Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:14, реферат
Цель данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть понятие типологии государства;
Охарактеризовать проблемы типологии государств;
Изучить подходы типологии государств;
Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории;
Рассмотреть типы государств по форме правления, по их отношению к религии, по форме государственного устройства.
Введение_________________________________________________3
Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии государств ___7
1.1.Понятие типологии государства__________________________7
1.2. Проблема типологии государств ________________________ 10
1.3. Подходы к типологии государств________________________12
Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории_________________________________________16
2.1. Типология государств согласно формационной теории______16
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории________24
Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств______27
3.1. Типы государств по форме правления ___________________27
3.2. Типология государств по их отношению к религии_________30
3.3. Типы государств по форме государственного устройства ___32
Заключение _____________________________________________34
Список используемых источников и литературы______________37
Гражданское общество и государство находятся в состоянии непрерывного противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы граждан.
Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Об этом писал еще Кант: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства во внешних делах...»5. Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий.
Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы специальные (интересы господствующего класса). В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других.
Но
в любом случае государство выступает
не только бездушной машиной классового
подавления, но и инструментом поддержания
общественного порядка, выполнение
общих задач. Отсюда прогрессирующее
в XX веке возрастание регулятивной роли
государства, разрастание всей системы
соответствующих механизмов, призванных
максимально ограничить сферу классового
принуждения и насилия.
1.3.
Подходы к типологии
государств
Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономическим строем, так и особенно проблемы типологии государства. Решение того и иного вопроса в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, то есть на формационный подход.
В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе классовая сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном счете определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом.
Иначе
говоря, и по существу, и по форме
государство обусловлено
В
настоящее время, наряду с формационным
подходом к решению вопроса о
соотношении государства и
Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер7.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный
подход к решению вопроса о
соотношении государства и
В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подхода.
Сторонники этого аргумента аргументируют это так: в основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д8.
И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.
Каждое
государство становится полем борьбы
двух видов воздействия на него:
формационного и
Поэтому
правильное понимание соотношения
государства с социально-
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по прогнозу Хантингтона уже вошли в противостояние.
Такой
подход наполняет конкретным содержанием
такие категории, как «Восток-Запад»
и «Север-Юг». Формационные критерии
мало что объясняют в современных государственных
противоборствах, внутреннем развитии
конкретного государства.
Глава 2. Типы государств
согласно формационной
и цивилизационной
теории
2.1.
Типология государств
согласно формационной
теории
В
соответствии с марксистской теорией
типология государств в основании
имеет общественно-
Рабовладельческое государство- это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность - первый вид частной собственности, рабовладельческое государство – для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие классового господства.
Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют, например, города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел9. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Рабство
– экономическое и юридическое
состояние, имело место на определенных
последующих этапах государства, но
не было социально-экономической
Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:
1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;
2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики;
3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.
Общесоциальные
функции рабовладельческое
Во
внешней сфере
Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.
В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.