Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа
Мы живём в XXI веке. Общеизвестно, в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой бум», затронувший все слои населения, определяет новый социальный статус иностранного языка. Предмет ИЯ относится к сфере, которая интересна всем – и государству, и частному лицу. Все осознают, что английский язык сегодня приобрёл статус языка глобального общения.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ КЕЛЬТСКИХ И ДРЕВНЕГЕРМАНСКИХ КОРНЕЙ В ТОПОНИМИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……….............................7
1.1. Формирование у учащихся 9 класса социокультурной компетенции как педагогическая задача………..........................7
1.2. Топонимы как средство формирования социокультурной компетенции..........................................................................11
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ..................................................................................18
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ..............................................................................19
2.1. Анализ учебников 9 класса по формированию социокультурной компетенции...............................................19
2.2. Выявление и систематизация материала по топонимике Великобритании с кельтскими и древнегерманскими мотивами..............................................................................20
2.3. Подготовка пособия «Занимательная топонимика»…………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ..................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................................................61
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ КЕЛЬТСКИХ И ДРЕВНЕГЕРМАНСКИХ КОРНЕЙ В ТОПОНИМИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ………...........................
1.1. Формирование у учащихся 9 класса социокультурной компетенции как педагогическая задача……….....................
1.2. Топонимы как средство формирования социокультурной компетенции...................
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ.........................
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА ..............................
2.1. Анализ учебников 9 класса по формированию социокультурной компетенции...................
2.2. Выявление и систематизация материала по топонимике Великобритании с кельтскими и древнегерманскими мотивами......................
2.3. Подготовка пособия «Занимательная топонимика»…………
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.........................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Мы живём в XXI веке. Общеизвестно, в современном мире произошли глобальные изменения, что сказалось и в сфере преподавания языка. Своеобразный «языковой бум», затронувший все слои населения, определяет новый социальный статус иностранного языка. Предмет ИЯ относится к сфере, которая интересна всем – и государству, и частному лицу. Все осознают, что английский язык сегодня приобрёл статус языка глобального общения.
Изменилась роль, которая отводится иностранному языку в рамках средней школы. Изменение статуса иностранного языка в системе школьного образования повлияло на перестановку приоритетов в работе учителей иностранного языка, переосмысление методики преподавания иностранного языка на современном этапе развития общества. Обучение иностранному языку в современном обществе выходит за рамки понятия «овладение иностранным языком» как умение понять собеседника и выразить свои мысли, а также извлечь информацию из текста. Задача учителя иностранного языка сегодня (в соответствии с новыми целями) заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и подготовке его к эффективному участию в диалоге культур, то есть формирование коммуникативной компетенции. Иноязычное образование есть передача иноязычной культуры, то есть той части духовного богатства народа другой страны, которую способен дать человеку сам процесс обучения иностранному языку.
Лингвокультурная информация, сохранившаяся в топонимах со времени номинации поселений, воссоздает механизм становления и расширения ойконимических фрагментов номинативных картин мира, эксплицируя ингерентную взаимосвязь мышления, языка и культуры индивидуумов этнического кода индоевропейской традиции. Исследованиями ойконимии Англии занимаются как зарубежные (K.I. Sandred, W.F.H. Nicoiaisen, А.Е. Smailes, E.Ekwall и др.), так и отечественные ученые (Л.П. Адамова, В.Д. Беленькая, И.А. Данчинова, Т.Н. Мельникова и др.), внося существенный вклад в топонимическую науку. В трудах ученых Английского топонимического общества (A. Mawer, J.E.B. Gover, A.M. Armstrong, К. Cameron, P.H. Reaney, J.J. Alexander, M. Geling и др.), выполненных, в основном, в виде этимологических словарей, ойконимия представлена в качестве древней формы и датой образования или упоминания ойконима в исторических, документах или картах. Однако, в курсе обучения английскому языку топонимы как средства по формированию социокультурной компетенции используются не в полной мере.
Все сказанное выше позволяет обнаружить противоречие между потребностью общества в знании происхождения исторических названий местностей и недостаточной изученностью этой темы, достаточно небольшого количества работ, освещающих разнообразные подходы к решению данных проблем.
Несмотря на то, что историческая топонимика довольно молодая область науки, в рамках этой науки уже решено много важных проблем. Однако, насколько нам известно, ряд проблем, не получил достаточного освещения в трудах отечественных и зарубежных топонимистов. К этим проблемам относятся разработка методики частного исследования в области исторической топонимики, непосредственно, ойконимической номинации нескольких регионов Британии, этнос которых подвергался неодинаковому лингвокультурному влиянию иноземных завоевателей и др.
Отсюда, проблема нашего исследования состоит в необходимости разработки педагогических условий для формирования социокультурной компетенции у учащихся 9 класса в учебном процессе.
Цель исследования заключается в разработке пособия «Занимательная топонимика» для учащихся 9 класса с целью формирования социокультурного компонента на уроках английского языка.
Объектом исследования являться учебный процесс в старших классах средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются кельтских и древнегерманских корней в топонимике Великобритании.
Если уточнить понятие социокультурного компонента, выявить педагогические условия его формирования, описать, систематизировать материал по топонимике Великобритании, то мы можем предположить, что будет обеспечиваться формирование социокультурной компетенции у учащихся 9 класса.
Задачами нашего исследования являются:
o Изучить степень разработанности в педагогической теории и практике проблемы формирования социокультурной компетенции посредством изучения топонимики Великобритании;
o Раскрыть ключевое понятие исследования – топонимика, социокультурная компетенция.
o Определить педагогические условия для формирования социокультурной компетенции у учащихся 9 класса.
o Подготовить пособие «Занимательная топонимика».
В нашей работе мы опирались на положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (А.Н. Леонтьев), положение о зонах актуального и ближайшего развития детей в процессе обучения (Л.С. Выготский), на тезисы о межкультурной коммуникации Сафроновой, Е.Н. Солововой, Г.Б. Артрушиной и др.
В нашей теме «Формирование у учащихся 9 класса социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку посредством кельтским и древнегермнских корней в топонимике Великобритании» могут быть использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, беседа.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в уточнении понятия «социокультурная компетенция», «топонимика», в определении педагогических условий для формирования социокультурной компетенции у учащихся 9 класса на уроках английского языка.
Практическая значимость нашей работы состоит в разработке электронного пособия для учеников 9 класса по теме «Занимательная топонимика».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ КЕЛЬТСКИХ И ДРЕВНЕГЕРМАНСКИХ КОРНЕЙ В ТОПОНИМИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
1.1. Формирование у учащихся 9 класса социокультурной компетенции как педагогическая задача.
Термин социокультурная компетенция стал одним из самых частотных в профессионально-методической литературе, однако разные авторы вкладывают в него своё понимание, что приводит к разночтениям и не способствует объединению усилий педагогов в разработке эффективных подходов и методик формирования данной компетенции. Появилась научно-методическая школа под руководством Виктории Владимировны Сафоновой, которая вместе с Кузьменковой Ю.Б., Гром и Солововой Е.Н. занимаются данной проблемой. Сафонова В.В. даёт социокультурной компетенции следующее определение «социокультурная компетенция – это знания учащимся национально-культурных особенностей стран изучаемого ИЯ, умения осуществлять речевое поведение в соответствии с этими знаниями, а также готовность и способность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире».
Социокультурная компетенция предполагает:
осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, «культурный код нации», развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;
знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;
умение обнаружить регионально значимые лексемы и понимать из роль в тексте.
С.Г.Тер – Минасова считает, что «…языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Преодоление языкового барьера недостаточно для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур: «Для этого нужно преодолеть барьер культурный».
Формирование социокультурная компетенция учащихся опирается на технологию личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты данной системы (образовательные и воспитательные цели, содержание обучения, методы и приёмы, технология обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащихся, ученика и средств обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурную составляющую иноязычной коммуникативной компетенции. Речь идёт о включении реальной иноязычной среды (носителей языка в том числе) в образовательную среду при обучении иностранному языку.
90-е годы прошлого столетия радикально изменили социокультурный контекст изучения языков международного общения в России и других, особенно европейских странах, что не могло не привести к появлению новых потребностей в соизучении языков и культур.
Под культурой страны изучаемого языка П.В. Сысоев (2001:13) понимает элементы социокоммуникации, особенности национальной ментальности, духовные и материальные ценности, формирующие национальное достояние.
Под частью культуры страны изучаемого языка, которую способно дать социокультурное обучение иностранным языкам, понимается свод знаний и опыта, позволяющий учащимся быть адекватными участниками межкультурной коммуникации. Это включает понимание подстрочного смысла и различной окраски высказывания, правильную интерпретацию культурных, исторических эпизодов и реалий при чтении газет и журналов, при просмотре фильмов и телевизионных программ, при общении с носителями языка и культуры, понимание поведения и повышенную толерантность.
В наши дни принцип культуросообразности становится одним из ведущих принципов обучения и воспитания.
В начале нового века целью обучения иностранным языкам уже не может являться передача лингвистических знаний, умений и навыков, и даже не энциклопедическое освоение страноведческой информации, ограничивающейся, в первую очередь, суммой географических и исторических понятий и явлений. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, «когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и как всегда остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждение интереса и уважения к ним, преодоление в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной коммуникации» (Тер-Минасова С.Г.).
Таким образом, мысль о необходимости социокультурного образования средствами иностранного языка постепенно начинает приобретать аксиоматичное звучание, так как обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, без которых нет практического овладения языком.
Для успешного общения необходимо не только владеть одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и общими содержательными знаниями о мире. Подобные общие для участников акта общения когнитивные знания принято называть фоновыми знаниями (background knowledge).
В условиях расширения контактов и интеграции в мировое сообщество фоновые знания и представления о политических, экономических, социальных тенденциях приобретают особое значение.
Каждый социум обладает специфической, характерной только для него картиной мира, которая отвечает его физическим, духовным, технологическим, эстетическим, этическим и другим потребностям. Язык является одним из средств формирования социализации картины мира.
Поэтому социокультурная компетенция позволяет говорящим на иностранном языке чувствовать себя практически на равных с носителями языка (в отношении культуры), что является шагом к адекватному владению иностранным языком.
Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка подразумевает обогащение лингвистических, прагматических, эстетических и этических знаний учащихся о стране изучаемого языка. Кроме того, предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».