Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:58, контрольная работа
Сухопутная граница между Норвегией и Россией составляет не более 196 км. Однако это старейшая и наиболее стабильная российская граница. И она всегда была границей мира. Веками территории на Крайнем Севере были мало заселены, и основные заботы государства сводились к сбору налогов на пушную торговлю. В течение многих столетий территории на севере не были делимитированы, и перекрывающие друг друга претензии королей Норвегии и Швеции и русских царей сочетались с терпимым подходом всех заинтересованных сторон за исключением, возможно, налогоплательщиков, мнением которых никто не интересовался.
Введение ………………………………………………………………….3
1 Сотрудничество Норвегии и России ………………………………….5
2 Норвежско-российское взаимодействие на современном этапе……..9
3 Специфика Баренцева региона в Европе ……………………………..11
4 Россия и Норвегия-прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа………………………………………...........13
Заключение ……………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………19
Приложения ………………………………………………………………20
В Норвегии и в мире в целом
имеется ряд разных способов уменьшения
трудностей в сфере финансирования.
В Норвегии существует порядок гарантирования
экспортных кредитов и инвестиций, применяются
другие меры. В международном плане действуют
много фондов и инвестиционных программ
северных стран. Прежде всего многостороннее
финансирование ведется через Европейский
банк реконструкции и развития и Международный
банк реконструкции и развития.
Многое из этого ново и сравнительно слабо
развито. Норвегия стремится к тому, чтобы
многостороннее финансирование было организовано
с учетом ее положения. Вырисовывается
и ряд проблем с информационным обеспечением.
В частности, необходимо знакомить норвежские
предприятия с различными схемами финансирования
и предоставлять информацию и соответствующие
консультационные услуги.
3 Специфика Баренцева
региона в Европе
Баренцев регион займет важное место в политике Европейского союза в отношении России. Уже с 1 января 1994 года норвежская и финская границы с Россией стали единственной границей между Россией и Европейским экономическим пространством, его внутренним рынком. В этом контексте страны Северной Европы, и особенно их самые северные регионы, займут важные позиции в качестве связующих звеньев между Востоком и Западом.
Интерес ЕС к особым проблемам
на Севере не проявляется автоматически,
вне зависимости от того, состоят
ли страны Баренцева региона в
ЕС или нет. Вопрос об интересе и
готовности ЕС задействовать ресурсы для развития
Баренцева региона в большой степени будет
зависеть от вопроса о членстве Северных
стран в Союзе.
Норвегия, Швеция, Финляндия и Австрия
обратились в ЕС с просьбой принять их.
Это безусловно предполагает перемены
как для Северных стран, так и для ЕС. Если
референдумы в этих странах дадут позитивный
результат, то, помимо Дании, в ЕС будут
представлены три Северные страны. Это
означает смещение центра тяжести в деятельности
ЕС к северу.
В экономику, окружающую среду и инфраструктуру
Баренцева региона требуется вложить
крупные инвестиции, причем большие, чем
могут дать Северные страны и Россия. Проблемы
заключаются в том, что сходные задачи
имеются и в других регионах. В этой связи
Европе нужно определиться с приоритетами.
Во главу угла Баренцев
регион хотят поставить прежде всего
Северные страны, и лишь Норвегия намерена
отдать больший приоритет
Проблему Баренцева региона а Европе необходимо
смотреть с двух сторон, поскольку, с точки
зрения Востока, России, Баренцев регион
имеет европейское измерение. Здесь, по
словам министра иностранных дел А.В.Козырева,
Россия открыла "окно в Европу".
Норвежские власти по многим причинам
придают большое значение развитию Баренцева
региона. Это один из районов, в котором
холодная война была особо холодной. Лучший
способ предотвратить появление нового
недоверия и конфликтов - это взаимно налаживать
долговременное и обязывающее сотрудничество
между норвежскими и российскими обществами
во всех важных областях жизни.
Развитие официального сотрудничества
в Баренцевом регионе на правительственном
уровне и на областном уровне является
элементом этой стратегии.
Двухсторонние российско-норвежские отношения являются частью официального баренцева сотрудничества, поскольку оно охватывает многие другие страны и развивается на основе особых задач, зафиксированных в упомянутой выше киркенесской декларации. Это сотрудничество также содержит экономико-политические элементы. Главным является обеспечение перспективного и стабильного позитивного развития в данном регионе и имеются исторические возможности, открывающиеся благодаря реформам в России.
Баренцев регион имеет свою историю, и важной отправной точкой сотрудничества является то, что эта история у нас общая. Однако прежде всего у нас совместное будущее. Это будущее должно обеспечивать потребность людей в надежной жизни. Во времена "равновесия страха" и холодной войны люди на Востоке и на Западе были друг для друга чужими. Теперь мы работаем над нормализацией отношений и сбалансированным взаимовыгодным сотрудничеством.
У норвежцев есть поговорка:
"Через сто лет все быльем
порастет". Действительно, в контексте
вечности большая часть наших
дел будет казаться мелкой и незначительной.
Но никто не сможет сказать, что мы
не использовали открывшиеся возможности, что
мы не пытались создать новое и лучшее
бытие, когда наступила историческая оттепель.
Таким образом напрашивается логический
вывод рассмотренного геополитического
положения Норвегии, который состоит в
том, несмотря на некоторые особенности
двух стран, оба правительства должны
найти оптимальные варианты решения общих
важных проблем, касающихся народов Норвегии
и России. Таков поступательный закон
истории.
4 Россия и Норвегия-прибрежные
государства. Делимитация зон континентального
шельфа
Как прибрежные государства Баренцева моря Норвегия и Россия пользуются суверенными правами в отношении континентального шельфа в этом море (приложение 5). Обе страны создали исключительные экономические зоны или зоны рыболовной юрисдикции, распространяющиеся на 200 морских миль от их побережья и оставляющие в середине, за пределами 200 морских миль от чьего-либо побережья, зону. Не прикрытую юрисдикцией двух стран с точки зрения управления ресурсами.
Первые переговоры по
делимитации зон континентально
Позиция Норвегии состояла в том, что, исходя из положений конвенции, применяться должно правило серединной линии. Советская сторона заявляла о наличии "особых условий" (концепция, которая в конвенции также называется "оговоркой"), и что необходимо применять линию, установленную Декретом 1926 года для определения принадлежности к СССР земель и островов в Арктике (часто называемую "секторальная линия"). Эта линия шла от тогдашней финско-советской сухопутной границы строго на север вдоль меридиана, обходя четырехугольник, определяющий острова архипелага Свальбард. Серединная линия, предложенная Норвегией, является равноудаленной от ближайших земельных владений и базовых линий обеих сторон, отсчитываемой на юге от материковой территории и далее на севере от островных территорий сторон. Серединная линия обеспечивает математически правильное деление Баренцева моря, и, хотя она проходит восточнее секторальной линии, определяет 64 процента этого четко определенного водного пространства принадлежащим России и лишь 36 процентов — Норвегии. Спорный район шельфа между двумя линиями составляет в целом 175 тысяч кв.км, из которых 155 тысяч кв.км находятся в Баренцевом море (это II процентов его общей площади) ( приложение 6).
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает причиной разногласий России и Норвегии относительно статуса акватории Шпицбергена нефтяные богатства Баренцева моря (приложение 7)
Принимая во внимание важность затрагиваемых интересов, неудивительно, что переговоры затянулись. Они касаются и континентального шельфа, и исключительных экономических зон и пока не завершились. Обе стороны подходят к переговорам с наивысшей серьезностью, и оказалось возможным избежать конфронтации, которая зачастую возникает в отсутствие установленной границы между соприкасающимися морскими районами.
Поэтому, когда в 1977 году стороны установили расширенные рыболовные зоны, возникла острая необходимость обеспечить, чтобы отсутствие согласованной пограничной линии не затрудняло рыболовный промысел и связанные с ним инспекционные и правоприменительные действия. Стороны договорились о временных практических и не наносящих ущерба сторонам условиях рыболовства в четко определенном прилегающем районе. Этот режим обеспечил систему ответственного управления и контроля над районом, который включает в себя как спорные водные пространства между двумя предложенными разграничительными линиями, так и принадлежащие сторонам и не ставящиеся под сомнение пространства по другую сторону разграничительных линий. Режим основан на подходе на базе сотрудничества к вопросам управления ресурсами (квоты вылова и технические проблемы) и к задачам правоприменения обеими сторонами по отношению к собственным судам и к имеющим соответствующие лицензии судам третьих стран. Этот режим следует рассматривать как исключительно временное решение, хотя стороны, заново рассматривая его в каждом случае и без ущерба для продолжающихся переговоров по делимитации, ежегодно продлевали его на очередной год с 1979 года.
В течение некоторого
времени советская сторона
Рассматривая сложившуюся
ситуацию в 1996 году. Президент Борис
Ельцин и премьер-министр Гру
Харлем Брундтланд пришли к решению,
что процесс достижения договоренности
будет облегчен, если стороны будут
обсуждать одновременно прохождение
линии разграничения и условия нефтяного сотрудничества
в районе по обе стороны разгранлинии.
В настоящее время идут конструктивные
переговоры в этом новом ключе.
С обеих сторон на карту поставлены значительные
интересы. Рыболовство будет по-прежнему
сохранять важное экономическое значение
для прибрежных регионов Севера. Успешная
эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
в районах, которые были спорными и потому
непригодными для использования, обеспечит
благосостояние и развитие и регионам,
и странам. Несомненно, технические стороны
установления правил для промышленного
сотрудничества в открытом море окажутся
сложными. Возможно, положение участников
переговоров будет облегчено тем фактом,
что юрисдикция в открытом море затрагивает
только природные ресурсы и не нарушает
статус водных пространств за пределами
территориальных вод как зоны открытого
моря. Установление границ континентального
шельфа и экономических зон не затронет
свободу судоходства, включая военные
корабли. Таким образом, переговоры по
делимитации не могут иметь ощутимого
негативного эффекта для стратегических
интересов сторон.
Госдума ратифицировала соглашение между
Россией и Норвегией о разграничении морских
пространств в районе Варангер-фьорда.
Договор, подписанный летом прошлого года
в Москве, был внесен в нижнюю палату парламента
президентом.
С вступлением в силу этого Соглашения будет внесена определенность в вопросы использования двумя странами морских территорий. В соответствии с этим документом, подписанном в июле прошлого года в Москве, производится пересчет координат точек, определяющих границу территориального моря РФ и Норвегии, установленную соглашением от 1957 года.
А именно речь идет о разграничении морских территорий в районе Варяжского залива Баренцева моря. В соглашении также оговаривается вопрос эксплуатации трансграничных месторождений углеводородов в том случае, если они будут обнаружены. В мировой практике принято заключать соглашение по вопросу эксплуатации такого месторождения как единого целого, в случае если месторождение находится по обе стороны разграничения.
Кроме того, депутаты надеются,
что этот документ поможет урегулировать
спорные вопросов между двумя
странами. На сегодняшний день остается
нерешенным вопрос разграничение шельфа
и экономических зон в
Заключение
Спорная зона России и Норвегии в Баренцевом море составляет около 155 тыс. кв. километров. Спор возник после того, как в 20-е годы СССР заявил в одностороннем порядке, без учета мировой практики разграничения морских территорий, о границах своих полярных владений. Переговоры с Норвегией по данном вопросу ведутся более 30 лет. До тех пор, пока они не завершены, квоты на вылов рыбы в этом районе будут выделяться на основе временных договоренностей.
Еще одна проблема: Норвегия объявила, что в так называемом морском квадрате вокруг архипелага Шпицберген действуют ее национальные законы. Формально оспорить это сложно, так как в заключенном в Париже договоре о статусе Шпицбергена особые права других держав в отношении морских вод вблизи архипелага не упоминаются. Участвовавший во встрече руководитель Госкомитета по рыболовству Андрей Крайний добавил, что "Россия де-юре не признает двухсотмильную зону Шпицбергена, но де-факто нет ни одного документа". "В результате мы вынуждены работать по норвежским правилам", - признал Крайний, отметив, что "это проблема МИД".
Президент считает необходимым возрождать Военно-морской флот РФ, "чтобы Россия была морской и военно-морской державой" и соседние страны относились к российским судам с большим уважением. "Такая работа идет, может быть медленнее чем хотелось бы, но мы взялись за нее впервые за 20 лет", - отметил он.
Библиографический список
1 Василенко И.А. Политическая глобалистика: учебник для ВУЗов. / И.А.Василенко. - М., 2002 - 200 с.
2 Гаджиев К.С. Геополитика.- М., 2007.- 164с.
3 Комсомольская правда .-2009.- март №64
4 Медведев настоял на пересмотре морских границ России и Норвегии // Известия.- 2009.- 11 января.- с.4
5 Нартов Н.А. Геополитика./ Н.А.Нартов - М.: ЮНИТИ – ДАНА., 2008 – 439 с.
6 Ницевич В.Ф. Геополитика.- Орел, 2008.- 176с.
7 Норвегия задержала россиян // РИА «Новости».- 2009.- март
8 Поздняков Э.А. Геополитика.- М.,2005.- 342с.
9 Россия и Норвегия делят территорию Баренцева моря // Новые Известия.- 2009.- март
11Чичкин А. // Российская Бизнес-газета.- 2009.- февраль № 43
Приложение 1
В Норвегии началась 10-я сессия Совета Баренцева и Евро-арктического региона (СБЕР), в работе которой принимает участие министр иностранных дел России Сергей Лавров. СБЕР основан в 1993 г. на встрече премьер-министров стран Баренцева региона в норвежском городе Киркенесе для развития регионального сотрудничества на севере Европы. В него входят Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Еврокомиссия.