Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:58, контрольная работа
Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не более 196 км. Однако это старейшая и наиболее стабильная российская граница. И она всегда была границей мира. Веками территории на Крайнем Севере были мало заселены, и основные заботы государства сводились к сбору налогов на пушную торговлю. В течение многих столетий территории на севере не были делимитированы, и перекрывающие друг друга претензии королей Норвегии и Швеции и русских царей сочетались с терпимым подходом всех заинтересованных сторон за исключением, возможно, налогоплательщиков, мнением которых никто не интересовался.
Введение ………………………………………………………………….3
1 Сотрудничество Норвегии и России ………………………………….5
2 Норвежско-российское взаимодействие на современном этапе……..9
3 Специфика Баренцева региона в Европе ……………………………..11
4 Россия и Норвегия-прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа………………………………………...........13
Заключение ……………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………19
Приложения ………………………………………………………………20
Оренбургский государственный институт менеджмента
Кафедра ______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ______________________________
Тема: ______________________________
Выполнил студент: ___________________
Факультет ___________________________
№ группы ___________________________
Подпись студента _____________________
Проверил: ___________/__________________
подпись (Ф.И.О.)
Дата «__»____________200__г.
Оренбург 2009 г.
Содержание:
Введение ………………………………………………………………….3
1 Сотрудничество Норвегии и России ………………………………….5
2 Норвежско-российское взаимодействие на современном этапе……..9
3 Специфика Баренцева региона в Европе ……………………………..11
4 Россия и Норвегия-прибрежные
государства. Делимитация зон континентального шельфа……………………………………….........
Заключение ……………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………19
Приложения ………………………………………………………………20
Введение
Основы взаимоотношений между Норвегией и Россией заложены историей и географией.
Географически Норвегия
протянулась на 2 тысячи 650 км вдоль
западного и северного побережь
Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не более 196 км. Однако это старейшая и наиболее стабильная российская граница. И она всегда была границей мира. Веками территории на Крайнем Севере были мало заселены, и основные заботы государства сводились к сбору налогов на пушную торговлю. В течение многих столетий территории на севере не были делимитированы, и перекрывающие друг друга претензии королей Норвегии и Швеции и русских царей сочетались с терпимым подходом всех заинтересованных сторон за исключением, возможно, налогоплательщиков, мнением которых никто не интересовался. После делимитации в 1751 году границы между Швецией (включавшей Финляндию) и Норвегией статус оставшегося самого северного участка, там, где норвежская территория соприкасается с российской, был определен Договором 1826 года. С тех пор поправок в этот договор не вносилось. Мир в этом районе был нарушен только дважды: в 1941 году, когда германские войска напали на Россию, и в 1944 году, когда Красная Армия перешла границу, чтобы изгнать оккупационную армию и освободить восточный Финмарк — самую северную область Норвегии.
Географически территории Норвегии и России образуют побережье Баренцева моря, расположенного между их соприкасающимися участками континентальной суши, норвежским архипелагом Свальбард (Шпицберген), российскими архипелагами Земля Франца Иосифа и Новая Земля. Российские рыбаки традиционно вели промысел у норвежского побережья, а купцы заходили в норвежские порты для обмена рыбы на зерно и муку (эта практика получила известность как "поморская" торговля, причем здесь использовался даже особый диалект, состоявший из элементов немецкого, норвежского и русского языков). Норвежские охотники на тюленей, китов и зверя организовывали экспедиции на Свальбард и в восточную часть Баренцева моря, а также на Землю Франца Иосифа и на Новую Землю. Начиная с конца XVII века, русские охотники из великих северных монастырей плавали на Свальбард, однако эти экспедиции впоследствии стали более редкими и полностью прекратились в середине XIX века. В конце того же столетия переселенцы из Норвегии в надежде на лучшую жизнь стали оседать в редких поселках на побережье Кольского полуострова — российские власти приветствовали этот факт как возможность укрепить экономику этого малонаселенного района.
1 Сотрудничество Норвегии и России
Баренцево сотрудничество было официально оформлено 11 января 1993 года в Киркенесе принятием соответствующей декларации конференцией министров иностранных дел Баренцева Евро-Арктического региона (приложение 1). Во многом оно представляет собой маленькую революцию в нашем восприятии окружающего мира и имеющихся у нас возможностях развития. Для всех, кто родился после окончания второй мировой войны налаживание с российскими соседями отношений, которые напоминают связи с другими соседними странами, является новаторским делом. Все дети холодной войны, того времени, когда Баренцев регион назывался северным флангом, а граница между Норвегией и Россией была границей между НАТО и ОВД и между двумя весьма различными общественными системами.
Сегодня есть возможность развивать контакты с соседями так, как это было немыслимо всего несколько лет назад. В экономической области - потому, что торговля с Россией может способствовать позитивному экономическому развитию. В области охраны окружающей среды - поскольку Россия наконец-то подступили к тому, как в России обращаются с опасными отходами и как попадают вредные вещества в почву, атмосферу и в воду, можно это изучать и воздействовать на процесс.
Какова же будет политика России через десять лет, даже через десять месяцев или через десять дней? Россия может стать добрым партнером в деле сотрудничества и источником позитивного развития для Норвегии, но впереди видны также и опасные признаки. Поэтому необходимо наладить прочные связи между обоими обществами, создать климат сотрудничества, который существовал бы даже при откатах в процессе российских реформ.
Баренцев регион - регион возможностей. Здесь в большом количестве
имеются необходимые ресурсы: рыба, нефть
и газ, минеральное сырье, лес и прочее.
Пока эти возможности реализуются лишь
в малой степени. По причинам политического
порядка затруднено разумное и рациональное
использование крупных природных ресурсов
на территории России и управление ими.
Природе нанесен большой ущерб, недостаточно
развита инфраструктура, хозяйство и структура
экономики нуждаются в преобразовании,
модернизации и придании ей эффективности.
До сих пор отсутствовала возможность
связать воедино ресурсы, экономику, экспертные
знания и рынки, находящиеся по восточную
и западную стороны границы.
Процесс политических и экономических
реформ в странах Восточной Европы оказался
трудным и длительным. Старые структуры
рухнули быстрее, чем удалось создать
новые. В результате произошло резкое
падение производства, снизился жизненный
уровень и возникла безработица (приложение
2). Некоторые из стран быстро приступили
к проведению реформ (Венгрия, Польша,
Чешская Республика). Другим странам еще
предстоят болезненные преобразования,
если они хотят достичь поставленных целей
в области рыночной экономики. В большой
степени это верно и для России.
Общим для восточноевропейских стран является то, что их экономическое развитие отстало от политического. Были быстро образованы новые демократические политические структуры, хотя не всегда удается обеспечить их функционирование в соответствии с предназначением. В то же время требуются большая решимость и терпение для проведения реструктуризации экономики, с тем, чтобы в условиях отсутствия права на частную собственность перейти от централизованно управляемой системы к формированию более или менее рыночной экономической системы, основанной на спросе и предложении.
Что может норвежская экономика предложить России и странам Восточной Европы? До сих пор основной упор делался на торговлю товарами. При расчетах наличностью такая торговля менее подвержена воздействию особых проблем, имеющихся в России, чем то, что связано с инвестициями. Ныне открываются возможности установления между норвежской и российской экономиками гораздо более тесных и прочных связей. В качестве центральной области осуществления проектов сотрудничества вырисовывается рыболовство. Крупные поставки российской трески норвежскими рыбохозяйственными компаниями рыбоперерабатывающим предприятиям позволили установить между ними важные связи. Норвежские предприятия обладают большим опытом также в том, что касается поставок оборудования для рыбопромыслового флота, а также в других сферах производства. Реорганизация в России бывших государственных рыбохозяйственных компаний и колхозов подтолкнула норвежскую и российскую стороны к весьма отрадному и полезному для обеих сторон сотрудничеству. Но по договору с норвежскими властями при ловле рыбы жители России должны сообщать местным властям о начале промысла. Если этого не происходит суда задерживаются (приложение 3).
Энергетика - еще одна область, которая отмечена динамизмом и в которой норвежская экономика занимает особо порочные позиции. Как известно, Россия испытывает большую потребность в развитии своей энергетики в целях достижения большей эффективности производства. В нефтегазовой отрасли Северо-Запада России имеется большой неиспользованный потенциал, задействование которого потребует значительных экспертных знаний, инвестиций и поставок оборудования. Крупные задачи стоят и в области электроснабжения, придания эффективности рынкам сбыта, технического совершенствования и экономии энергии.
Норвегия располагает весьма конкурентоспособной промышленностью, связанной с деятельностью на море. По последним данным статистики приарктических государств, суммарные промышленные запасы углеводородного сырья в бассейнах Баренцева, Гренландского, Норвежского, Карского, Берингова морей и моря Лаптевых превышают 60 миллиардов тонн по нефти и 3 триллиона кубометров - по природному газу (приложение 4). Это относится к предприятиям в области как судоходства и судостроения, так и поставок оборудования, проведении исследований. Для экономического сотрудничества между этими отраслями двух стран должна существовать хорошая основа.
Близость Норвегии к
Северо-Западной России, схожесть климатических
и почвенных условий создают
благоприятные предпосылки для
развития сотрудничества в области
сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают
опытом, который может быть весьма полезен
для Северо-Западной России, например
в том, что касается обработки, переработки
и распространения сельхозпродукции.
Норвежские предприятия имеют хорошие
исходные позиции в таких важных отраслях,
как строительство, эксплуатация шахт
и добыча минеральных ресурсов, а также,
не в последнюю очередь, в информатике.
Сильной стороной норвежской экономики
является ее способность сочетать многие
функции в отдельных отраслях, в которых
имеются своего рода комплексы предприятий,
дополняющие друг друга в производстве,
сервисе, финансировании, страховании,
маркетинге, исследованиях и разработках.
Норвежская экономика, имея такие комплексы,
особенно в области энергетики, рыболовства,
судоходства, судостроения, металлургии
и деревопереработки, обладает особо выгодными
исходными позициями в плане оказания
конструктивного содействия преобразованиям
и придания эффективности экономике России.
Есть основания полагать, что по мере достижения
результатов в проведении экономических
реформ в странах восточной Европы показатели
по торговым операциям с Норвегией будут
возрастать. Россия еще не достигла такого
уровня развития, что объясняется рядом
обстоятельств. Однако многое проистекает
из того, что начавшиеся преобразования
условий экономической деятельности все
еще не продвинулись достаточно далеко.
2 Норвежско-российское взаимодействие на современном этапе
Экономическая деятельность Норвегии в России связана с большим риском и крупными проблемами. К таким проблемам можно отнести следующие:
-государственное управление малоэффективно,
-юридическая и правовая база, в том числе налоговое законодательство, слишком нестабильна,
-государственное управление и правоохранительный аппарат лишь в малой степени внушают уверенность и гарантируют правовую защиту,
-может значительно усилиться инфляция,
-в крупных масштабах
растут коррупция и
-слишком плохо функционирует рынок в условиях, когда распадается старая система товарообмена,
-банковская система, в том что касается обслуживания расчетов и обеспечения кредитами, развита слабо,
-существует нехватка собственного капитала,
-слишком слабо развиты
государственные службы и
-существуют большие различия между западным и восточным представлениями о предпринимательской деятельности,
-имеются противоречия в
Для норвежской стороны существуют также дополнительные трудности, связанные с традиционной ориентацией экономики на Запад. Учитывая сложившуюся ситуацию, сотрудничество с Россией требует длительной подготовки и глубокого знания местных условий. Необходимо повысить уровень знания политических, экономических, языковых и культурных связей со стороны норвежских участников хозяйственной деятельности и органов государственного управления.
Одним из настоящих пробных камней в развитии Баренцева сотрудничества будут устранение препятствий для торговли в регионе и работа по стимулированию торговли и экономического сотрудничества. Речь идет не только о наработке крупных проектов сотрудничества между центральными и региональными органами государственной власти, а о предоставлении экономическим связям и человеческим контактам возможностей и пространства для развития.
Между российскими и норвежскими
законами и правилами существуют
большие различия, и необходимо накапливать
знания и понимание правовых систем
друг друга. Также предстоит проделать
большую работу в части расширения
сети соглашений о разрешениях, визах,
приглашениях на работу и т.д. Необходимо
выработать разумные решения, касающиеся
охраны здоровья норвежцев в России и
русских в Норвегии, функционирования
спасательных служб, страхования и прочего.
В целом, указанные выше проблемы, с которыми
норвежские предприниматели сталкиваются
в России, превращают их активность в трудное,
дорогостоящее и рискованное дело. Норвежские
власти через Программу действий для Восточной
Европы выделили сравнительно крупные
средства. Приоритет отдается проектам
в Северо-Западной России.
Хорошо известно, что частный рынок финансов
не совсем готов брать на себя риск. Вследствие
этого получается, что достаточно подготовленные
проекты, в том числе с помощью государства,
из-за отсутствия достаточного финансирования
уходят "в песок". Пока нельзя сказать,
что найдено какое-либо общее решение
этой проблемы.