Сущность и содержание экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
военной,
технологической,
продовольственной,
экологической безопасности и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1.Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и
механизм обеспечения…………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности………… 6
1.2. Характеристика основных показателей экономической безопасности..12
2. Анализ основных показателей экономической безопасности России …..19
2.1. Валовой внутренний продукт ……………………………………………19
2.2. Демографические показатели ……….…………………………………...19
2.3. Уровень преступности …………….………………………………….….20
2.4. Индикаторы уровня жизни населения………………………….………..20
2.5. Энергетическая безопасность…………………………………………….21
2.6. Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………27

Файлы: 1 файл

Реферат по геополитике.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

CЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Геополитика»

На тему:

«Сущность и содержание экономической безопасности»

 

                      Выполнил: 

                                                 студент факультета ГиМУ

                         

                     Проверил:

     доцент  Белобородова И.Н.

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………....3

1.Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и

 механизм обеспечения…………………………………………………………6

1.1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности………… 6

1.2. Характеристика основных показателей экономической безопасности..12

2. Анализ основных показателей экономической безопасности России …..19

2.1. Валовой внутренний продукт ……………………………………………19

2.2. Демографические показатели ……….…………………………………...19

2.3. Уровень преступности …………….………………………………….….20

2.4. Индикаторы уровня жизни населения………………………….………..20

2.5. Энергетическая безопасность…………………………………………….21

2.6. Внешнеэкономическая  деятельность…………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий  и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений  людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики  сфера безопасного существования  настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности  оказывает негативное воздействие  на развитие функционирование отдельных  граждан, семей, организаций, государства  и общества в целом, усугубляя  кризисное состояние всех сфер его  жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собой  сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

    • военной,
    • технологической,
    • продовольственной,
    • экологической безопасности и др.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения  экономической безопасности может  служить гарантом суверенитета и  независимости страны, ее стабильного  и устойчивого социально-экономического развития.

России и народам, проживающим  на её территории испокон веков, приходилось  бороться за свою независимость. С одной  стороны, приходилось обороняться  против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям.

Обеспечение государственной  безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало  развитой экономики. Именно из-за неразвитости экономики и, особенно, промышленности Россия проиграла русско-японскую войну 1904-1905 годов. Именно эти соображения  толкнули Сталина в конце 20-х - начале 30-х годов провести сверхиндустриализацию промышленности. Позже, во времена “холодной” войны, экономика СССР развивалась однобоко -  только те её части, которые обеспечивали обороноспособность страны.

Постепенно, развитие военных  техники и технологии привело  к практической невозможности ведение  войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас   становятся экономические  методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят  от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят  от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

Экономика СССР со временем все больше отставала от экономик развитых стран. Если в период после  войны до середины 60-х гг. по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых капиталистических  стран на 10-15 лет, то к середине 80-х  этот разрыв достиг 20-25 лет.1 Проведение неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в 1934 году  началом использования термина экономическая безопасность. У нас в СССР эти проблемы никогда не рассматривались,(КГБ обращало свое внимание только на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.

    Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все болев пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Понятно, что необходимость  дальнейшей разработки проблем экономической  безопасности необходима. Я в своей  работе постараюсь проанализировать причины  и факторы снижения уровня экономической  безопасности страны, а также предложить свой вариант решения этих проблем, которые сейчас, в условиях перехода к рынку, имеют особую остроту.

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  безопасность: сущность, методы оценки  и механизм обеспечения

1.1 Понятие, сущность  и субъекты экономической безопасности

Для того, чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала.

« Желательное» состояние  субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости  от изменения этого сочетания, будет  меняться и понятие «желательное»  изменение. Таким образом, не менее  важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать  с ее реальным уровнем. Глубина этого  расхождения зависит от полноты  и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

Вообще, категория экономической  безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, «...под экономической  безопасностью той или иной системы  нужно понимать совокупность свойств  состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»2

В.А.Савин считает, что  «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов  России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство  страны в целом, отдельные регионы  страны, отдельные сферы и отрасли  хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной  деятельности»3.

По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность - это состояние экономической  системы, которое позволяет ей развиваться  динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство  имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую  экономическую политику4.

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью  следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать  нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение   ресурсами развития народного хозяйства.

Актуальность проблемы национальной безопасности вообще и экономической  безопасности в частности стала  реальной в эпоху становления  капиталистических отношений и  национальных государств в XVII – XVIII вв.

Именно тогда в странах  европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что  государство имеет своей главной  целью общее благосостояние и  безопасность.

Активные дискуссии о  национальной экономической безопасности начались только в 1930-1940 гг., когда завершилась  эпоха свободной конкуренции  и развернулась «административная  революция» (так английский экономист  Джон Хикс назвал процесс нарастающего с конца XIX в. влияния регулирования на рыночное хозяйство). Именно тогда стала доминировать идея того, что в интересах общества рыночная саморегуляция должна дополняться централизованным регулированием.

Термин «национальная  безопасность» впервые появился в США. Американский подход основан  на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную  экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим, как из других стран, так и изнутри собственной страны.

Обязательным компонентом  национальной безопасности в целом  считается национальная экономическая  безопасность. Интересно отметить, что второе понятие, более узкое, родилось даже несколько раньше, чем  первое, более широкое.

В России разработка стратегии  экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных  органов исполнительной власти и  совместно с межведомственной комиссией  Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации».

Указ Президента РФ «О государственной  стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»  был подписан 29 апреля 1996 г. В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

Распад СССР показал, что для безопасного существования государства недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентоспособность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др. Не только в географическом, но и в цивилизационном отношении Россия неотъемлемая, органическая часть Европы. Не может Европы без России, ровно так и Россия без Европы. Разница меду России и остальной Европой заключается в том, что те основные общецивилизационные задачи, которые Европа, так или иначе уже решила к настоящему времени, России ещё предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического, правого государства, о строительстве высокоэффективной рыночной экономики, об обеспечении достойного человека уровня жизни и надёжных социальных гарантий.

Общее у нас одно - это  духовно-нравственное состояние общества, будущие угрозы - терроризм, этно-национальные и религиозные конфликты, наркоманию преступность. Российское государство обязано следовать по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество.

Изоляция России от общемировых  процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые  процессы не является гарантией безопасного  развития - обеспечение международной  экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение приобретает  обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которых  является Европейское сообщество. Особенность  заключается, прежде всего, в том, что  ЕС как интеграционное объединение  является результатом открытости и  вовлеченности его стран-членов в общемировые экономические  процессы.

Целью системы обеспечения  экономической безопасности принято  считать достижение такого состояния  хозяйственного комплекса страны, которое  характеризуется благосостоянием  общества, позволяет удовлетворить  всю совокупность экономических  потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз. Такое понимание  системы обеспечения экономической  безопасности приемлемо и для  ЕС. Иными словами, данные требования аналогичны и для систем экономической  безопасности любого регионального  интеграционного объединения и  могут уточняться с учетом конкретных реалий.

В качестве субъектов безопасности в обществе выступают отдельные  граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, социальная группа, этническая и национальная общности занимаются обеспечением своей безопасности.

Информация о работе Сущность и содержание экономической безопасности