Типы современных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть понятие типологии государства;
Охарактеризовать проблемы типологии государств;
Изучить подходы типологии государств;
Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории;
Рассмотреть типы государств по форме правления, по их отношению к религии, по форме государственного устройства.

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии государств ___7
1.1.Понятие типологии государства__________________________7
1.2. Проблема типологии государств ________________________ 10
1.3. Подходы к типологии государств________________________12
Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории_________________________________________16
2.1. Типология государств согласно формационной теории______16
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории________24
Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств______27
3.1. Типы государств по форме правления ___________________27
3.2. Типология государств по их отношению к религии_________30
3.3. Типы государств по форме государственного устройства ___32
Заключение _____________________________________________34
Список используемых источников и литературы______________37

Файлы: 1 файл

Типы современных государств.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

       Монархии  бывают двух видов.  При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он   осуществляет законодательную функцию (воля монарха -    источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь - "самовластный монарх, который никому на свете  о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа                         развития феодального государства, когда после  окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных      государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

       При ограниченной монархии высшая государственная  власть                         рассредоточена между монархом и  другим органом или    органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная   монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха   ограничена конституцией, парламентом, правительством и   независимым судом.

         Республика - это форма правления,  в которой высшая                       государственная власть принадлежит выборным органам,                         избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

       Республике  присущ демократический способ образования                         верховных органов государства; в развитых государствах                         взаимоотношения между высшими органами строятся на   принципе разделения властей, они имеют связь с   избирателями и ответственны перед ними.

         Республиканская форма правления зародилась в                        рабовладельческих государствах. Наиболее яркое   проявление она нашла в демократической Афинской  республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание),                         избирались полноправными гражданами Афин. Однако более                         распространенной в рабовладельческих государствах была                         аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти   принимала участие военно-земельная знать.

       В эпоху феодализма республиканская  форма правления                         применялась нечасто. Она возникала  в тех средневековых  городах, которые имели право на самоопределение   (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие   города-республики выборным путем создавали органы власти  (городские советы, мэрии) во главе с ответственными   должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

         Современные республики подразделяются  на парламентарные                         и президентские. Различаются они главным образом тем,  какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его   работу и перед кем - парламентом или президентом -                         правительство несет ответственность.

       В парламентарной республике парламент  наделен не только                         законодательными полномочиями, но и  правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство  несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства.  Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских  выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен  возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр, может называться    иначе.

       Президентская республика - это форма правления, где                         президент непосредственно при определенном парламентском                         контроле формирует правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы   государства и главы правительства выполняет президент.

       Существуют  смешанные "полупрезидентские" (президентско-парламентарные) республики (Франция,   Финляндия, Португалия), в которых парламент  и президент  в той или иной мере делят свой контроль и свою  ответственность по отношению к правительству.

       Нелишне отметить, что монархия и республика как формы                         правления доказали исключительную живучесть,                         приспособляемость к различным  условиям и эпохам  политической истории. По сути дела, все государства   облекаются именно в названные формы.

       3.2. Типология государств  по их отношению  к религии 

 

       Можно классифицировать государства по такому основанию,                         как отношение официальной власти к религии. С этой точки   зрения принято выделять светские, клерикальные,    теократические и атеистические государства.                         

         Светское государство - это государство, где                         последовательно проведено отделение церкви от  государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и   атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

       Принцип светского государства зафиксирован в                         конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия   и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г.  устанавливает, что Россия - светское государство (статья   14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные  объединения отделены от государства и равны перед   законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять  религиозные и иные убеждения и действовать в  соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав   регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

       Клерикальное  государство - это государство, где церковь                         имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью  является англиканство, ее главой выступает глава   государства - монарх, ныне королева Елизавета II.                        

         Теократическое государство - особая форма организации                         государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.   Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит                         главе господствующей церкви (он же глава государства),                         признаваемому "живым богом", "наместником бога на   земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и   т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин   "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия.  Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат).   В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан, представляющий собой  абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат   Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

       Атеистическое государство - это государство в котором                         атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

       Атеистическими  государствами были СССР и другие страны                         социалистического лагеря. После  Октябрьской   социалистической революции и Советского Союз стал первой      в мире страной массового атеизма, где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925).

       3.3. Типы государств по форме государственного устройства

 

       История существования государства свидетельствует  о     том, что во все века разные государства отличались друг   от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления                         (административно-территориальные единицы, автономные                         политические образования, государственные образования,                         обладающие суверенитетом), а также степенью    централизации государственной власти (централизованные,    децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного    устройства", под которой понимается территориальная                         организация государственной власти, соотношение  государства как целого с его составными частями.

       При всем многообразии форм государственного устройства                         двумя основными среди них  являются унитарная и    федеративная. Третья форма государственного устройства -  конфедерация, но она встречается намного реже по     сравнению с двумя первыми.

         Унитарное государство  - это целостное централизованное                         государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют  статуса государственных образований, не обладают   суверенными правами. В унитарном государстве единые  высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной   государственной власти на всей территории страны. Органы   административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении -   центра и местных представительных органов.

       Федеративное  государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,  земли, кантоны и п. д.) являются государствами или   государственными образованиями, обладающими    суверенитетом. Федерация строится на началах  децентрализации.

       
            Заключение
 

      В науке теории государства и права  четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

      Как объясняет формационный подход, любое  общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

      Последовательное  развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

      Первый  исторический тип государства –  рабовладельческое государство, возникшее  в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

Информация о работе Типы современных государств