тоже время симметрия считается признаком гормонии.

Поэтому представляется возможным  сохранить исторические названия субъектов  Федерации (республики, края, области, автономные республики, автономные округа, города федерального значения), их основные законы, сохранив в Российской Конституции  положение об их равноправии с  точки зрения прав, обязанностей и  ответственности, т.е. конституционно-правового  статуса.

Таким образом, Российская Федерация  в обозримой перспективе   de facto неизбежно будет сохраняться как асимметричное государство. Но эта асимметрия будет проявляться не на уровне важнейших конституционных полномочий, прав и обязанностей, а на уровне специфических особенностей, связанных с экономическими, культурными, историческими, национальными и географическими особенностями того или иного субъекта Федерации.

 

Список использованных источников.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993  (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//СЗ РФ 2009г. №1.
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4916
  3. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 30.11.2005 г.) «О национально-культурной автономии» // Российская газета от 02.12.2005 г.
  4. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 03.06.2006 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета от 08.06.2006 г.
  5. Федеральный закон от 17 декабря 1999г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 1999 г., № 51, ст. 6286
  6. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 2000 г., № 33, ст. 3356
  7. Большая советская энциклопедия, изд-во Сов.Энц. 2005г, под ред  А.М.Прохорова
  8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.М.,2006.
  9. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006.
  10. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 352 с
  11. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и её субъектами. - СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 559 с.
  12. Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. - М.: Юристъ, 2006. – 422
  13. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской федерации // Государство и право. – 2004. - № 1. – С.115-116
  14. Алешкова И.А., Умнова И.А.// Конституционное право РФ, Издательство: Юрайт,2012г.,С. 529
  15. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. 2003. - № 1. – С. 85-89
  16. Симметрия и асимметрия в Российской модели Федеративных отношений / Под рук. С.Д. Валентея. — М.: Институт экономики РАН, 2012. – 57c.
  17. Давыдов Д.В.//Симметрия и асимметрия в устройстве федеративного государства/ Журнал "Регионология" №3 2010
  18. Еремин С.Г. Статья: Основные тенденции развития внутригосударственного нормативного правового договора как источника финансового права //"Российская юстиция", 2012, N 4

 

1 Баглай М.В.// Конституционное право Российской Федерации.М.,2006, С.83

2 Большая советская энциклопедия, изд-во Сов.Энц. 2005г, под ред  А.М.Прохорова

3 Большая советская энциклопедия, изд-во Сов.Энц. 2005г, под ред  А.М.Прохорова

4 Козлова Е.И. Кутафин О.Е.// Конституционное право России. М., 2006, С.137

5 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. //Конституционное право России. М., 2006, С.142

6 Баглай М.В. //Конституционное право Российской Федерации.М.,2006, С.96

7 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. //Конституционное право России. М., 2006, С.129

8 Большая советская энциклопедия, изд-во Сов.Энц. 2005г, под ред  А.М.Прохорова

9 Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. - М.: Изд-во НОРМА, 2001, С.115

10 И. А. Алешкова, И. А. Умнова// Конституционное право РФ, Изд-во: Юрайт,2012г.,С. 39

11 И. А. Алешкова, И. А. Умнова// Конституционное право РФ, Изд-во: Юрайт,2012г.,С. 39

12 И. А. Алешкова, И. А. Умнова// Конституционное право РФ, Изд-во: Юрайт,2012г.,С. 39

13 Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. - М.: Изд-во НОРМА, 2001, С.117

 


Информация о работе Симметрия федерации в России