Сущность и содержание экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:40, реферат

Описание работы

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
военной,
технологической,
продовольственной,
экологической безопасности и др.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1.Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и
механизм обеспечения…………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности………… 6
1.2. Характеристика основных показателей экономической безопасности..12
2. Анализ основных показателей экономической безопасности России …..19
2.1. Валовой внутренний продукт ……………………………………………19
2.2. Демографические показатели ……….…………………………………...19
2.3. Уровень преступности …………….………………………………….….20
2.4. Индикаторы уровня жизни населения………………………….………..20
2.5. Энергетическая безопасность…………………………………………….21
2.6. Внешнеэкономическая деятельность…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………27

Файлы: 1 файл

Реферат по геополитике.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

В Законе РФ «О безопасности»  подчеркивается: граждане, общественные и иные организации и объединения  являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию  в обеспечении безопасности в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми  в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов  национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической  и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов  самого государства. Государство через  систему своих органов принимает  законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь  всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия  на законотворчество и принуждение  при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности  во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Государство обладает значительными  материальными и финансовыми  ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Фактически вопросами  обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной  власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно  разграничение их полномочий в области  обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

Но поскольку это направление  деятельности представляет большую  сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет безопасности — это  конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства  во всех общественных сферах, включая  экономическую, от внутренних и внешних  угроз.

Немаловажную роль в рамках исследования экономической безопасности в экономической науке играет установление основных критериев и  основных индикаторов. Под критерием  экономической безопасности, как  правило, понимается оценка состояния  экономики с точки зрения обеспечения  экономической безопасности, а именно оценка:

  • ресурсного потенциала и возможностей его развития;
  • уровня эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);
  • конкурентоспособности экономики; целостности экономического пространства;
  • экономического суверенитета, независимости; социальной стабильности.

Как правило, в систему  основных индикаторов экономической  безопасности (ИЭБ) ученые включают: уровень  и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы; экономический  рост; государственный долг; вовлеченность  в мировую экономику; состояние  золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.

 

1.2.  Характеристика  основных показателей экономической  безопасности

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как  качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая  определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, устойчивое обеспечение  ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три  её важнейших элемента:

1) Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2) Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3) Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая  безопасность - это совокупность условий  и факторов, обеспечивающих независимости  национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к  постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет  решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.

Для лучшего понимания  сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями  “развитие” и “устойчивость”. Развитие - один из компонентов экономической  безопасности. Ведь если экономика  не развивается, то резко сокращаются  возможности её выживания, а также  сопротивляемость и приспособляемость  к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие  характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует  состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность  и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние “нагрузки”. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов5.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые  значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных  элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической  безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и   наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение  к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз  социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и  социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз  в качестве индикаторов могут  выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом  рынке, зависимость национальной экономики  и её важнейших секторов (включая  оборонную промышленность) от импорта  зарубежной техники, комплектующих  изделий или сырья.

Критерий экономической  безопасности - это оценка состояния  экономики с точки зрения важнейших  процессов, отражающих сущность экономической  безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать  о грозящей опасности и предпринимать  меры по её предупреждению.

Важно подчеркнуть, что наивысшая  степень безопасности достигается  при условии, что весь комплекс показателей  находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить  к повышению уровня безработицы  сверх допустимого предела, или  снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию  капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать  вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к  динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных  и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

Среди показателей экономической  безопасности можно выделить показатели:

  • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).6

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.7

Обобщая выше сказанное, можно  сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать  два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.8

 

Информация о работе Сущность и содержание экономической безопасности