Гендерная лингвистика: объект и методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:17, реферат

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать методы исследования, применяемые в гендерной лингвистике.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Дать определение гендерной лингвистике и перечислить ее основные особенности как научного направления;
Выявить основные методы исследования, используемые в гендерной лингвистике;
Применить метод концептуального анализа на материале английского, французского и русского языков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
1. Гендерная лингвистика как наука………………………………4
1.1. Объект, предмет и цель гендерной лингвистики……….4
1.2. Направления гендерной лингвистики………………...…7
2. Методы исследования в гендерной лингвистике …………….13
3. Гендерный контент-анализ отрывка из романа «Врата судьбы» А. Кристи…………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………....25
Список использованной литературы ……

Файлы: 1 файл

Методы лингвистических исследований.docx

— 55.13 Кб (Скачать файл)

Согласно Б. Коннелу, исследуя лингвистический  материал на предмет обнаружения  культурной специфики доминирующей маскулинности, наука может в  качестве результата получить, скорее, реконструкцию гендера на основании  данных языка. Это замечание относится  также и к кросскультурным  исследованиям, так как «традиционный  компаративистский метод базируется на допущении целостных «сепаратных» культур, в то время как такое  допущение сегодня не является более  состоятельным. Европейский империализм, глобальный капитализм при гегемонии  США, а также современные средства коммуникации привели все культуры в тесное взаимодействие, расширили  сферу действия некоторых культур  и маргинализовали большинство. В ряде работ показано, как доминирующая мужественность изменяется в ходе истории  и какую роль играют в этом выразительные  средства языка.

В отношении мужского речевого поведения  также высказываются новые точки  зрения. Так, Левант показывает, что  у взрослых мужчин довольно часто  наблюдается алекситимия – неспособность  связать слова с эмоциями, то есть недостаток умения идентифицировать, выразить и описать свои собственные  эмоциональные состояния, в частности, теплоту, заботу, печаль или боль. Автор  относит этот факт к последствиям воспитания в детстве, когда от мальчика не требуется проявление эмоций, скорее даже, это является нежелательным. В результате мужчины имеют тенденцию к четкому проявлению и умению вербализовать лишь одну эмоцию – гнев.

5.   Психолингвистические исследования. В рамках этого направления проводятся работы в области нейролингвистики, изучения онтогенеза речи, сюда же относится и биодетерминистское направление, исследующее когнитивные особенности и различия между мужчинами и женщинами и их проявления в речи.

6.   Кросскультурные, лингвокультурологические исследования, включающие гипотезу гендерных субкультур.  Главной их особенностью является малая, по сравнению с другими направлениями, разработанность проблемы. Практически все авторы, работающие в этой области, отмечают, что основной массив данных получен на материале американского варианта английского языка и ряда других влиятельных европейских языков, в первую очередь, немецкого и французского. Этот факт вызывает обоснованные сомнения в применимости результатов исследований к материалу других языков. Номинативная система языков неодинаковым образом манифестирует концепты «мужественность» и «женственность» и придает им неодинаковое значение. Речевое поведение мужчин и женщин может различаться в зависимости от норм соответствующей культуры. Так, принцип вежливости выведен, скорее, для среднего класса американцев. В иных культурах возможны иные закономерности общения. Таким образом, задачей здесь является описание культурных концептов «женственность» и «мужественность», выявление их ингерентных составляющих.

В рамках этого подхода постулируется  описание наивной картины мира, где  в неявном, требующем научной  экспликации виде представлены взаимодействие и взаимопроникновение культуры и языка, а также формы фиксации в языке культурно значимой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы исследования в гендерной лингвистике

 

В рамках гендерной лингвистики  используются различные методы, как  общенаучные, лингвистические, так  и нелингвистические. В частности, используются методы, применяемые для изучения категории гендера в других социальных науках (психологии, социологии, философии).

Общенаучные принципы анализа гендера

  1. Гендер - продукт развития культуры и общества, институционализован и ритуализован и, следовательно, имеет относительный характер; признается конвенциональной сущностью.
  2. Как и любой социокультурный конструкт, гендер динамичен и изменчив во времени.
  3. Гендер является в гуманитарных дисциплинах общенаучной категорией; принципы гендерного подхода применимы к любой из частнонаучных дисциплин, но должны реализовываться с учетом специфики и при посредстве методов данного научного направления.

Для изучения гендерных аспектов языка и коммуникации применяются  лингвистические методы. Поскольку  лингвистика включает разнообразные  отрасли (психолингвистику, социолингвистику, лингвокультурологию и т.д.), используются методы этих направлений.

Лингвистические принципы анализа гендера

  1. Гендер манифестируется в языке и является параметром переменной интенсивности в коммуникативном общении.
  2. Культурно-символический характер гендера обусловливает возникновение гендерной метафоры, функционирующей так же, как и другие виды метафор.
  3. Исследованию гендерного аспекта соответствующих языковых сущностей предшествует их анализ как единиц языка.
  4. Для изучения гендерных аспектов языка и коммуникации применяются лингвистические методы. Поскольку лингвистика включает разнообразные отрасли (психолингвистику, социолингвистику, лингвокультурологию и т.д.), используются методы этих направлений.

Среди наиболее продуктивных методов выделяют контент-анализ,  психоаналитический анализ текста (глубинная герменевтика), квантитативный анализ текста, критический анализ дискурса, деконструкцию и др. На них мы остановимся подробнее.

1) Контент-анализ - это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем. Культурные артефакты выступают объектом анализа социологов, историков, литературоведов, социальных антропологов и археологов. Такие культурные продукты имеются в каждом аспекте человеческой жизни: в относительно частных мирах, «высокой» культуре, популярной культуре, организационной жизни. Только воображение исследователя (вернее, недостаток этого воображения) может установить предел поиска культурных артефактов. В гендерном анализе «текстов» объектом, например, могут выступать детские книги, народные сказки, произведения искусства, художественная и любая другая литература, произведения детского творчества, мода, открытки, всевозможные руководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (например, как стать хорошей хозяйкой), доски объявлений, газеты, медицинские записи, научные публикации, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат.

Один способ гендерного контент-анализа  — выделять категории текстов, рассматривая отдельно те артефакты, что произведены  женщинами, о женщинах или для женщин, мужчинами, о мужчинах или для мужчин, а также женщинами для мужчин и в других сочетаниях категорий. Иногда артефакт попадает в более чем одну категорию, если текст, скажем, написан женщинами о женщинах и для женщин.

Культурные артефакты являются продуктами индивидуальной деятельности, социальной организации, технологии и  культурных паттернов. Интерпретации  этих материалов, конечно, сами являются культурными артефактами. Поскольку  культурных объектов существует великое  множество, выделим четыре типа материалов, принципиально важных для гендерных  исследований. Это записанные свидетельства (например, дневники, научные журналы, научная фантастика, граффити), нарративные  и визуальные тексты (например, фильмы, телешоу, реклама, поздравительные  открытки), материальная культура (например, музыка, технология, содержимое детской  комнаты, коллекция книг) и поведенческие  стили (например, манера одеваться, жесты, взгляды).

В процессе гендерного контент-анализа  может выявиться, что тот или  иной текст транслирует сугубо патриархальные и даже женоненавистнические взгляды, или же наоборот. С другой стороны, образец популярной культуры, выбранный  для анализа, может проявить свою оппозиционную сущность по отношению  к доминантной культуре. Популярные культуры, созданные или выбранные  женщинами, могут отличаться сопротивлением или упругостью, независимостью от господства мужской культуры.

Количественный контент-анализ. Исследователи, собирающие культурные артефакты для социального анализа, могут интерпретировать их с применением количественных или качественных методов. Например, компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, могут помочь обнажить скрытые механизмы, заложенные в большом количестве документов. Подобным образом может проводиться количественный контент-анализ авторства и содержания академических журнальных статей, например по вопросу о процентном соотношении мужчин и женщин среди авторов или в качестве объектов исследований, в аспекте применяемых методов и обращения авторов к гендерной проблематике. Результаты количественного контент-анализа могут затем использоваться для формулировки гипотез, имеющих отношение к гендерным исследованиям, к феминистским теориям и проблемам, а также для практической деятельности в целях социальных изменений.

Качественный, или интерпретативный, контент-анализ. Исторические исследования полагаются на культурные артефакты при изучении жизни людей в прошлом. Артефакты в этом случае могут служить первичными источниками — сырыми историческими материалами — или вторичными, уже обработанными. Социальные ученые генднерного направления исследуют жизнь отдельных женщин и групп, отношений между мужчинами и женщинами или между женщинами, проблемы на пересечении расовой, гендерной, классовой и возрастной идентичности. Кроме того, ученые анализируют культурные артефакты, имеющие отношения к частной жизни, а также те идеи, институты и тех людей, которые в значительной степени повлияли на жизнь женщин в той или иной стране в определенный период времени.

2) Психоаналитический анализ текста позволяет уточнить многие особенности личности человека, составившего данный текст,  и в ряде случаев получить представления о его мотивации, особенностях психологического состояния. В то же время, следует понимать, что конкретный текст, как правило, может давать лишь ограниченную информацию и соответственно даёт возможность получить неполное, хоть и важное представление о человеке и его особенностях. Тем не менее психоаналитический анализ текста при знании особенностей автора может дать представление не только о том, в каких категориях выражаются гендерные особенности самого автора, но и то, каково отношение автора к представителям разных полов, какими он видит их и их черты.  Таким образом например, если провести подобный анализ текстов в рамках какого-либо литературного направления, можно выявить характерные черты, которыми наделяли мужчин и женщин представители этого направления.

3) Квантитативный анализ текста  - изучение текста в формализованном виде. Процесс изучения сводится к статистическому измерению содержания текстов или документов. Квантативный анализ нацелен на исследование манифестируемого (актуализированного) значения содержания. Неотъемлемыми характеристиками такого подхода являются фрагментарность, систематичность, объективность, обобщенность. В рамках гендерной лингвистики квантативный анализ направлен на поиск количественных проявлений мужского и женского вербального поведения. Путем количественного подсчета определенных явлений можно установить множество важных фактов. Например, было установлено, что частота различий в произношении у мужчин и женщин в английском языке значительно снижалась с повышением их социального статуса и уровня образования. Анализировались все уровни языка, начиная с фонетики и оканчивая особенностями дискурса и стиля речи в целом. Проводились эксперименты с учетом влияния ряда социально-психологических факторов на речь испытуемых. Изучалась как устная, так и письменная речь. Интересные исследования были проведены по восприятию мужчиной и женщиной цветов и форм объектов, своих социальных и статусных ролей, а также каким образом эти особенности отражаются в вербальном поведении. При исследовании количественных особенностей вербального поведения полов одной из самых изученных и популярных тем стало изучение мужских и женских дискурсивных практик.

4) Деконструкция  - особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его «деструкцию», и его реконструкцию. Суть деконструкции состоит в том, что всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной. Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом. Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система, своеобразный интертекст, который пускается в особое путешествие по самому себе. Деконструктивизм – это особая философия значения, в центре которой стоит вопрос о том, как значения конструируются писателями, текстами и читателями. Развивая идеи Ницше и Хайдеггера, Ж. Деррида критикует саму традицию философских поисков, связанных с познанием реальности. Он утверждает, что все тексты основаны на иерархическом дуализме элементов, бинарных оппозициях, в которых один из элементов рассматривается как истинно верный. 

Все системы мысли, утверждает Деррида, имеют один центр. Так, традиционная система ценностей и взгляд на мир производятся с точки зрения «европейских белых мужчин»: сознание современного человека (независимо от пола) пропитано идеями и ценностями мужской идеологии, с приоритетом  мужского начала, логики, рациональности и объектности женщин. Путем деконструкции (как способа прочтения) этот неосознаваемый и неартикулируемый центр (точка  зрения) выявляется, и тем самым  бинарные структуры, на которых основан  текст, разрушаются; то, что казалось устойчивым и логичным, перестает  быть таковым.         

 Поскольку деконструктивизм  – атака на само существование  логических теорий и концептуальных  систем, он целенаправленно отвергает  все рациональные определения  и объяснения. Методика анализа  основана на внимательном прочтении  конкретных текстов и выявлении  того, как эти тексты соотносятся  с другими текстами. Именно это  становилось объектом критики деконструктивизма со стороны некоторых ученых; вместе с тем, данная теория оказала огромное влияние на развитие философии, литературной критики и формирование новых методов, используемых в истории, социологии, искусствоведении, лингвистике.

В западной научной традиции доминирующим методологическим принципом стала  дерридеанская деконструкция гендера, понимаемая как анализ традиционных бинарных оппозиций, в которых левосторонний  термин претендует на привилегированное  положение, отрицая притязание на такое  же положение со стороны правостороннего  термина, от которого он зависит. Цель анализа здесь состоит не в  том, чтобы поменять местами ценности бинарной оппозиции, а скорее в том, чтобы нарушить или уничтожить их противостояние, релятивизировав их отношения.

Информация о работе Гендерная лингвистика: объект и методы исследования