Введение.
Государство — часть
общества. В то же время оно
отчуждается от общества, приобретает
собственное бытие и тенденции
развития, более того, становится
регулятором общественного развития.
Однако его регулирующая роль
по отношению к обществу ограничена.
Эта ограниченность первоначально
нашла свое выражение в концепции
«гражданского общества». Просветители
и энциклопедисты XVIII в., выдвинувшие
эту концепцию в борьбе против
абсолютизма, утверждали, что есть
сферы, куда государство вмешиваться
не может. Это — естественные
права человека и гражданское
общество. Последнее понималось
французскими, английскими американскими
авторами XVIII—XIX вв. не совсем одинаково.
Значительные различия в толковании
этого понятия существуют и
в современной литературе.
Люди создают государство для
защиты своих личных прав и
свобод, что является социальной
функцией государства. Необходимость
государства вытекает из того,
что люди, разные по своей природе,
уровню развития и ряду других
причин, воспринимают и используют
жизненные ситуации каждый по
своему, иногда в ущерб интересам
других.
Особенность государства
как социального института заключается
и в том, что через его
структуры и механизмы формируется
и закрепляется всеобщая воля,
придающая государственным установлениям
обязательный характер. Государству
принадлежит легитимная монополия
на законотворчество и принуждение.
Именно властная сила государства
с помощью права, закона способна
обеспечить защиту и сохранность
прав и свобод каждого гражданина.
Структурные
характеристики государственной службы
Государственная
служба состоит из определенных
институтов (совокупностей целей,
функций, структур и процедур),
призванных обеспечивать разрешение
актуальных проблем государства
и общества. В числе таких институтов
можно назвать:
а) формирование общественно-политических
и государственно-правовых предпосылок,
поддерживающих реальную взаимосвязь
государственного аппарата с
жизнью граждан, его понимание,
уважение и авторитет в общественном
мнении;
б) определение
квалификационных требований к
государственным должностям, порядка
их замещения и исполнения, форм
и механизмов контроля за этим, составление
реестра государственных и должностей
и обеспечение его практической реализации;
в) обоснование
финансовых и иных материальных
затрат на содержание государственного
аппарата; классификация издержек по отдельным
видам государственных должностей; оценка
рациональности и эффективности затрат
на государственный аппарат;
г) создание условий
выявления и отбора людей для
государственной службы на основе объективной
оценки их общекультурных, профессиональных
и личностных качеств; установление порядка
прохождения государственной службы (перемещение,
продвижение, аттестация, стимулирование,
ответственность и т.д.), статистический
учет государственных служащих;
д) поддержание
в коллективах государственных
органов такого делового и
социально-психологического микроклимата,
который бы гарантировал юридически
описанное исполнение государственных
должностей, способствовал бы творческому
росту государственных служащих, благоприятствовал
бы рациональным служебным отношениям;
е) организация
системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации государственных
служащих; анализ актуальности программ
обучения и оценка качеств выпускников;
обеспечение взаимодействия между учебными
заведениями и государственными органами.
Государственная служба, исходя
из ее целей и функций, образует различные
проблемные «блоки», каждый из которых
имеет свое содержание и организационно-правовое
разрешение.
Прежде всего, это законодательное
и иное нормативное регулирование
государственной службы как самостоятельного
публичного социально-правового
института со своими целями, функциями,
организацией и механизмами управления.
Посредством логически связанных
правовых норм должны быть четко определены
принципы, элементы и взаимосвязи государственной
службы, поскольку из этого проистекают
ее возможности и перспективы развития.
Причем нужно согласованное, общее правовое
«поле» в регулировании различных уровней
и видов государственной службы.
Актуальной проблемой
государственной службы, которая
в истории России всегда была запутанной
и плохо решаемой, является социологическое
определение состояния государственного
аппарата и его кадрового обеспечения.
Ведь по большинству параметров, характеризующих
государственный аппарат с точки
зрения реальных общественных потребностей,
в нем, по существу, нет достоверных
данных, каких-либо моделей и измерителей.
Многое оценивается субъективистски:
одним аппарат кажется громоздким, раздутым,
другим - слабым, недостаточным.
Особое значение в структуре
государственной службы принадлежит
системе непрерывного развития государственных
служащих. Такую систему составляют,
по меньшей мере, три группы элементов:
- формирующая роль
коллектива государственного органа
по месту службы (его повседневное
социально-психологическое и профессиональное
воздействие);
- структура сквозного
(от поступления до выхода в отставку)
профессионального роста каждого государственного
служащего;
-участие общественного
мнения в наблюдении за исполнением
должностных функций и поведением
государственных служащих.
В государственной
службе должное место призвана
занимать отработка структур
и процедур (технологий) управления
ею как сложной системой. К
ним относятся: стандарты, реестры,
нормативы исполнения государственных
должностей, содержание экзаменов
на замещение государственных
должностей, правила аттестации, квалификационные
характеристики различных категорий
государственных служащих и многое другое.
Если государственная служба формируется
как единый публичный социально-правовой
институт в рамках Российской Федерации,
то нужна и согласованная организация
управления ею с соответствующими структурами
на федеральном уровне, в субъектах Федерации
и органах местного самоуправления.
Необходимо также
обоснование и введение в практику
критериев социальной эффективности
государственной службы, поскольку
все общественные усилия и
затраты по ее формированию
приобретают смысл лишь тогда,
когда она действительно повысит
уровень государственного управления
общественными процессами. Важно
любые правовые акты и организационные
действия в области государственной
службы рассматривать и измерять под углом
зрения того, какую они приносят пользу
государству и обществу, как влияют на
целесообразность и активность деятельности
государственных служащих. Хотя внутри
государственной службы реализуются ее
собственные цели, сама она всецело призвана
обслуживать потребности и интересы государства,
общества и граждан.
Опыт многих стран доказал,
что государственная служба способна
обеспечивать решение целого ряда исторических,
политических, социальных, экономических,
информационных, праксиологических и
других задач.
Понятие государственной
службы
Люди создают государство
для защиты своих личных прав
и свобод, что является социальной
функцией государства. Необходимость
государства вытекает из того,
что люди, разные по своей природе,
уровню развития и ряду других
причин, воспринимают и используют
жизненные ситуации каждый по
своему, иногда в ущерб интересам
других.
Особенность государства
как социального института заключается
и в том, что через его
структуры и механизмы формируется
и закрепляется всеобщая воля,
придающая государственным установлениям
обязательный характер. Государству
принадлежит легитимная монополия
на законотворчество и принуждение.
Именно властная сила государства
с помощью права, закона способна
обеспечить защиту и сохранность
прав и свобод каждого гражданина.
С появлением государства
появляется и особая группа людей занимающаяся
управленческими вопросами. Для обеспечения
реализации своих целей и функций государство
создает и содержит специальный аппарат
– совокупность людей, профессионально
занимающихся выполнением функций государства.
Одна часть обслуживает законодательствование,
исполнение законов и судебную защиту
граждан, а другая поддерживает внутренний
правопорядок и обеспечивает внешнюю
безопасность государства. Существование
государственного аппарата является неотъемлемой
частью государства и одним из его признаков.
Как форма общества, государство
выступает одновременно структурой
и механизмом общественного самоуправления.
К сожалению, десятилетиями в
нашей стране формировалось мнение
о сверхъестественности людей находящихся
у власти, что приводило к удалению
государства от общества, народа. Между
тем, государство тесно связано
с обществом, практически все
его граждане обращались для решения
своих вопросов в государственные
органы, государственно-правовые институты
создаются обществом для ведения
общественных дел, и люди занимающие
различные государственные посты, воспитываются
и выдвигаются обществом. Каков человеческий
потенциал самого общества, таков во многом
и персонал органов государственной власти
и местного самоуправления. Государство
должно иметь только те институты, которые
служат интересам общества, а в решении
задач государства и их осуществлении
должно принимать все общество. Поэтому
открытость государства обществу и степень
вовлечения граждан в государственные
дела характеризуют уровень развития
государства как демократического и правового.
В общественной мысли внимание
общества к государственному управлению
справедливо связывается с таким
социально-правовым институтом как
государственная служба. При этом
всегда, когда говорится о государственной
службе, имеется в виду не частные,
а публично-правовые отношения, состоящие
в том, что гражданин не только
трудится в каком-либо государственном
органе, а находится на службе у государства
в целом. Человек служит государству, обществу,
закону, а не «своим» начальникам, которые
решают вопросы о его продвижении по службе.
В этом проявляется особенность государственной
службы, ее предназначение и производный
от общества характер.
Государственная служба представляет
собой практическое участие гражданина
в осуществлении целей и функций
государства посредством исполнения
обязанностей и осуществления полномочий
по государственной должности. Именно
исполнение, означающее не просто работу
в определенный отрезок времени,
отведенный на нее, или какое-либо количество
подготовленных и подписанных документов,
а формирование властно-управленческих
взаимоотношений между государством
и обществом, государством и гражданином,
отношений способствующих достижению
общественно значимых интересов
каждого члена общества в демократическом
правовом государстве. Именно такой
подход к государственной службе
позволяет осознать особенность
правоотношений государства – государственного
служащего – гражданина – общества.
Именно в таком контексте понимается
и развивается государственная
служба в большинстве развитых демократических
государств.
Схематически государственная
должность связывает систему
различных элементов:
Отношение к государственной
службе, к ее организации и
регламентированию, к прохождению
службы чиновниками служит показателем
устройства государства и его
аппарата. Подход к понятию и
организации государственной службы
в зарубежных странах различен,
однако значение ее для общества
везде имеет важное значение и ей
уделяется пристальное внимание, которое
нельзя сравнить с положением в России.
Объем и форма правового регулирования
государственной службы в зарубежных
странах различен. В наиболее развитых
странах мира обеспечение устойчивости
и стабильности институтов государственной
службы сочетается с административными
реформами. В Англии такая реформа была
проведена в 1970 г., в США в 1978 г. был принят
закон о реформе государственной службы,
в котором особое внимание уделялось улучшению
механизма комплектования кадров государственного
аппарата. В США действующие акты, посвященные
государственной службе, объединены в
титуле 5 Свода законов. В США существует
18 категорий государственных служащих:
первые 8 – технический персонал, следующие
6 – средний руководящий и технический
персонал высшей категории (вспомогательный),
3 категории – высший руководящий состав.
Особый интерес представляет собой введенная
указанным законом «система заслуг», в
соответствии с которой карьера служащих
в США зависит, прежде всего, от результатов
их деятельности.
В законодательстве
Франции различаются понятия
государственной и местной публичной
службы. Германия также имеет
систему законов о государственной
службе. При этом отмечается исключительная
законодательная компетенция федеральной
власти в определении вопросов
федеральной службы. В Италии
действует закон-рамка о государственной
службе 1983 г., содержащий основополагающие
принципы, которые развиваются актами
всех административных органов,
включая коммуны (местные органы).
Во всех странах цели государственной
службы рассматриваются как упорядочение
и повышение эффективности реализации
государственной власти и государственного
управления, а также соединение ответственности
за исполнения государственной должности
с социально-экономическими гарантиями
государственной службы.