Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:55, курсовая работа
Речь доступна для восприятия слушающих благодаря материальности своих знаков. Знаки эти – звуковые при устном общении и графические –при письменном. Поэтому изучение звуковой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой.
Введение 3
1 Акустические особенности речи 5
1.1 Основные аспекты анализа звучащей 5
1.2 Артикуляторный аспект. Устройство произносительного аппарата человека. 7
2 Понятие и функции фонемы 11
3 Акустический аспект фонем 14
3.1 Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа звуковой системы 14
3.2 Основные методы анализа перцептивных характеристик 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Губы принимают участие в артикуляции ограниченного числа английских гласных и согласных фонем в английском языке. При постановке английского произношения различают три основных положения губ:
1) нейтральное 2) слегка растянутое 3) округленное.
Рисунок 2 – Участие губ в арткуляции
В артикуляции других английских звуков губы практически не участвуют. Наблюдения за носителями языка в реальной жизни и в фильмах подтверждают тот факт, что во время говорения движения губ и нижней челюсти весьма ограничены. В русском же языке губы очень подвижны; они округляются, выдвигаются вперед.
Мягкое небо является продолжением твердого неба. Мягкое небо заканчивается маленьким язычком (увулой). За мягким небом можно увидеть заднюю стенку носоглотки. В расслабленном состоянии небная занавеска опущена, что позволяет воздушной струе беспрепятственно проходить через носовую полость. Это обычное положение мягкого неба во время дыхания через нос, а также при артикуляции носовых сонантов [m, n, N].
Когда мягкое небо поднято, оно блокирует проход воздуха через носовую полость, в результате чего он устремляется через ротовую полость. Таково положение мягкого неба при артикуляции всех гласных и ряда согласных.
В отличие от нижней челюсти, которая может опускаться и подниматься, твердое небо, как и вся верхняя челюсть, неподвижно. Оно образует купол и отделяет ротовую полость от носовой. Полость рта и полость носа – важные резонаторные полости.
Вдоль переднего края верхней
челюсти полукругом расположены
верхние зубы. Два верхних передних
зуба принимают участие в
Корни передних зубов находятся в лунках (альвеолах) костной основы. Выпуклости этих лунок сливаются и образуют бугорок в форме подковы непосредственно за передними зубами. Этот бугорок называется альвеолярной дугой и имеет большое значение при обучении английскому произношению, так как при артикуляции целого ряда английских согласных, а именно /t, d, s, z, n, l/, кончик языка прижимается к альвеолам, образуя в одних случаях полную, а в других неполную преграду.
Важнейшим условием образования звука является наличие воздушной струи, поэтому в производстве звука также участвует дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея).
Воздух, выталкиваемый из легких, попадает через трахею в гортань. В гортани расположены две плотные мышечные складки, называемые голосовыми связками. Различают их следующие основные положения:
Вибрация
воспринимается на слух как
голос, а голос всегда
а) связки раздвинуты и расслаблены б) связки сближены и
Связки не вибрируют. Образуются
Связки вибрируют. Образуются глухие согласные
Рисунок 3 – Работа связок
2 Понятие и функции фонемы
В середине ХIХ века, когда, благодаря успехам точных наук и техники, лингвисты получили возможность использовать для изучения звуковой стороны человеческой речи различные технические приспособления, они оказались в расстерянности перед бесконечным многообразием звуков, не поддающимся точному учёту и систематизации. Ведь ни один звук не произносится абсолютно тождественно не только разными говорящими, но даже одним говорящим при повторении. Снять это противоречие, упорядочить весь этот фонетический хáос, свести бесконечное многообразие реальных звуков речи к ограниченному числу повторяющихся единиц системы языка позволило введение понятие фонемы.
Звуки объединяются
в фонемы не по акустической
или артикуляционной близости, а
по общности функциональной, что
понимается следующим образом:
Рассмотрим это на
примерах. Возьмем слова род и
родовой. В этих словах
Сравним в английском языке слова book – books и day – days, где окончание множественного числа /-s/ звучит по-разному: как [-s] и как [-z], а в словах abbreviation [ә,bri:vi´ei∫n] «сокращение» – abnegate [´æbnigeit] «отрицать» отмечено разное произношение приставки /ab-/.
С другой стороны,
в словах род и рот
Таким образом, фонема – это не всякий звук языка, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звуковые оболочки морфем и слов, например: бок – бак – бык – бук и т. п. Возьмем примеры из английского языка: pin «булавка», pen «ручка», pan «кастрюля», звуковой состав и значения которых различаются только гласными звуками.
Дадим определение
фонемы. Фонемы – это минимальные
единицы звукового строя языка,
Уже в определении
названы некоторые функции
- конститутивная (строительная) функция;
- дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;
- перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);
- делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).
Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения, в то время как смыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся к смыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.
Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.
Выше были рассмотрены акустические и артикуляционные характеристики звуков. Однако далеко не все звуки, которые может произносить человек, являются членораздельными, способными различать смысл сказанного. Центральная задача лингвистики состоит в том, чтобы выделить из многообразия произносимых звуков такие, которые используются для различения звуковых оболочек слов. Эта задача не может быть решена в рамках артикуляционно-акустических классификаций. Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова и т.д.) материализуются в звуках. Звук выполняет определенные функции в языке, и именно эта функциональная сторона является самым важным, собственно лингвистическим аспектом изучения звуков. Звуки, взятые в функциональном аспекте, называются фонемами (полное определение мы дадим чуть позже). Задача фонем – строить экспоненты значимых единиц, так чтобы они различались на слух. Таким образом, две основные функции фонем это:
1) конститутивная (функция строительного материала в составе экспонентов морфем;
2) дистинктивная или различительная (функция различения этих экспонентов). Ср.: том, дом, ром, ком, лом и др.
Какие именно звуки из естественного диапазона избранны языком, определяется традицией, а то, как избранные звуки уложены в систему, определяется структурной организацией данного языка. Что именно избрано традицией, решается простым наблюдением. Так, наблюдения показывают, что русское [р] нёбное, а не язычковое (увулярное), как французское [R], что в русском языке нет носовых гласных, как в польском, португальском или французском и т.д. Ненужная часть диапазона универсальных звуков отсекается легко. Но как выделить в оставшейся части основные элементы, то есть фонемы? Мы видели, что, например, звуки в потоке речи претерпевают различные видоизменения, обусловленные смещением артикуляции под влиянием соседних звуков, можно ли найти инвариант этих звуков?
3 Акустический аспект фонем
3.1 Перцептивный
аспект фонетики и
Перцептивный аспект фонетики и фонологические принципы анализа звуковой системы
Последовательное различение акустических и перцептивных характеристик звуковых единиц связано со значительными успехами в области акустики и психофизиологии слуха, однако и в более ранние периоды специалисты различали два разных подхода к звукам — акустический, т. е. направленный на изучение объективных физических свойств звуков, и психоакустический, связанный с изучением того, как эти физические свойства оцениваются слухом. В настоящее время исследование восприятия звуков — в том числе и звуков речи — занимает одно из центральных мест в физиологии сенсорных систем, в теории распознавания, в теории связи, в практике восстановления слуха и речи у больных с нарушениями этих функций.
Отождествление акустических и перцептивных характеристик звуковых единиц дольше всего сохранялось в лингвистических работах, хотя идея о важности перцептивного аспекта присутствует уже в самых первых трудах по фонологии, где говорится о способности звуков различать морфемы и слова: поскольку фонологические теории связаны со звуковым уровнем, различение значимых единиц должно опираться на определенные акустические характеристики, которые возникают в результате артикуляций и необходимы для восприятия.
Собственно лингвистические проблемы перцептивной фонетики можно сформулировать следующим образом: 1. На основании каких акустических характеристик звуков речи носитель языка решает, что данный звук является реализацией той или другой фонемы? 2. Какие акустические свойства используются носителем языка при определении количества фонем в той или иной звуковой последовательности? 3. Каким образом носитель языка справляется с чрезвычайно большой вариативностью акустических характеристик и выявляет только те, которые необходимы для идентификации сообщения? 4. Как воспринимаются звуки незнакомого языка? 5. Каков объем собственно акустической информации, необходимой для того, чтобы человек воспринял смысл передаваемого ему сообщения? Остальные проблемы восприятия имеют отношение к тому или иному из этих общих вопросов.
Рассмотрим проблему более детально.
С лингвистической точки зрения у каждого различительного (релевантного) признака должна быть определенная акустическая характеристика. Например, звонкие согласные отличаются от глухих работой голосовых связок, определяющей наличие голосового источника. Однако при анализе акустических свойств звонких и глухих согласных мы обнаруживаем, что эти согласные различаются не только наличием или отсутствием голосового источника: глухие обладают большей длительностью, большей интенсивностью шумовых составляющих, при этом гласные в соседстве со звонкими согласными имеют большую длительность, чем в соседстве с глухими. Возникает вопрос: какие же свойства глухих и звонких важны для того, чтобы человек узнал их в пределах слова или фразы? Этот вопрос имеет прямое отношение к пониманию процессов изменения звуковой системы языка: ведь если работа голосовых связок не единственный признак звонких согласных, важный для носителей языка, то можно ожидать изменения и артикуляторных, и акустических свойств звонких согласных.