Что такое грамматика и её роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
По определению доктора филологических наук, профессора В. Г. Гак1, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения и высказывания.

Содержание работы

Что такое грамматика и её роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции ……………………………………………… 3
Что значит изучать грамматику………………………………………….. 4
Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке…................................................................................................................ 6
3.1 межъязыковая интерференция …………………………………………... 6
3.2 внутриязыковая интерференция ..……………………………………….. 6
4. Системное изучение грамматики: за и против ………………………...… 7
5. Объяснение грамматического материала и его тренировка в системе доречевых и речевых упражнений ..……………………………….............. 9
5.1 имплицитный подход………………………………………………………. 10
5.2 эксплицитный подход…………………………………………………… 13
5.3дифференцированный подход…………………………………………… 15
6. Создание условно-коммуникативных ситуаций для актуализации грамматического навыка ……………………………………………………… 16
7. Грамматические ошибки и их исправление…………………………… 20
8. Формат контроля уровня сформированности грамматических навыков в системе современных экзаменов по иностранному языку……………………22
9. Примерные программы по иностранным языкам……………………….. 23
Список использованной литературы……………………………………… 38

Файлы: 1 файл

formirovanie_grammaticheskikh_navykov.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Имплицитный подход может  широко использоваться на начальном  этапе обучения детей и взрослых. Если внимательно проанализировать УМК И. Н. Верещагиной и др., М. З. Биболетовой и др. для 1-2 классов, то можно заметить, что они построены на использовании данного подхода. При этом в современных УМК для начальной школы удачно сочетаются оба метода: структурный и коммуникативный, с учётом реального контекста деятельности детей.

Учебные методы Китайгородской для взрослых, начинающих изучать  иностранный язык, также построены  на основе коммуникативного метода обучения грамматике, хотя на более продвинутом этапе предполагается подключение и других методов.

 

5.2 Эксплицитный  подход (с объяснением правил).

Дедуктивный метод

Индуктивный метод

От общего – к частному.

От правила  - к действию.

Последовательность  действий

  1. Изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов.
  2. Учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте.
  3. Выполняются подстановочные упражнения  по аналогии с образцом.
  4. Затем происходит переход к упражнениям на трансформацию  в соответствии с правилом.

Например:

- раскрой скобки;

- поставьте прилагательные (глаголы) в нужной форме;

- перефразируйте предложения,  используя данное начало (указанное  слово);

- найдите ошибки и исправьте  их.

      5) переводные  упражнения с родного языка  на иностранный.

Плюсы:

- осуществляет реализацию  принципов сознательности, научности;

- обеспечивает пооперационную  отработку грамматического навыка;

- способствует формированию  учебных умений и навыков.

- может быть использован при самостоятельной работе.

Минусы:

- трудность понимания  грамматической терминологии;

- часто грамматика отрабатывается  на «безликих» предложениях, вне  связного речевого контекста,  вне актуализируемой лексики  и тематики общения, что приводит  к тому, что грамматический навык  существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений.

 

 

От единичного – к общему.

Учащиеся сами формулируют  правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и  выяснить закономерности его употребления.

Последовательность  действий

  1. Даётся текст или набор предложений, где часто встречается новое грамматическое явление, в том числе и на контрасте с уже известными грамматическими явлениями, формами, структурами. Учитель формулирует речевую задачу, например: «Ознакомьтесь с данным текстом и попытайтесь определить, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных. Сформулируйте правило». В данном случае уместно использовать различные подсказки в тексте, например подчёркивание или выделение разными цветами особенностей формы данной грамматической структуры, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что учащиеся смогут с лёгкостью вывести правило. В любом случае задание должно быть посильно для учащихся, иначе оно займёт неоправданно много времени, а неправильные выводы, сделанные самостоятельно,могут закрепляться в сознании и приводить к устойчивым ошибкам.
  2. Формулировка учащимися правила образования (использования) грамматической структуры, корректируемая учителем.
  3. Выполнение упражнений на подстановку.
  4. Выполнение упражнений на трансформацию.
  5. Переводные упражнения.

Плюсы:

- обеспечивает реализацию  проблемного обучения;

- стимулирует самостоятельное  языковое наблюдение;

- развивает догадку по  контексту;

- способствует лучшему  запоминанию изучаемого материала.

Минусы:

- может занимать много  времени;

- не все языковые явления  можно объяснить индуктивно;

- неверно выведенное правило  может приводить к устойчивым  ошибкам.


 

5.3 Дифференцированный  подход.

Дифференцированный  подход к обучению грамматике позволяет сочетать различные подходы и методы с учётом особенностей обучения.

Очевидно, что в начальной  школе и на среднем этапе по возможности надо использовать индуктивный  метод, поскольку:

- именно на данном этапе  активно формируется механизм  языковой догадки;

- характер грамматического  материала в большинстве случаев  допускает выведение правила  по контексту самими учащимися;

- при корректировке выведенного  учащимися правила, учитель может  избежать употребления трудных  грамматических терминов, свойственных  грамматическим справочникам.

При этом очевидно, что для  закрепления грамматических навыков  необходимо увеличить количество условно-речевых  и собственно речевых упражнений и заданий.Наиболее эффективным в данном случае будет использование разнообразных грамматических игр, направленных на отработку грамматических навыков в значимом, коммуникативно- ориентированном контексте. Частичное сочетание индуктивного  и коммуникативного методов в данном случае будет очень эффективным и поможет восполнить минусы одного подхода плюсами другого.

В старшей школе и на продвинутом уровне обучения, как  правило, используют дедуктивный метод, поскольку:

- уровень языковой грамотности,  академических умений уже достаточно  высок и позволяет эффективно  использовать специальную справочную  литературу, как в классе, так  и при самостоятельной работе;

- грамматические структуры,  изучаемые на продвинутом уровне, достаточно сложны, и их вряд  ли можно понять самостоятельно, а если и возможно, то временные  затраты будут непозволительно  велики;

- в старшей школе акцент  делается на дальнейшее развитие  автономности учащихся, формирование  умений самостоятельно преодолевать  возникающие трудности, проводить  самооценку и коррекцию полученных  знаний и умений.

 

6. Создание условно-коммуникативных  и собственно коммуникативных  ситуаций для актуализации грамматического  навыка.

В отечественной методике предполагается, что при обучении различным аспектам языка учитель  должен обеспечить6:

  1. Ознакомление с материалом:
  2. Тренировку материала;
  3. Выход в речь изучаемого материала.

При обучении грамматике именно последний этап зачастую игнорируется. Многие ученики и учителя считают, что процесс отработки грамматических навыков требует особого внимания, усидчивости, терпения и не может  быть «развлекательным» элементом  урока.

Коммуникативный характер отработки  грамматических структур вызывает недоверие  не только у учителей, но часто и  у учащихся, которые считают это  «несерьёзными» играми и требуют  привычных грамматических упражнений и последовательного исправления  ошибок.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что далеко не все грамматические упражнения должны быть подлинно коммуникативными. При этом тренировочный характер упражнений отнюдь не исключает, а предполагает содержательную, речевую, социокультурную  ценность заданий.

В практике обучения иностранному языку, как, впрочем, и любому другому  предмету, нельзя разорвать практические, образовательные, развивающие цели обучения. Формирование языковой компетенции  не стоит противопоставлять формированию речевой и социокультурной компетенций.

Применительно к обучению грамматике это может иметь реальное выражение в:

  1. Содержательной и социокультурной ценности предложений;
  2. Сочетании доречевых и собственно речевых упражнений.

Овладение грамматикой предполагает не столько знание правил, сколько  умение, не задумываясь реализовывать  их в процессе речевого взаимодействия.

Не отрицая чисто тренировочных  упражнений на грамматику, хотелось бы закрепить в качестве обязательного  элемента и использование условно-коммуникативных  и собственно коммуникативных упражнений для закрепления грамматических навыков.

Наилучшим способом решения данной задачи представляется пользование различных игр на уроке.

Как известно, игры на уроке  иностранного языка могут подразделяться на разные группы в зависимости от того, какой принцип является главенствующим. Игры бывают:

-  языковые (лексические,  грамматические) и коммуникативные;

- направленные на совместное решение проблем и соревновательного характера;

-  ориентированные на  фронтальную/групповую/парную форму  работы и т. д. Рассмотрим  несколько примеров грамматических  игр.

 

 

Игра 1. Познакомимсялучше

Игра предполагает работу в парах. Каждый ученик получает одну из двух карточек, где ему предлагают ответить письменно на 10—12 вопросов типа:

  • имя человека, который оказывал на тебя большое влияние в детстве;
  • предмет, который ты больше всего любил в школе;
  • две проблемы, которые тебя беспокоят;
  • фамилия человека, которого ты не любишь;
  • год, когда ты впервые выехал за пределы родного города;
  • количество людей в вашей семье, включая всех близких родственников по материнской и отцовской линии;
  • место, которое ты страстно мечтаешь увидеть своими глазами: город, который пострадал в годы войны/в результате природных катаклизмов и т. д.

Написав ответы, ученик показывает их своему соседу и предлагает ему задать вопросы с целью отгадать, что стоит за той или иной цифрой/датой/местом/именем и т. д. Отвечать можно только односложно, для того чтобы стимулировать различные вопросы собеседника.

Игра 2. Лото

Учащиеся получают карточки с предложениями, в которых пропущены предлоги. Учитель называет предлоги в любой последовательности. Побеждает тот ученик, который первым заполнит пропуски, не допустив при этом ошибок.

Игра 3. Ну и вопрос!

Учитель делит класс на группы по 4—5 человек и каждой группедает набор провокационных вопросов, написанных на карточках.Карточки переворачиваются чистой стороной вверх, ученики по очередивытягивают один из вопросов и пытаются ответить на него.Затемдругие участники группы предлагают свои версии ответов.

Примерные варианты вопросов:

  1. Если бы ты знал, что через неделю разразится ядерная война, что бы ты сделал? Ты бы согласился убить человека, если бы это привело к ликвидации голода на планете?
  2. Если бы золотая рыбка предложила тебе выполнить три самых заветных желания, какие желания ты бы назвал?
  3. Если бы тебе предложили уникальную работу, которая приносила бы огромный доход и была бы необыкновенно интересной для тебя, при одном условии — никогда и никому НИЧЕГО не рассказывать о ней, ты бы дал/а согласие?
  4. В какой стране ты бы хотел оказаться, если бы переместился в Средние века на машине времени?
  5. Если бы ты выиграл туристическую путевку в любую страну по твоему выбору, то куда бы ты поехал?

Игра 4. Кто из нас...

Работая в группах по 4 — 7 человек, учащиеся получают подобие  анкеты. Каждый сначала заполняет  ее индивидуально, а затем с помощью  вопросов (во время фронтальной работы всей группы) проверяет правильность своего прогноза.

Образец анкеты:

Каждый из нас.

Большинство из нас.

Некоторые из нас.

Только некоторые из нас.

Вряд ли кто-то из нас.

Никто из нас.

Опыт

1.__________ лежал в больнице.

2.__________ был в Скандинавских  странах. 

3.__________ имел много карманных  денег.

4.__________ использовал Интернет  дома.

5.__________ водил машину.

6.__________ серьезно верил  в чудеса и волшебство.

7.__________ учился в Европе.

8.__________ прочел много книг.

9.__________ летал на самолете.

10._________ занимался теннисом.

11._________ пользовался лифтом.

Сколько

Правильно


 

Очевидно, что такая игра, как лото, может быть аналогично организована с использованием форм неправильных глаголов, наречий, союзов, числительных и т. д. Игра 1 может  легко превратиться в викторину страноведческого характера, а игра 3, например, в игру «Отгадай мой вариант ответа». В таком случае учащиеся будут реально использовать сослагательное наклонение не только в утвердительных, но и в вопросительных предложениях.

Можно посоветовать, учителям, составить свой банк грамматических игр или условно-коммуникативных заданий, которые могут успешно использоваться при обучении различным структурам в рамках учебной программы.

 

7. Грамматические  ошибки и их исправление.

Правильное оформление речи в соответствии с современными нормами  фонетики, грамматики, особенностями  употреблениилексики, идиом, других средств  выразительности речи. В современной методической литературе правильность речи часто противопоставляется беглости7.

Системные отступления от изучаемых языковых норм. Как правило, ошибки происходят из-за неверных обобщений  учащихся о функционировании языка. В последнее время этот термин утратил негативный оттенок, так  как считается, что по характеру  ошибок можно судить не только о пробелах в знаниях, но и об уровне прогресса в изучаемом языке.

Нарушение норм употребления, связанное с такими нелингвистическими факторами, как невнимательность, усталость, возбуждение, напряжение.

Информация о работе Что такое грамматика и её роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции