Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:48, реферат
Особенность государства как социального института заключается и в том, что через его структуры и механизмы формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение. Именно властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина.
- Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей и в обеспечении их прав;
- Приоритет и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина – обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
-Единство системы государственной власти и разграничение полномочий между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями;
- Разделение ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная;
- Равный доступ к государственной службе – в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- Обязательность решений вышестоящих государственных органов и руководителей, принятых ими в соответствии с российским законодательством и в пределах их компетенции;
Единство требований,
предъявляемых к
Профессионализм и
компетентность
Гласность в осуществлении государственной службы;
Ответственность
Внепартийность
Стабильность кадров государственной службы.
Государственная служба
в государстве, в том числе
в федеративном и при сильном
местном самоуправлении, должна
быть целостной, основанной на
общих подходах и принципах.
Это не сумма служб на
С позиций осуществления
управленческой деятельности
В зависимости от
вида государственной власти
можно выделить службу: в представительных
органах, в судебных органах,
в органах исполнительной
Понятие и особенности правового статуса государственного служащего
В соответствии
с ФЗ от 05.07.1995 г. «Об основах
государственной службы в
Нормативная характеристика
государственной службы
Условно различают виды государственных служащих:
a) по функциональному назначению:
- служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;
- служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;
- служащие совмещающие выполнение указанных выше функций.
b) по характеру и объему полномочий:
- представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (санитарный врач);
- оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалиста государственного органа, наделенного полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми (юрисконсультант);
- вспомогательный состав – служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их деятельность связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава (технические секретари);
- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариус).
Юридическая возможность
лица вступать в качестве
1. Права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции государственного органа;
2. Носит производный характер - деятельность государственного служащего подчинена осуществлению задач и функций государственного органа где он проходит службу;
3. Права и обязанности обладают единством – права являются и обязанностью и должны осуществляться в интересах государства и общества;
4. Предписания государственных служащих подлежат исполнение теми, кому адресованы;
5. Реализация прав и обязанностей гарантируется государством;
6. Ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности государственной службы.
Содержание правового
положения государственных
Служебные права и обязанности подразделяются на:
А) общие для всех госслужащих:
- относящиеся к существу служебной деятельности (обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан);
-сопутствующие статусу госслужащего (не совершать действий, подрывающих авторитет государственного служащего).
Б) специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности государственных органов.
Среди прав, предоставленных
ФЗ «Об основах
- Знакомиться с
документами, относящимися к
- Посещать в установленном
порядке предприятия и
- Принимать решения в пределах своей компетенции;
- Продвигаться
по службе и повышение
- На пенсионное обеспечение;
- Объединяться в
профессиональные союзы и
- Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ;
- Добросовестно исполнять должностные обязанности;
- Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;
- Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;
- Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;
- Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.
Предоставляя определенные
права и возлагая обязанности
необходимые для выполнения
- Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
- Быть депутатом представительного государственного органа;
- Состоять членом органа управления коммерческой организации;
- Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе;
- Получать от физических и юридических лиц вознаграждение за исполнение служебных обязанностей в их интересах;
- Принимать без разрешения президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств и международных организаций;
- Принимать участие в забастовках;
- Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. государственное имущество и служебную информацию;
- Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и др.
Государственный служащий должен быть политически нейтральным, не может состоять в политических партиях. Однако политические ограничения не относятся к должностным лицам категории «А» (некоторые министры – руководители партий).
За неисполнение или не
надлежащее исполнение должностных
обязанностей государственный служащий
подлежит ответственности в соответствии
с действующим
-Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);
- Административная – за совершение административных правонарушений;
- Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;
-Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.
Учитывая специфику деятельности государственных служащих государством предусмотрены различные льготы. Льготы – это установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Различают следующие виды льгот:
-по налогообложению
- по проезду на транспорте
-по пенсионному обеспечению
-по медицинскому страхованию
-по оплате жилищных и коммунальных услуг и иные.
В порядке стимулирования
служебной деятельности в
Классификация государственных должностей
Довольно часто
под государственной службой
в широком смысле понимают
службу в любых учреждениях,
оплачиваемых за счет