Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Российская Федерация относится к числу стран с традиционно обширным государственным имуществом. Это объясняется геополитическим положением и экономическими потребностями развития страны, что в итоге привели к превращению России в огромное централизованное государство, которое нуждалось в обширной государственной собственности для своего функционирования. При этом особое значение государственного имущества обусловлено двумя основными факторами: во-первых, оно является доходной статьей государственного бюджета; во-вторых, может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ I.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ……………………………….……7
РАЗДЕЛ II.
ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………. 19
РАЗДЕЛ III.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ……..………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...27
Несмотря на то, что в результате быстрой и массовой приватизации около 75% предприятий РФ стали частными, государственный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отраслях национальной экономики: на транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, добыче драгоценных металлов и камней, военной и космической технике и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность24.
Управление государственной собственностью преследует следующие цели: упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества; увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов государства в государственном секторе экономики оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Система управления государственным имуществом - совокупность согласованных методов и средств, применяемых в процессе управления государственным имуществом для достижения заданных целей посредством специально созданных органов.
Контроль за использованием государственного имущества осуществляют Государственная Дума, Правительство РФ и Росимущество в пределах их компетенции, а также Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, специальные органы государственного финансового контроля, в том числе Государственная контрольно-ревизионная служба РФ, иные органы ведомственного контроля за управлением государственным имуществом. Координация и разграничение сферы деятельности органов государственного контроля за управлением госимуществом осуществляется в соответствии с разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти.
Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности; разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности)25.
Методы управления государственным имуществом - способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:
- организационно-правовые методы - распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;
- организационно-экономические
методы - воздействие субъектов
Государственное имущество
может находиться у предприятия
и учреждения в хозяйственном
ведении или оперативном
Право сдачи федерального государственного имущества в аренду, за исключением земельных участков, принадлежит исключительно Росимуществу. Оно вправе сдавать в аренду предприятия, структурные единицы предприятий, производства, цеха, иные подразделения предприятий, предприятия как единые имущественные комплексы, отдельные здания, помещения, включая нежилые помещения в жилых домах и встроенно-пристроенные помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности, в том числе находящиеся на балансе государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, государственных казенных предприятий26.
Арендаторами государственного
имущества могут выступать
За пользование
Передача государственного
имущества в хозяйственное
Передача государственного
имущества в оперативное
В период действия Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. № 102427 (далее – Концепция № 1024) продолжался процесс оптимизации состава и структуры федерального имущества, в том числе путем приватизации, перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
27 ноября 2010 года Правительство
Российской Федерации своим
С учетом приоритетов экономического развития Российской Федерации основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2011 - 2013 годах являются: создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий; сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов; улучшение корпоративного управления; стимулирование развития фондового рынка; формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики; формирование доходов федерального бюджета.
В течение последних лет созданы необходимые условия для достижения целей и задач в области управления федеральным имуществом, включая:
- нормативное закрепление моделей управления, предусматривающих принятие управленческих решений на основании принципов открытости и согласованности решений, для компаний с государственным участием;
- создание условий для внедрения эффективных
моделей корпоративного управления в
компаниях с государственным участием
путем привлечения независимых директоров,
внедрения программ стратегического планирования
деятельности, современных методов управления
и представления отчетности, в том числе
с использованием информационно-
-законодательное расширение правовых оснований для реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий и преобразования в открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, а также автономные некоммерческие организации;
- создание правовых условий для оптимизации механизмов управления федеральными бюджетными учреждениями, включая возможность изменения типа на автономные и казенные учреждения;
- законодательное определение условий
вовлечения в коммерческий оборот объектов
недвижимого имущества, включая обязательность
независимой оценки, проведения торгов
и размещения информации на едином специализированном
информационном ресурсе в информационно-
- законодательное определение порядка передачи для использования по целевому назначению находящегося в государственной собственности имущества религиозного назначения, а также условий вовлечения в оборот объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- повышение ответственности в части информационной
открытости приватизации, в том числе
путем введения обязательных требований
об опубликовании сведений не только в
печатных изданиях, но и в информационно-
- совершенствование механизмов государственного контроля за ходом приватизации путем перехода к разработке и утверждению прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества на трехлетний период, а также организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;
- развитие инструментов приватизации путем создания возможности проведения продажи имущества в электронной форме, а также новых правил продажи посредством публичного предложения, проводимой в случае признания аукциона несостоявшимся;
- формирование новых методов продажи, позволяющих проводить отдельные сделки по продаже акций ведущих компаний с государственным участием.
Созданная нормативно-правовая база позволила решить большинство первоочередных задач, определенных в Концепции №1024.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В настоящее время
в Белгородской области управление
государственным федеральным
Росимущество руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства, включая Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства от 27 ноября 2004 г. № 691, актами Министерства, Регламентом.