Актуализация мира живой природы в ранних анималистических рассказах Дж.Лондона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:03, реферат

Описание работы

Цель работы – описание и анализ контекстов о природе из сочинений Джека Лондона.
Цель работы предусматривает постановку и решение следующих задач:
проанализировать существующие определения «природа», «nature»;
выявить контексты, содержащие описание природы, в семи рассказах американского писателя Джека Лондона;
определить границы контекстов;
составить их тематическую классификацию.
рассмотреть частеречную структуру выявленных контекстов и проанализировать синтагматические связи наиболее частотных слов, описывающих явления природы в рассказах Джека Лондона;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………........ 3
1 Анализ определения «nature»………….………………………………. 6
1.1 Определение понятия «природа», «nature»………………………….. 7
1.2 Границы контекстов, содержащих описания природы…………….. 10
Выводы……………………………………………………………………… 12
2 Характеристика «природы» в рассказах Джека Лондона…………….. 13
2.1 Очерк творчества Джека Лондона…………………………………….. 14
2.2 Тематическая классификация………………………………………...... 17
2.3 Частеречная классификация…………………………………………… 23
Выводы……………………………………………………………………… 27
Заключение ………………………………………………………………... 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая М. Волобуевой прочит (2).doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

В выше изложенных дефинициях  можно заметить относительную устойчивость некоторых компонентов, хотя присутствуют и различия. Обобщив данные всех семи словарей, было установлено, что «природа», в настоящем исследовании лексема «nature» является главным маркером контекстов, которые подвергнуты лингвистическому описании, – естественный растительный мир,  водные массивы, богатый животный мир, явления и предметы неживой природы (солнце, камни, пустыни, огонь). Данная дефиниция будет служить «рабочим определением», описывающим природу в семи рассказах Джека Лондона. 

 

1.2 Границы контекстов, содержащих описания природы

 

Рассматривая образ природы в качестве одной из составляющих образа автора, согласно концепции В.В. Виноградова и его последователей, разрабатывавших теорию стилистики художественной речи, необходимо обратиться к «технике» изображения явлений природы как индивидуально-авторскому способу освоения окружающей действительности, который должен выявляться на основе анализа языка писателя, так как «в акте творчества языковые единицы целенаправленно используются для выражения художественных смыслов, то есть мыслей художника об объектах реальной действительности» [23, с. 141].

Для выяснения того, каким образом осуществляется эстетическое освоение природы, необходимо представить «саму технику изображения» [22, с. 108], которая во многом обуславливается особенностями соединения слов внутри определенного контекста. В связи с этим одной из задач данного исследования является анализ синтагматических связей слов, называющих наиболее частотные в текстах Джека Лондона явления природы. Такой анализ позволяет выявить авторское видение природного явления, индивидуальность мировосприятия писателя, ведь, как справедливо писал В.В. Виноградов, «строй сознания» ярче всего отражается в способе сближения и сочетания слов» [4, с. 190].

В связи с этим мы считаем необходимым анализ синтагматических связей имен основных природных реалий, который предполагает рассмотрение предикативных и атрибутивных компонентов высказывания, включающее интересующее нас имя, а также компонентов, обозначающих объекты воздействия реалии, названной данным именем.

При анализе предикатов, связанных с рассматриваемыми именами, учитывается то, что они способны характеризовать природные процессы, реалии и явления с разных точек зрения: «времени их протекания, фазисности, способа протекания процесса, его интенсивности, внезапности, продолжительности, с точки зрения звукового, зрительного, физического и психологического восприятия субъекта» [8, с. 21].

Атрибутивные компоненты определяют основные параметры, по которым характеризуется природное явление (цвет, звук, форма, размер) или по которым дается оценочная характеристика.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что изучение природных реалий в художественной литературе должно производиться не по отдельным словам, а словам с атрибутивными и предикативными компонентами высказывания. Поэтому, исследованы слова в контексте, относящемуся к определенной природной реалии.

 

 

 

 

 

Выводы

 

1. Методом лингвистического анализа установлены дефиниции лексем «природа», «nature»: «nature» – all the plants, animals and things surrounding man and existing independently of his activities; «природа» – растения, животные и все то, существующее на Земле, что не создано руками человека.

2. На основании проведенного  анализа словарей всех дефиниций  указанных лексем выявлено «рабочее определение» «природа» – естественный растительный мир,  водные массивы, богатый животный мир, явления и предметы неживой природы (солнце, камни, пустыни, огонь).

3. На основании «рабочего определения»  и методом сплошной выборки  из семи рассказов выявлены контексты, содержащие описания природы.

4. На основании логики и художественного смысла об объектах реальной действительности установлены границы контекстов. Настоящие контексты включают прочные синтагматические связи с предикативными и атрибутивными компонентами и содержат интересующее нас имя – элементы дикой живой и неживой природы (растения, животные, водные массивы, небесные тела, птицы, насекомые).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Характеристика «природы» в рассказах Джека Лондона

 

Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, напоминает ему о вечном. Наблюдая за красотой и жизнью природы, человек понимает, что его повседневные, такие мелкие и несущественные проблемы кажутся совершенно незначительными по сравнению с этим гордым и молчаливым великолепием.

Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, любовь и ненависть, надежды и разочарования. Пейзаж в литературе занял прочное место, и его изображение становится обязательным. Выбирая самые прозаические предметы, пейзажи, события писатели XIX-XX веков старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обычном её виде. Поэтому, читая их произведения, можно ощутить на себе связь литературного героя с природой и понять, что в реальном мире она тоже есть.

А.С. Пушкина является родоначальником придания значимости изображения пейзажа в произведении.

В талантливом и искреннем романе «Евгений Онегин» его современники увидели действительность, услышали живую, разговорную русскую речь, но еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. Пейзаж очень важен в романе, через него А.С. Пушкин дал психологически верные портреты героев, донес до нас дух времени. Картины природы в творчестве Пушкина – средство воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство.

Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит.

На всю деревенскую природу (на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму) А.С. Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывание желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Татьяна близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели заметили, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы.

Создавая картины природы, писатели соотносят их с человеческими интересами, порывами, надеждами, раздумьями, стремлениями. Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи.

 

2.1 Очерк творчества Джека Лондона

 

Американский писатель Джек Лондон родился 12 января 1876 в Сан-Франциско. После рождения мальчику было дано имя Джон Чейни. Лондон –   фамилия отчима, разорившегося фермера: когда Джону Чейни было около восьми месяцев, его мать вышла замуж и у будущего писателя появилось новое имя – Джон Гриффит Лондон.

Молодые годы писателя полны лишений, труда и приключений. Еще посещая школу, он разносит газеты, затем уходит работать на консервную фабрику; непосильный труд вынуждает его скоро бросить фабрику, он становится "устричным пиратом". В 1893 он уезжает матросом в Японию. По возвращении работает на джутовой фабрике, электростанции и т. д. К этому времени относится первый очерк Лондона «Тайфун у берегов Японии», послуживший началом его литературной карьеры, за который он получил первую премию одной из газет Сан-Франциско, был опубликован 12 ноября 1893 года.

В 1894 принимал участие в походе безработных на Вашингтон, после чего месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США, с 1900 (в некоторых источниках указан 1901) – член Социалистической партии США, из которой выбыл в 1914 (в некоторых источниках указан 1916); причиной разрыва с партией в заявлении называлась потеря веры в ее «боевой дух».

Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учебу, вынужден был уйти. Весной 1897 Джек Лондон поддался «золотой лихорадке» (Gold Rush) и уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений.

Более серьезно заниматься литературой стал в 23 года после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899, а уже в 1900 была издана его первая книга – сборник рассказов Son of the Wolf («Сын волка»). Затем последовали следующие сборники рассказов: The God of His Fathers ( «Бог его отцов» 1901), Children of the Frost («Дети мороза» 1902), The Faith of Men («Вера в человека» 1904), Moon-face («Лунный лик» 1906), Lost Face («Потерянный лик» 1910), а также романы A Daughter of the Snows («Дочь снегов» 1902), The Sea-Wolf  («Морской волк» 1904), Martin Eden  («Мартин Иден»1909) создавшие писателю широчайшую популярность.

В 1902 Лондон побывал в Англии, собственно, в Лондоне, что дало ему материал для написания книги People of the Abyss («Люди бездны» 1904), которая, к удивлению многих, имела успех в США в отличие от Англии. По возвращении в Америку он читает в разных городах лекции, преимущественно социалистически-пропагандистского характера, и организует отделы «Общестуденческого общества». В 1904-05 гг. Лондон работает военным корреспондентом на Русско-японской войне. В 1907 писатель предпринимает кругосветное путешествие.

Джек Лондон был весьма популярен в СССР, очевидно, не в последнюю очередь благодаря своим симпатиям идеям социализма, членству в Социалистической рабочей партии, а также как писатель, воспевающий несгибаемость духа, что приписывалось революционерам.

Многогранный талант Лондона принес ему успех и в области сочинения утопических и научно-фантастических рассказов. Goliah («Голиаф»1908), The Enemy of All the World  («Враг всего мира»1907), The Scarlet Plague («Алая чума»1912), When the World Was Young («Когда мир был юн» 1910) и другие, несмотря на некоторую схематичность и небрежность привлекают оригинальностью, богатством воображения и неожиданными ходами.

Мир человеческих чувств отражается в художественных произведениях и непосредственно, прямыми словами автора и героев, и опосредованно – через пейзажные описания. Природа становится не просто фоном действия, она выступает как эмоциональное зеркало героя. По состоянию природы в художественном произведении можно часто понять и эмоциональное состояние главного героя. Таким образом, объединение описания эмоций и пейзажа в художественном произведении является довольно распространенным и действенным авторским приемом.

В последние годы Лондон переживал творческий кризис, в связи с чем стал злоупотреблять алкоголем (впоследствии бросил). Из-за кризиса писатель даже был вынужден пойти на покупку сюжета для нового романа. Такой сюжет был продан Лондону начинающим американским писателем Синклером Льюисом. Лондон успел дать будущему роману название, – The Assassination Bureau, Ltd («Бюро убийств» 1963), – однако написать успел совсем немного, так как вскоре скончался.

Лондон умер 22 ноября 1916 года в городке Глен-Эллен (Калифорния). Врачи установили, что смерть наступила от чрезмерной дозы морфия. Многие исследователи полагают, что Лондон, как и его герой Мартин Иден, покончил жизнь самоубийством.

2.2 Тематическая классификация

 

Отличительной чертой анималистического рассказа является то, что он открывает читателю новый взгляд на дикую природу. Она описывается в нем с точки зрения дикого животного, приспособленного для выживания в природной среде. При этом персонажи-животные изображаются как самобытные характеры, свободные от антропоморфизма и субъективности человеческих оценок и интерпретации. Объединяя в себе научность и художественность, анималистический рассказ несет в себе и материальные и духовные начала: является живым существом, средоточием мыслей и понятий. Так, жанр анималистического рассказа учил по-новому анализировать природу диких животных, живущих независимо от человека и имеющих право жить собственной жизнью, но вместе с тем способных разделить многие наши желания и страсти.

Джек Лондон придает огромное значение описанию животных. Он создает многочисленные красочные «животные» образы, каждый из которых обладает своей индивидуальностью. Гуманизм, исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать писателю превосходные портреты представителей Крайнего Севера американского континента. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Писатель неустанно подчеркивает, что доброта и справедливость развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга. И, наоборот, побои озлобляют их, делают врагами человека.

На основе семантического анализа контекстов выявлены следующие примеры описания животных. Лидирующее положение занимает презентация собак. Таких примеров обнаружено 31. Это объясняется тем, что в суровых условиях севера собака становится настоящим товарищем для человека, необходимым условием для выживания, являясь средством передвижения и обогрева, помощником для добычи пропитания и просто другом. Например: Scattering her letter to the frost, he mushed the dogs into a swinging lope and headed for his cabin (SW). – Швырнув на снег клочки её записки, он погнал собак вскачь к своему дому. Данный пример показывает, что в любой ситуации собака не бросает хозяина, остается верна ему, и готова увезти его прочь от проблем, туда, где его дом, очаг, тепло, туда, где он может обрести спокойствие и остаться наедине со своими мыслями.

В другом примере: «It was good of you,» spoke the armful, «to send Mr. Devereaux with fresh dogs after me, else I would not have been in till tomorrow» (SW). – Как ты хорошо сделал, что послал за мной мистера Деверо со свежими собаками! – проговорила «охапка». – Если бы не он, я бы добралась только завтра. Забота и желание помочь  –  неотъемлемое условие на Крайнем Севере. Лингвистическое наблюдение над текстом показывает, что собакам придается большое значение. Положительная коннотация to send fresh dogs  – яркое тому доказательство.

Информация о работе Актуализация мира живой природы в ранних анималистических рассказах Дж.Лондона