Аудирование английских текстов. Индивидуализация аудирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Отличительной особенностью нашего времени является возрастание роли английского языка как средства международного общения. Обучение иностранному языку в России, ставшей членом Совета Европы, должно подготавливать учащихся к тому, чтобы они могли стать будущими гражданами Европы.
В связи с решением вопроса о международных отношениях и развитием международных контактов проблема межкультурной коммуникации становится особенно актуальной. Как известно, одним из условий успешности общения является аудирование. С него начинается овладение устной коммуникацией.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...3

1. Понятие индивидуализации обучения……………………..5

2. Индивидуализация работы с аудиотекстом……………….8

3. Виды и сущность индивидуализированных заданий в обучении аудированию……………………………………………..12

Заключение……………………………………………………...21

Использованная литература…………………………………..23

Файлы: 1 файл

аудирование.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)
  1. Вопросно-ответную работу.
  2. Составление плана пересказа.
  3. Пословный, сжатый, дифференцированный, ориентированный пересказ.
  4. Комментарий к содержанию и языковому оформлению текста.
  5. Расширение и продолжение текста учащимися.
  6. Составление рассказа по аналогии.
  7. Составление ситуации к тексту.
  8. Подготовка монологических высказываний по теме текста и к его конситуациям.
  9. Составление диалога по теме текста.
  10. Описание картинок (слайдов), иллюстрирующих содержание прослушанного текста.
  11. Постепенное и полное переключение на другие виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение).

В работе с аудиотекстом необходимо динамично сочетаются собственно лингафонные и нелингафонные формы работы. Наиболее полные и правильные варианты выполненных обучаемыми заданий предлагаются учебной группе в виде ключа. Вся лингафонная система переключается (если это возможно) на микрофон данного обучаемого, или правильный вариант воспроизводится и соответствующим образом комментируется преподавателем. Выполнение ряда заданий выносится в живое учебное общение преподавателя и учащихся.

Работа с аудиотекстом в условиях фонокласса позволяет  достаточно полно и эффективно управлять  процессом понимания связной  иноязычной речи на слух всеми учащимися, что в значительной мере интенсифицирует обучение аудированию как виду речевой деятельности.

 

3. Виды и сущность  индивидуализированных заданий в обучении аудированию

 

Индивидуализированное задание лишь условно отличается от обычного. Задание становится индивидуализированным  в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а лишь группе учеников или отдельным ученикам соответственно их индивидуальным особенностям. В основе составления индивидуализированных заданий лежат индивидуальные особенности каждого школьника, и соответственно мы выделяем следующие основные виды индивидуализированных заданий, которые учитывают: 1) уровень знаний, умений и навыков учащихся, 2) общие и специальные способности, 3) учебные умения, 4) познавательные интересы. Приведенное деление условно, поскольку при составлении заданий можно и нужно одновременно учитывать многие свойства учащегося, в силу чего виды заданий часто смешиваются и содержат перекрещивающиеся элементы.

Исходя из учебной программы, мы делим учебные задания на две группы: 1) задания на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках; они преследуют цель усвоения ранее пройденного основного программного материала, обеспечивая таким образом готовность ученика к изучению последующего материала; 2) задания для совершенствования и углубления программы соответственно способностям и интересам учащихся.

Индивидуализированные задания можно  группировать на основе того, предопределены ли заранее ход и решение задания  или нет. Имеются задания, решение которых разбирается подробно и в установленном порядке. В случае некоторых заданий ограничиваются фиксацией задания, ход и приемы его решения следует избрать самим ученикам. Для первых характерно, что они имеют так называемый замкнутый конец, т. е. установленный правильный ответ, любой другой ответ неправилен. Другой тип заданий характеризуется тем, что они имеют открытый конец, т. е. ответ точно не зафиксирован, правильными считаются многие ответы, нередко бесконечное множество ответов. Этот тип заданий по своей сущности относится к области открытого обучения. Эти задания можно назвать и самоиндивидуализирующимися заданиями, поскольку в силу неопределенности хода и открытого конца заданий ученик выполняет их соответственно уровню своего умственного развития и другим индивидуальным качествам.

Индивидуализированные учебные задания, предлагаемые учащимся при обучении аудированию, могут основываться на уровне знаний, умений и навыков учащихся, общих и специальных способностях учащихся, уровне учебных умений, познавательных интересах учащихся.

Задания, учитывающие уровень знаний, умений и навыков учащихся. Потребность в этих заданиях вырастает из различий в уровне знаний, умений и навыков учащихся. Эти различия выражаются в двух направлениях: у ученика знаний меньше, чем предполагается программой, или же они имеются у него уже до начала занятий по программе. В первом случае имеем дело с пробелами, во втором – с предварительными знаниями. Соответственно этому можно и рассматриваемые задания разбить на две группы: 1) задания, направленные на ликвидацию пробелов; 2) задания по учету предварительных знаний. Задания для ликвидации пробелов имеют огромное значение в обучении аудированию, так как здесь формирование умений и навыков имеет особое значение. Основная цель заданий, учитывающих предварительные знания, – избежать такого положения, когда ученик должен выполнять задания, находящиеся ниже актуального уровня его развития. Для этого предлагаются следующие три типа заданий, зависящих в основном от характера предварительных знаний: 1) позволяющие ученику интегрировать свои предварительные знания и жизненный опыт с новым материалом; 2) заставляющие ученика кратко повторить новый учебный материал; затем ему представляют материал для обогащения; 3) заставляющие ученика сразу выполнять обогащающее задание и тем самым освобождающие его от проработки нового материала.

Задания, учитывающие  общие и специальные способности  учащихся. Различие в способностях выражается прежде всего в различном темпе учения. Задания, учитывающие это свойство, относительно легко составлять и задавать: после выполнения общих заданий ученики приступают к более трудным и творческим заданиям. Все же не всегда целесообразно давать быстрее продвигающимся ученикам вначале общие для всех задания и только потом позволить им перейти к более трудным заданиям. Такой способ обучения больше подходит в случае нового для всех материала. Но такой способ не учитывает известной психологической истины, что более способный ученик быстрее улавливает сущность изучаемого материала. Для усвоения знаний, умений и навыков ему требуется относительно меньше повторений и упражнений. По этому признаку выявились невероятно большие различия между учениками. Поэтому, особенно в случае такого материала, который предполагает повторение и обобщение, а также в случае упражнений, целесообразно давать более способным ученикам меньше общих заданий и больше заданий на более высоком уровне. Давать же весь комплект заданий на различном уровне целесообразно тогда, когда дидактическая цель работы – обобщающее повторение или тренировка, а также в том случае, когда за основу взят учебный материал, требующий самостоятельного анализа (например, текст художественного произведения). В случае специальных способностей сущность заданий зависит, естественно, и от специфических особенностей соответствующей способности.

Задания, учитывающие  уровень учебных умений. Этот вид заданий связан с предыдущими, поскольку формирование учебных умений тесно связано со способностями. Однако их необходимо различать, так как некоторые ученики имеют удовлетворительные способности, но они не реализуют их для формирования умений. Например, особенно типично такое явление в области формирования навыков чтения. Низкий уровень развития этих навыков может быть обусловлен просто недостаточной практикой чтения, а не слабыми способностями. В общем все-таки специальные задания для развития учебных умений нужны прежде всего более слабым ученикам, у которых учебные умения формируются с трудом, но для которых их формирование служит основным средством достижения удовлетворительной успеваемости. Способные ученики усваивают учебные умения часто и без специальной тренировки.

Для учета учебных  умений различного уровня при предъявлении заданий используются следующие приемы: различный объем дозы заданий при ознакомлении с новым учебным материалом; различное количество вопросов по тексту (большое количество вопросов обычно детализирует материал, в этом случае легче отвечать на вопросы); детальное или менее детальное рабочее руководство для самостоятельной работы.

Задания, учитывающие  познавательные интересы учащихся. Этот вид заданий предусмотрен как для удовлетворения имеющихся интересов, так и для стимулирования возникающих интересов, а также для создания предпосылок к возникновению интересов. Соответственно этим несколько различающимся целям используются задания, ориентированные на дополнение и углубление учебного материала, и задания, знакомящие ученика с материалом с новой, близкой возрасту и психике ученика точки зрения. Относящиеся к этому типу задания по содержанию и способу выполнения весьма разнообразны. Соответствующие интересам задания предлагаются всем учащимся, как сильным, так и слабым; углубление индивидуализации происходит на основе степени трудности задания. Такие задания значительно повышают мотивацию учения.

При работе над любым  аудиотекстом с некоторым варьированием  в зависимости от этапа обучения учащимся могут быть предложены следующие  упражнения. Выбор упражнения, предлагаемого в каждой конкретной ситуации каждому ученику может осуществляться как учителем, так и учеником самостоятельно. Согласно данным, полученным от учителей, использование выборочных заданий вызывает оживление и повышает интерес к изучаемому. Психологически это объясняется, видимо, тем, что ученик должен взвесить плюсы и минусы того или иного варианта, в результате этого при анализе условий задания он активизируется более обычного; при выборе он может исходить из своих интересов, симпатий, кругозора, что повышает мотивацию выполнения задания; он может испытать (познать и прочувствовать) свободу выбора. Потребность в такой свободе становится тем настоятельнее, чем больше ученик взрослеет. Здесь кроется одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования саморегуляции.

Упражнения на обучение восприятию речевого потока

1. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении.

2. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме.

3. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.)

4. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух.

5. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста.

6. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором.

7. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном тексте.

8. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме.

9. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он соответствует.

10. Прослушайте два фрагмента по одной теме и скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

11. Прослушайте фрагмент текста и запишите ключевые слова.

12. Прослушайте фрагмент текста еще раз и перескажите его, используя записанные ранее ключевые слова.

13. Прослушайте фрагмент текста и найдите неточности в его русском письменном переводе.

14. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

15. Прослушайте фрагмент текста и найдите в нем ответы на поставленные вопросы.

16. Прослушайте фрагмент текста и, найдите в нем слова и словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков.

17. Прослушайте фрагмент текста и определите правильный вариант ответа на вопрос (приводятся 5 вариантов.)

18. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть текста.

Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий смысловой информации

1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным.

2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь.

3. Прослушайте ряд предложений в свёрхфразовом единстве и определите предложение, которое выражает главную мысль.

4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.

5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.

6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему.

7. Прослушайте начало текста и попытайтесь составить план продолжения текста.

8. Прослушайте фрагмент текста и попытайтесь продолжить его устно.

9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый пересказ на карточке и разверните этот пересказ устно, используя полученную смысловую информацию.

10. Прослушайте фрагмент текста и найдите его место в графическом тексте.

11. Прослушайте фрагмент текста и найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте.

12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и расположите предложения в логической последовательности.

Информация о работе Аудирование английских текстов. Индивидуализация аудирования