Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа
Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические –при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой.
Введение 3
1 Акустические особенности речи 5
1.1 Основные аспекты анализа звучащей 5
1.2 Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека. 7
2 Понятие и функции фонемы 11
3 Акустический аспект фонем 14
3.1 Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа звуковой системы 14
3.2 Основные методы анализа перцептивных характеристик 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Акустические особенности речи |
5 |
1.1 |
Основные аспекты анализа звучащей |
5 |
1.2 |
Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека. |
7 |
2 |
Понятие и функции фонемы |
11 |
3 |
Акустический аспект фонем |
14 |
3.1 |
Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа звуковой системы |
14 |
3.2 |
Основные методы анализа перцептивных характеристик |
16 |
Заключение |
23 | |
Список использованной литературы |
25 |
Введение
Речь доступна для восприятия
слушающих благодаря
Звук – это результат
колебаний какого-либо тела в среде,
способной передавать эти колебания
до органа слуха (в воде, в воздухе).
Любой звук в первую очередь есть
явление физическое, характеризующееся
определенными акустическими
Высота, зависящая от частоты колебаний, т.е. от количества колебаний за единицу времени; чем больше частота колебаний, тем выше звук на слух. Человек способен воспринимать колебания от 20 до 20 000 герц (герц (Гц) – одно колебание в секунду);
Сила, зависящая от амплитуды (размаха) колебаний; чем больше амплитуда, тем громче звук;
Тембр, зависящий от дополнительный частот, входящих в состав звука;
Долгота, или длительность, общее время звучания.
Колебания, воспринимаемые слухом могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном. Если же колебания являются непериодическими, неравномерными, мы имеем дело с шумом.
Звук в таком качестве способны производит голосовые связки, но это еще не звук речи. Звуку, для того чтобы из чисто акустического явления превратиться в звук речи, необходимо пройти через органы артикуляции речи, расположенные выше гортани. Вообще органы речи включают: головной мозг, посылающий из моторного центра речи (зона Брокá) через нервную систему импульсы к органам артикуляции; дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, грудная клетка), создающий воздушную струю для обеспечения звуковых колебаний и органы артикуляции речи, подразделяющиеся на активные и пассивные. Активные органы – это голосовые связки, язык, губы, мягкое нёбо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы – это зубы, альвеолы, твердое нёбо, верхняя челюсть. Характеристика звуков по работе органов речи составляет второй аспект характеристики звуков.
Биологический аспект характеристики звуков. Данный аспект подразделяется на перцептивный и артикуляционный. П е р ц е п т и в н ы й аспект охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи органами слуха и передачи соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи (так называемую зону Вéрнике). Поскольку эти процессы изучены меньше, чем процессы артикуляции, подробнее остановимся на артикуляционных характеристиках звука.
Артикуляционная (анатомо-физиологическая характеристика звука). Первое и главное членение в этой классификации – членение на гласные и согласные. Гласные могут быть охарактеризованы как звуки, при образовании которых речевой канал в надгортанных полостях свободен, открыт и проходящий воздух не встречает препятствий. У гласных нет определенного «фокуса» образования. При образовании согласных, напротив, обязательно возникает преграда на пути воздушной струи. Соответственно у согласных есть определенный «фокус» - место образования. Артикуляционная характеристика звуков строится исходя из работы активных и пассивных органов речи, с учетом акустических характеристик звука.
Цель курсовой работы состоит в изучении акустических аспектов фонем.
Задачи курсовой работы:
- изучить акустические особенности речи;
- рассмотреть понятие и функции фонемы;
- изучить акустический аспект фонем.
1 Акустические особенности речи
1.1 Основные аспекты анализа звучащей речи
Звучащая речь, как сложное материальное явление, реализуется в диалектическом единстве его важнейших аспектов:
- артикуляционного (анатомо-физиологического),
- акустического (физического),
- лингвистического (функционального)
- перцептивного.
Как отмечает Л.В.Бондарко, «сложная природа звуковых единиц определяется тем, что они имеют различные свойства в зависимости оттого, с какой точки зрения их рассматривать. Если мы говорим об образовании звуковых единиц, то имеем в виду произносительную деятельность говорящего человека, т.е. ту работу, которую совершают его произносительные органы. Это – артикуляционный аспект звуковых единиц (см. подробнее раздел 1.2.). Если мы рассматриваем те звуки, которые получились в результате работы произносительных органов, то мы имеем дело с акустическим аспектом звуковых единиц. Если же мы интересуемся, как эти звуки воспринимаются человеком, слушающим звучащую речь, то сталкиваемся с перцептивным аспектом звуковых единиц.
В истории фонетики длительное время дебатировался вопрос: что важнее для фонетического описания языка – изучение артикуляции или его звучания? Первоначально все описания разных звуковых систем строились на анализе артикуляций, поскольку многие артикуляционные характеристики можно наблюдать без применения специальной анализирующей аппаратуры.
Как известно из физики, с точки зрения акустики (гр. аkustikos – «слуховой»), звук – это результат колебательного движения какого-либо тела в какой-либо среде, под действием движущей силы, и доступный для слухового восприятия.
Различают следующие акустические характеристики звука:
- высоту (зависит от частоты колебаний);
- силу (зависит от амплитуды колебаний);
- длительность (продолжительность звука с его количеством колебаний во времени);
- тембр звука (индивидуальное качество его акустических признаков)
С созданием специальным приборов и развитием техники акустического анализа именно акустические характеристики речи стали рассматриваться как наиболее важные.
В современной фонетике вопрос об относительной важности этих двух аспектов решается с учетом тесной связи, существующей реально между артикуляционными и акустическими аспектами.
Описание звуковых единиц не может не учитывать роль этих единиц в образовании языковых значений (лингвистический, или функциональный, или фонологический подход). Фонология – специальный раздел фонетики, изучающий способность языковых единиц участвовать в образовании и различении значащих единиц. Языковые механизмы, обеспечивающие линейное членение потока речи на отдельные звуки (минимальные звуковые отрезки) и отождествление сегментов речевой цепи, впервые раскрыл русский и советский ученый Л.В.Щерба в 1912 г.
Фонема – минимальная звуковая единица языка, линейно не членимая, служащая для образования звуковых оболочек значащих единиц и потенциально связанная со значением.
Теория фонемы формулирует
функции фонемы, признаки фонемы, позволяет
проанализировать и сопоставить
систему фонем различных
Фонема реализуется в речи в разных случаях по-разному. Различают обязательные аллофоны, которые возникают в определенных условиях в речи всех говорящих на данном языке, и факультативные варианты, которые появляются независимо от фонетических условий, а также индивидуальные варианты, свойственные произношению отдельных говорящих.
Следует подчеркнуть, что сама по себе фонема является абстрактной единицей, а аллофоны – это ее конкретные воплощения (общие для всех говорящих) в зависимости от фонетического окружения.
С помощью знаков фонематической транскрипции («широкой») можно представить фонемный состав слова, с помощью фонологической («узкой») – передать звучание более тонко, подробнее, зафиксировав аллофоны фонем (оттенки). Для учебных целей, в словарях применяют фонологическую транскрипцию, а для специальных (в фонетических исследованиях, логопедии, при изучении диалектов) – более подробную, фонологическую.
Некоторые традиционные представления
об артикуляционных
Таким образом, основная задача перцептивной фонетики – изучение того, как носители определенного языка используют звуковую информацию при восприятии речевых сообщений. Без понимания перцептивной деятельности носителей какого-либо языка (например, английского, или русского), невозможно понять устройство звуковой системы этого языка, а также успешно обучать языку иностранному, создавать надежные системы синтеза и анализа речи.
Многогранность проблемы
изучения восприятия речи, которой
посвящено множество
Известно, что количество воспринимаемых человеком перцептивных единиц больше, чем количество фонем в системе языка, и это также определяется универсальными свойствами перцептивной системы человека, а конкретный набор перцептивных единиц является специфическим для каждого конкретного языка
1.2 Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека.
Произносительный аппарат человека (рис.1) состоит из гортани, полости глотки, полостей носа и рта. Для перечисленных органов образование звуков – вторичная функция, то есть как таковых собственно артикуляционных органов не существует.
Произносительный (речевой) аппарат состоит из подвижных и неподвижных органов речи. К первой группе относятся:
1) язык
2) губы
3) мягкое небо с маленьким язычком
4) задняя стенка фаринкса (зева)
5) голосовые связки, находящиеся в гортани
6) нижняя челюсть.
К неподвижным органам речи относятся:
1) верхние зубы
2) альвеолы (бугорок, расположенный непосредственно за верхними зубами)
3) твердое нёбо
Язык играет одну из самых важных ролей в речевом аппарате - благодаря своей подвижности и гибкости. Его способность перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях позволяет артикулировать гласные разного качества, а также формировать преграды с неподвижными органами речи, что является непременным условием артикуляции большинства как английских, так и русских согласных. Для удобства описания артикуляций условно выделяют несколько частей языка (см.рис.2).
Для постановки английского произношения важно различать два основных типа уклада языка.
Уклад языка, при котором какая-либо часть спинки образует выгиб, а края, как правило, опускаются к нижним зубам, называется дорсальным. Этот уклад типичен для артикуляции в русском языке.
Когда средний участок спинки языка прогибается книзу, образуя впадину, а передние и боковые края загибаются кверху, весь язык приобретает форму ковша. Такой уклад языка называется апикальным. При таком укладе языка различные преграды образуются только передним краем с участием кончика. Наличие апикальной артикуляции и отсутствие смягчения характерно для английских cогласных : / t, d, s, z, T, D, l, n, r/.
Передняя часть