Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:17, реферат
Цель работы – охарактеризовать методы исследования, применяемые в гендерной лингвистике.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Дать определение гендерной лингвистике и перечислить ее основные особенности как научного направления;
Выявить основные методы исследования, используемые в гендерной лингвистике;
Применить метод концептуального анализа на материале английского, французского и русского языков.
Введение……………………………………………………………3
1. Гендерная лингвистика как наука………………………………4
1.1. Объект, предмет и цель гендерной лингвистики……….4
1.2. Направления гендерной лингвистики………………...…7
2. Методы исследования в гендерной лингвистике …………….13
3. Гендерный контент-анализ отрывка из романа «Врата судьбы» А. Кристи…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………....25
Список использованной литературы ……
Федеральное агентство по образованию РБ
ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Факультет иностранных языков
Ничепорчук Наталия
Проверил: Жамаганова Н.М., к.ф.н., доцент.
2. Методы исследования в
3. Гендерный контент-анализ отрывка из
романа «Врата судьбы» А. Кристи………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………….26
Объектом данного исследования является гендерная лингвистика, предметом – методы исследования в рамках научного направления гендерной лингвистики.
Цель работы – охарактеризовать методы исследования, применяемые в гендерной лингвистике.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Гендерная лингвистика (лингвистическая гендерология) — это современный раздел лингвистики, занимающийся вопросам отражения гендера (социокультурного пола, понимаемого как конвенциональный конструкт, относительно автономный от биологического пола) в языке.
Становление и интенсивное
развитие гендерных исследований в
лингвистике приходится на последние
десятилетия ХХ века, что связано
со сменой научной парадигмы в
гуманитарных науках под влиянием постмодернистской
философии. Новое понимание процессов
категоризации, отказ от признания
объективной истины, интерес к
субъективному, к частной жизни
человека, развитие новых теорий личности,
в частности теории социального
конструктивизма, привели к пересмотру
научных принципов изучения категорий
этничность, возраст и пол, интерпретировавшихся
ранее как биологически детерминированные.
Новый подход потребовал и применения
новой терминологии, более точно
соответствующей
Учеными установлено, что у каждого человека существует два типа пола: биологический пол (sex) и социокультурный (gender). Биологический пол - это совокупность анатомических и физиологических признаков, благодаря чему мы можем определить различать мужчин и женщина. Гендер или социокультурный пол человека - это совокупность социальных ожиданий и норм, ценностей и реакций, который формируют отдельные черты личности. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, вешают ярлыки вплоть до различных видов психических расстройств).
Категория gender была введена в понятийный
аппарат науки в конце 60-х -начале
70-х годов нашего века и использовалась
сначала в истории, историографии,
социологии и психологии, а затем
была воспринята и в лингвистике,
оказавшись плодотворной для прагматики
и антропоориентированного
В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а «конструируются» обществом (doing gender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение, в том числе и речевое, личности и на процессы ее языковой социализации.
Данные о языке, полученные
лингвистикой - один из основных источников
информации о характере и динамике
конструирования гендера как
продукта культуры и социальных отношений.
Язык дает ключ и к изучению механизмов
конструирования половой
Объектом лингвистической гендерологии является изучение категории гендера с применением лингвистического инструментария.
Предметом – как общая направленность общения, так и те или иные элементы высказываний: метаязыковые компоненты, глагольные предикаты, обращение, комплимент, анекдот и т.д., т.е. все лексические единицы, конструирующие в массовой коммуникации гендерные образы, нормы и представления о гендерном поведении, его характеристиках и оценках.
Цель гендерной лингвистики - моделирование коммуникативного поведения мужчин и женщин.
В самом общем плане
центральным для гендерной
В рамках лингвистической гендерологии выделяют шесть основных направлений, которые могут быть дифференцированы как концептуально, так и с точки зрения методологии и характера изучаемого материала:
1. Социолингвистические гендерные исследования. Спектр социолингвистических исследований гендера весьма широк, более того, можно сказать, что системное изучение полового диморфизма в языке началось именно в социолингвистике. Методология социолингвистических исследований предполагает количественный учет определенных языковых параметров, отобранных из аудиозаписей разговорной речи, и соотнесение их с социальными характеристиками говорящего и/или ситуации, все больше внимания уделяется отношениям между языком и идеологией, языком и властью, лингвистическим аспектам социальной психологии в подходе к исследованию взаимодействия языка и гендера.
2. Феминистская лингвистика. Это своеобразное направление в языкознании, возникшее в конце 1960-х - начале 1970-х годов в связи с возникновением Нового женского движения в США и Германии. Его главная цель состоит в разоблачении и преодолении отраженного в языке мужского доминирования в общественной и культурной жизни. В феминистской критике языка просматриваются два течения: первое относится к исследованию языка с целью выявления асимметрий в системе языка, направленных против женщин. Эти асимметрии получили название языкового сексизма. Речь идет о патриархальных стереотипах, зафиксированных в языке и навязывающих его носителям определенную картину мира, в которой женщинам отводится второстепенная роль и приписываются в основном негативные качества. Исследуется, какие образы женщин фиксируются в языке, в каких семантических полях представлены женщины и какие коннотации сопутствуют этому представлению. Анализируется также языковой механизм «включенности» в грамматический мужской род: язык предпочитает мужские формы, если имеются в виду лица обоего пола. На взгляд представителей этого направления, механизм «включенности» способствует игнорированию женщин в картине мира. Исследования языка и гендерных асимметрий в нем основываются на гипотезе Сепира-Уорфа: язык не только продукт общества, но и средство формирования его мышления и ментальности. Это позволяет представителям феминистской критики языка утверждать, что все языки, функционирующие в патриархальных культурах, есть мужские языки и строятся на основе мужской картины мира. Исходя из этого, феминистская критика языка настаивает на переосмыслении и изменении языковых норм, считая сознательное нормирование языка и языковую политику целью своих исследований. К настоящему времени разработаны, особенно на материале английского и немецкого языков, многочисленные рекомендации по политически корректному употреблению языка и устранению гендерной асимметрии в нем. Предлагаются так называемые феминистские неологизмы, параллельное употребление форм мужского и женского рода для обозначения лица или нейтральные словоформы, не вызывающие ассоциаций с полом лица, о котором идет речь (например, не ученики, а учащиеся). Некоторые из этих рекомендаций учтены в современных лексикографических трудах. Вместе с тем, нейтрализация гендерного фактора в языке может идти разными путями. Так, рекомендации на материале английского языка имеют тенденцию к устранению обозначения пола лица, а рекомендации на материале немецкого во многих случаях требуют обязательного обозначения женского пола.
Второе направление
3. Собственно гендерные исследования, изучающие языковое поведение обоих полов — широкомасштабные исследования, идущие с 60-х годов и обусловленные ростом интереса к прагматическому аспекту языкознания, развитием социолингвистики и существенными изменениями в традиционном распределении мужских и женских ролей в обществе, позволившими увидеть лингвистические факты в новом свете и по-новому интерпретировать их.
4. Исследования маскулинности (самое молодое направление, возникшее в конце 20 столетия). Это направление касается мужской гендерной идентичности и ее отражения в языке. Именно доминирующая мужественность наиболее часто отражается в языке в качестве своего рода образца для подражания. Английский язык обнаруживает, согласно Поллаку, четыре стереотипных идеала, посредством которых происходит (или должна происходить) социализация мужчины:
Приведенные выше стереотипы могут
носить в той или иной степени
универсальный характер. Вместе с
тем, установлено, что доминирующая
мужественность, с одной стороны,
меняется от культуры к культуре, с
другой – как мужественность, так
и женственность –
Информация о работе Гендерная лингвистика: объект и методы исследования