Типы современных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть понятие типологии государства;
Охарактеризовать проблемы типологии государств;
Изучить подходы типологии государств;
Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории;
Рассмотреть типы государств по форме правления, по их отношению к религии, по форме государственного устройства.

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии государств ___7
1.1.Понятие типологии государства__________________________7
1.2. Проблема типологии государств ________________________ 10
1.3. Подходы к типологии государств________________________12
Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории_________________________________________16
2.1. Типология государств согласно формационной теории______16
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории________24
Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств______27
3.1. Типы государств по форме правления ___________________27
3.2. Типология государств по их отношению к религии_________30
3.3. Типы государств по форме государственного устройства ___32
Заключение _____________________________________________34
Список используемых источников и литературы______________37

Файлы: 1 файл

Типы современных государств.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

      CoolReferat.com 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 

       Введение_________________________________________________3

       Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии  государств ___7

       1.1.Понятие  типологии государства__________________________7

       1.2. Проблема типологии государств ________________________ 10

       1.3. Подходы к типологии государств________________________12

       Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории_________________________________________16

       2.1. Типология государств согласно  формационной теории______16

       2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории________24

       Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств______27

       3.1.  Типы государств по форме правления  ___________________27

       3.2. Типология государств по их отношению к религии_________30

       3.3. Типы государств по форме государственного  устройства ___32

       Заключение _____________________________________________34

       Список  используемых источников и литературы______________37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Ныне  существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.

      Типология - это классификация государств и  правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

      Каждое  государство и его система  права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

      Все государства обладают собственной  спецификой, неповторимыми особенностями. Но в то же время у отдельных  государств и правовых систем имеются  существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства и права.

      В развитии каждого государства и  права наблюдаются объективные  закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т. п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой.

      Переход от одного исторического типа государства  и права к другому носит  объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.

      Неравномерность исторического развития различных  человеческих сообществ обуславливает возникновение государства и права у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права.

      В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных  и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

       Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало  объективной основой концептуального  плюрализма типологии государств. Этим и объясняется актуальность данной работы.

      Для написания курсовой работы я пользовался несколькими источниками: учебниками «Теория государства и права» под редакцией Венгерова, Лазарева С.Н., Сырых В.М., также учебниками по истории государства и права таких авторов, как Графский В.Г. и Нерсесянц Р.В. Кроме того, я использовал несколько монографий и журнальных статей.

     Объектом  исследования представленной работы является процесс формирования и становления типов государств.

     Предметом изучения является типы государств.

      Цель  данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

    1. Рассмотреть понятие типологии государства;
    2. Охарактеризовать проблемы типологии государств;
    3. Изучить подходы типологии государств;
  1. Типы государств согласно формационной и  цивилизационной теории;
  1. Рассмотреть типы государств по форме правления, по их отношению к религии, по форме государственного устройства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Понятие, подходы  и проблемы типологии  государств  

       1.1.Понятие типологии государства

            

       Одни  исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это — распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология — это особый вид классификации,  который занимается системными объектами и дает системное знание о них.

       Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной  власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства  составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.

       Классификация формы государства - это систематика государства, относящаяся к организации и устройству государственной власти; типизация государства - суть деление (группировка) государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства. Форма государства соотносится с его типом как форма вообще соотносится с сущностью вообще: она есть внешняя организация государства определенного типа.

       Учение  о типах государства разрабатывается  на философском и собственно теоретическом  уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства - государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства1.

       В основу собственно теоретической типологии  государства положены различные  стороны родовой сущности государства, основные значения его понятия.

       Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная  власть, существующая на данной территории2.

       Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения. Выражением этого единства (целостности) государства выступает народ, поэтому именно его политическая власть и есть то, что называется родовой сущностью любого эмпирического государства. Народ определяет в конечном счете и организацию собственного господства в пределах населенной им территории. Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: "Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа"3.

       Предметом теоретической типизации государства  является государство в собственном смысле этого слова. Поэтому первоочередное внимание должно уделяться здесь основным значениям данного понятия.

       Термин  государство употребляется в  научной литературе в трех значениях.

       Во-первых, под государством понимается политико-территориальная организация народа (населения). Во-вторых, государством называется обособленная от народа организация политической власти на определенной территории, т.е. аппарат или механизм осуществления государственной власти. В-третьих, этим термином обозначается также политическая организация классового господства в обществе.

       Указанная дифференциация значений понятия государства  требует для своего объяснения выявления  факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой  сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру4.

       Государство как политико-территориальная организация  народа (общества) является следствием развития противоречия между политической властью и собственностью, которые образуют основы государства и общества. Взятые в единстве и во взаимодействии - политическая власть и собственность (общинная и частная) - выступают в качестве элементов политологического фактора, который может быть положен в основу политологической типологии государства.

       Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом  развития естественно-исторических общностей  людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.

       И, наконец, государство как организация  классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой  структурой народа (общества) и с  социально-классовыми отношениями  людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства. 

      1.2.  Проблема типологии  государства 

      Как и любое явление социальной жизни, государство содержит противоречивые стороны и тенденции. Одно из противоречий заключается в том, что государство одновременно выражает и классовые и общесоциальные интересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенных этапах развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания.

      Иначе говоря, социальную природу государства  можно охарактеризовать только с  учетом противоречивых задач государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного класса.

      Указанное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и то же время  классовые и общесоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив,  - выражение различия.

      Целью всякого государства выступает всеобщий интерес.

        Взаимоотношения между  государством и обществом характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что, однако, не выводит их за рамки единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться на какое-то время в политическую общность, в которой государственное становится неотличимым от общественного.

Информация о работе Типы современных государств