Особенности
государственной службы и ее
отличие от иных видов трудовой
деятельности
Государственная
служба представляет собой управленческую
деятельность - специфический вид
деятельности людей, который требует
определенных качеств, навыков
и знаний.
Она не является чем-то независимым,
обособленным в обществе. Государственная
служба по своему внутреннему содержанию
отражает свойства присущие в целом
государственному управлению: системность,
государственное властвование, универсальность,
разнонаправленность и т.п. Управленческая
деятельность представляет собой результат
действий человека (умственных, физических
и др.). Таким образом, государственная
служба, как управленческая деятельность,
обладая свойствами государственного
управления, содержит в себе субъективный
фактор, через который оно и
реализуется.
Государственная служба как
специфический вид деятельности
обладает определенными чертами:
1. Она
носит прикладной характер. Сама
по себе она не имеет ценности,
а предназначена для реализации
целей и функций государственного
управления. Поэтому её можно
представить как совокупность
выработанных людьми навыков,
умений, способов, средств и действий
человека в сфере управления.
2. Отличается
интеллектуальным содержанием. Это
качество двояко проявляется:
с одной стороны – выработка
решения и его реализация не
возможно без интеллектуальной
деятельности должностных лиц
органов государственного управления,
с другой стороны - требует
того же от управляемого объекта
- людей, осознания ими управленческого
воздействия. Помимо этого, главный
смысл управленческой деятельности
заключается в получении нового
качества управляемого процесса,
что невозможно без умственных,
творческих усилий.
3. Информационность.
В своей основе управленческая
деятельность во многом связана
с поиском и обработкой огромного
массива информации, на основе
которого принимаются управленческие
решения. В современных условиях
поток информации возрос во
много раз, поэтому приемы работы
Государственных служащих с информацией
должны постоянно совершенствоваться,
вырабатываться новые приемы
и способы, новые технические
средства программы и системы
обработки информации. От качества
информации, ее достоверности зависит
эффективность принимаемых решений
и в целом государственное
управление.
4. Социально-психологический
характер с выраженным проявлением
воли. Специфика государственной
службы связана с постоянным
выполнением обязательных определенных
действий, подчинения и исполнения, работы
в определенном коллективе, требует подчинения
собственного «Я» исполнению государственной
должности, напряжения личных качеств
и согласования своих действий с общими
целями. Поэтому даже внешний вид «человека
власти» отличается, а в коллективе органов
государственного управления складывается
особый психологический микроклимат,
формирующий определенный тип поведения
и деятельности.
5. Коллективность.
Управленческая деятельность всегда
осуществляется в коллективе, предполагает
взаимодействие одних коллективов
с другими, как внутри управляющего
субъекта, так и с коллективами
объектов управленческого воздействия,
социальными группами и т.п.
Формальное построение органа
управления по подразделениям
и должностям создает только
логическую схему для упорядочивания
коллективного труда многих. Чем
выше согласованность отдельных
звеньев управленческой системы,
отдельных должностных лиц между
собой, тем эффективность государственного
управления выше, в частности,
экономичнее.
6. Комплексное
явление. Управленческая деятельность
включает многие компоненты: люди,
информация, технические средства
и многое другое. Только сбалансированное
введение в действие всех элементов
управления придает ему рациональность
и эффективность.
7. Юридическая
заданность. Несмотря на влияние субъективного
человеческого фактора на характер управленческой
деятельности, многие её элементы закрепляются
юридически, «привязываются» к конкретным
государственным органам, должностям:
компетенция, сфера деятельности, способы
выполнения управленческих функций и
т.п.
Государственную службу можно
рассматривать в нескольких аспектах:
- Социальном – государственная
служба как социальная категория - это
профессиональное осуществление по поручению
государства общественно полезной деятельности
лицами, занимающими должности в государственных
организациях;
- Политическом – как
деятельность по реализации государственной
политики, по достижению государственно-политических
целей и задач в обществе и государстве;
- Социологическом – это
практическая реализация функций государства,
компетенции государственных органов;
- Правовом – юридическое
установление государственно-служебных
отношений, при реализации которых и достигается
практическое выполнение должностных
обязанностей, полномочий служащих и компетенции
государственных органов.
Политическая и государственно-политическая
практика многих государств после
второй мировой войны свидетельствует
о том, что государственная
служба необходима демократическому
государству и составляет неотъемлемую
подсистему правового государства.
Ведь закон может быть лишь
тогда выше субъективизма отдельных
личностей, если в государстве
действуют люди, которые специально
подготовлены для этой цели
и заинтересованы (во всех аспектах)
в ее реальном осуществлении.
Государственная
служба, исходя из ее целей
и функций, содержит различные
проблемные вопросы:
а) Законодательное
и иное нормативное регулирование
государственной службы как самостоятельного
социально-правового института со
своими целями, функциями, организацией
и механизмом управления. Должны
быть четко определены принципы,
элементы и взаимосвязи государственной
службы. Актуальна сбалансированность
правового статуса государственного
служащего и социально-экономических
условий и гарантий службы.
б) Социологическое
определение состояния государственного
аппарата и его кадрового обеспечения.
По большинству параметров, характеризующих
государственный аппарат с точки
зрения реальных общественных
потребностей. Многое оценивается
субъективно: для одних госаппарат
«раздут», для других слабый; немало
делается по знакомству, «усмотрению»,
хотя в мире давно имеются
необходимые методологии и методики.
в) Совершенствование
системы непрерывного развития
государственных служащих, включающая
три элемента: формирующая роль
коллектива государственного органа
(его повседневное социально-психологическое
и профессиональное воздействие);
структура профессионального служащего;
участие общественного мнения
в наблюдении за исполнением
должностных функций и поведением
госслужащего.
г) Отработка структур
и процедур (технологии) управления государственной
службой как сложной системой: стандарты,
реестры, нормативы исполнения должности,
содержание экзаменов, аттестации на замещение
должности, квалификационные требования
и др.
д) Введение в
практику критериев социальной
эффективности государственной
службы (какую пользу обществу
приносят правовые акты и решения
служащего) и др.
Опыт многих стран
мира показал, что государственная
служба способна обеспечивать
решение многих социально-экономических,
политических, исторических, информационных
и других задач.
Правовое
обеспечение и принципы государственной
службы
Россия позже других
стран приступила к формированию
системы государственной службы.
Только Петр I впервые в России
стал решать вопросы государственной
службы. Его Указ от 4 февраля 1722
г. «Табель о рангах» заложил
основу государственной службы
в России. В этом указе были
включены 94 наименования гражданских
и воинских должностей, разделенных
на 14 классов. Так, генерал-губернатор
– 3-й класс, президент Коллегии
(4 класс) были весьма внушительными
чинами. Право на дворянство давал
самый низший 14 класс. В «Табель
о рангах» вносились изменения:
например, в 1809 г. о необходимости
сдавать экзамен для перехода
в 8-й класс. В XIX веке были
установлены и обращения к
чиновникам: «ваше благородие» (9-14
класс), «ваше высокоблагородие»
(5 класс), «ваше превосходительство»
(3-4 класс), «ваше высокопревосходительство»
(1-2 класс).
Вопросам государственной
службы были посвящены различные
указы, инструкции и циркуляры:
«О безволокитном и правом вершении дел»
(1719), «Об исполнительской дисциплине служащих
государственных учреждений» (1724), «О существенных
обязанностях всех чиновников и в особенности
прокуроров, при исправлении должностей
своих в Присутственных местах» (1765), «О
порядке наложения административных взысканий
за упущение по службе» (1849), «О сокращении
делопроизводства и переписки по гражданскому
управлению» (1852) и др.
Строгая регламентация
элементов государственной службы,
однако, мало помогала искоренению
пороков управленческих чиновников:
волокитства, взяточничества, формализма,
служебных подлогов.
В годы советской
власти также издается много
нормативных актов посвященных
государственной службе. Постепенно
эти акты консолидируются в
трудовом законодательстве. В этот
период отношения между работником
(служащим) государственного органа
и самим государственным органом
регулировались в основном только
трудовым законодательством. На
общем фоне нормативных актов
советского периода наиболее
значимым в 1967 г. становится
«Единая номенклатура должностей
служащих». В ней закрепляется
перечень должностей служащих, занятых
в отраслях народного хозяйства
и органах хозяйственного и
государственного управления. С
учетом характера труда должности
были поделены на три крупные
группы: руководители, специалисты
и технические работники, которые
были исходными для составления
штатных расписаний учреждений.
Несмотря на множество нормативно-правовых
актов по вопросам государственной службы,
государственная служба, охватывающая
именно персонал государственного управления,
так и не была создана.
Понятие государственной
службы в нашей стране формировалось
и развивалось исторически. Долгие
годы считалось, что в рамках
государственной службы регулируются
такие вопросы, как установление
должностей в государственных
органах, правил и способов
замещения должностей, подбор работников
определение сроков службы правил
увольнения. При таком подходе
государственная служба охватывала
все категории работников, занятых
не только в государственном
аппарате, но и в учреждениях
и организациях как объектах
управленческого воздействия. Попыткой
ограничить ее содержание была
трактовка государственной службы
как специфического организационно-правового
средства формирования и организации
работы личного состава всего
государственного аппарата.
После распада СССР только
05.07.1995 г. Государственной Думой был принят
ФЗ «Об основах государственной службы
в РФ», в котором давалась нормативная
характеристика государственной должности
и классификация, основы правового положения
государственного служащего, порядок
прохождения службы и др.
Государственная
служба – это комплексный правовой
институт, состоящий из норм различных
отраслей права (финансового,
трудового, административного и
др.). На сегодняшний день законодательство
России о государственной службе
состоит из Конституции РФ,
федеральных законов и иных
нормативных актов, а также
конституций, уставов, законов
и нормативных актов субъектов
Федерации. Согласно упомянутого закона
ряд вопросов регулируются нормативными
актами Президента и Правительства РФ,
но одновременно они могут регулироваться
и федеральными законами. Особенности
государственной службы в отдельных отраслях,
министерствах и ведомствах могут регулироваться
отдельными специальными законами, например,
«О службе в таможенных органах РФ» от
21.07.1997 г. На государственных служащих
распространяется законодательство РФ
о труде с учетом особенностей законодательных
актов о государственной службе. Федеральные
органы управления издают ряд других правовых
актов: Реестр государственных должностей
в РФ и др.
Государственная служба
строится на конституционных принципах
российского государства, которые нашли
свое отражение в законодательных актах,
посвященных государственной службе,
в частности в ФЗ «Об основах государственной
службы в Российской Федерации» от 05.07.1995
г., Указе Президента РФ «Об утверждении
Положения о федеральной государственной
службе» и др. В основе государственной
службы лежат следующие принципы: