Интенсификация обучения аудированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является раскрыть основные аспекты обучения на основе изучения всех доступных источников информации.
Задачи исследования:
1) исследовать процесс аудирования с точки зрения психологии;
2) изучить теоретические основы обучения аудированию;
3) рассмотреть новые интенсивные подходы к обучению аудированию;
4) разработать собственную серию уроков по аудированию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы обучения аудированию.
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности……………………………..…5
1.2 Основные трудности понимания речи на слух……………………………...8
1.3 Использование коммуникативного подхода при обучении аудированию…………………………………………………………………10
Глава II. Аудирование в развивающей системе обучения.
2.1 Обучение аудированию на коммуникативной основе на начальном этапе………………………………………………………………………………13
2.2 Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в средней общеобразовательной школе…………………………………17
2.3 Анализ и работа учителя на уроке (с точки зрения аудитивных навыков)………………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

интенсификация обучения аудированию.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)
  • Умения, которые являются общими для аудирования речи всех стилей. Из списка исключались специальные умения необходимые для понимания, например только научной речи.
  • Наиболее элементарный вариант одного умения. Например, из 3 вариантов понимать речь в медленном, среднем и быстром естественном темпе — отбирается умение понимать речь в медленном естественном темпе.
  • Учет языкового опыта и языкового запаса. Например, понимание речи незнакомых лиц, имеющих разные голоса, требует значительного языкового опыта, понимание дикторской речи в кинофильмах требует значительного языкового запаса, которым не обладают начинающие.
  • Исключение умений, наличие которых не может быть установлено путем анализа речевых сообщений обучаемых. Например, умение прогнозировать смысл принимаемого сообщения.

В результате применения перечисленных критериев был установлен следующий список умений, которые предположительно составляют исходный уровень владения аудированием:

1. Членить  текст на смысловые куски, определять факты сообщения.

2. Устанавливать логические связи между элементами текста.

3. Отделять главное от второстепенного  и удерживать в памяти главное, выделять смысловые вехи, определять смысловой центр фразы.

4. Определять тему сообщения.

5. Выделять главную мысль.

6. Принимать сообщение  до конца без пропусков.

7. Воспринимать речь в естественном медленном темпе.

8. Принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявленное один раз.

1)Точность понимания учащимися речи учителя должна систематически проверяться. Не следует довольствоваться одной положительной реакцией учащихся на отдельные распоряжения. Необходимо время от времени заставлять их переводить сказанное. Через 4 – 5 уроков после введения нового выражения его уже можно включить в число вопросов, задаваемых ученику, отвечающему на отметку. От учащегося при этом следует требовать только перевод данного выражения с английского языка на русский.

2) Каждое новое выражение  должно многократно повторятся учителем не только на том уроке, на котором оно употреблено впервые, но и на последующих занятиях.

Вот перечень выражений, которые учитель может использовать на уроках английского языка в 5 и 6 классах:

5 класс:

sit down,good, you begin, stand up, good afternoon, attention, please, take your books, close your books, open your books, look at the blackboard, take your notebook, go to the blackboard, clean the blackboard, speak louder, your mark is four(five …) ,pens down, very good, read please, repeat please, translate after me please, say it correctly, raise your hands, everybody write, open your books at page , who is on duty today, the lesson is over, is everything correct…

6 класс:

give me the register, please, collect the notebooks, no whispering, don’t help him, you read well today, step aside, repeat what I’ve said, try again, put it down in your daybook; what does the word “bread” mean? how do you translate “to take a walk”, who can translate it, do you know the answer ? the homework for the next lesson is …, continue reading, stand straight, what do you see in the picture, do exercise 1and 2 on page thirty-six, is the homework clear, read sentence seven, let’s check up exercise two, rewrite exercise, does anyone know the answer, did she make any mistakes, do exercise 3 orally,  do exercise … in written form, what day is today?, what is the date today…

Говорение и аудирование—две  взаимосвязанные стороны устной речи, Аудирование не только прием  сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.

Механизмы говорения  и аудирования между собой  тесно связаны, иногда они вообще совпадают. Поэтому обучать аудированию невозможно без говорения, а говорению без аудирования.

Существует взаимосвязь  у механизмов говорения и аудирования  и с механизмами чтения и письма: они также способствуют становлению  механизмов устной речи. Прежде чем прочесть слово, его надо уметь произнести. Исходя из той же логики обучения; обучение аудированию целесообразно рассматривалось до обучения говорению. Прежде чем что то сказать, учащийся должен услышать, как это следует сделать. Поэтому изложение методики обучения и принято начинать с аудирования.

Таким образом, аудирование  играет важную роль в изучении английского  языка учащимися начального этапа  обучения.

Оно является и целью  и мощным средством обучения. Оно  дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование в первом классе идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры. И в то же самое время аудирование облегчает овладение говорением. И в то же самое время аудирование облегчает овладение говорением. Различение и узнавание единиц восприятия – возможно лишь при наличии хорошо тренированного речевого слуха.

Речевой слух – является одним из важнейших механизмов аудирования, обеспечивает восприятие устной речи. Но для понимания устной речи, хорошего речевого слуха не достаточно. Для узнавания и удерживания воспринятого нужна хорошая память.

Аудирование речевых  сообщений связано с деятельностью  памяти. Память, на ряду с ощущениями, восприятием, воображением, относят к чувствительному познанию человеком окружающего мира.

Воображение всегда имеет  форму образа, а память может быть не только образной, но и логической (память на мысли), эмоциональной (память на ощущения и чувства).

Само понятие память можно расчленить на следующие составляющие:

     -   кратковременная– собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени;

     -  оперативная– рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока;

     - долговременная– это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено);

     -  зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов;

     - слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл предъявляемого ему текста и т.п., что в отношении аудирования очень важно, так как детям в первое время приходится на слух запоминать звучание звуков и слов;

     - эмоциональная память – это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более долгий срок.

Указанные виды памяти играют основополагающую роль в обучении аудированию, без  их достаточной развитости невозможно освоить язык вообще, а тем более речь. Можно сделать вывод, что основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.

 

 

 

 

    1.  Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в средней общеобразовательной школе

 

 

На данном этапе обучения аудированию постепенно увеличивается  не только длительность звучания текстов  и количество незнакомых слов, но и  меняется их характер. На старшем этапе  обучения это уже не только рассказы, но и лекции, интервью, репортажи, выступления. Тексты для аудирования уже используются не только для выполнения письменных заданий, но и с коммуникативной целью: для сообщений, рассказов, дискуссий и даже выхода на ролевую, деловую и ситуативную игру.

Завершающим этапом формирования навыков аудирования является восприятие на слух фрагментов радиопередач, просмотр новостей, отрывков художественных и  документальных фильмов. При этом основная трудность состоит в том, что  такая фоно- или видеозапись или телепередача насыщена большой информацией, и если заранее не познакомить учащихся с темой или событиями, возникнет проблема с пониманием. Такому виду аудирования должна предшествовать работа с лексикой и идиомами, то есть трудный языковой материал должен быть проработан заранее.

Учитель должен помнить, что каждому упражнению на аудировании  должна предшествовать четкая подробная  инструкция – задание по его выполнению. Задание должно быть конкретным, понятным, доступным и дано в устной или  письменной форме.

На старшем этапе  продуктивны упражнения с терминированным  ответом, где предполагается самостоятельность  ответов, а ключ, данный к упражнению, может быть лишь одним из вариантов  ответа. Учащийся следует образцу, но наполняет его своим лексико-грамматическим содержанием. Порядок выполнения таких упражнений следующий:

  • прослушать в записи задание;
  • начать выполнять упражнение, записанное с паузами без вариантов ответа (без ключа);
  • прослушать упражнение в записи с ключом;
  • сравнить со своим вариантом;
  • прослушать еще раз и выполнить упражнение вторично, приблизив по максимуму свои варианты ответов к образцу, данному в ключах.

Такие упражнения помогают осуществить переход от тренировочных  упражнений к творческим заданиям.

 

Примерные задания для  работы с текстом на развитие навыков аудирования:

  • прослушай текст и составь план содержания;
  • ответь на заранее поставленные вопросы по содержанию;
  • найди ответ на заранее поставленные вопросы по содержанию;
  • выбери правильные ответы из ряда данных;
  • составь вопросы по содержанию;
  • дополни заранее данные предложения;
  • исправь неверные утверждения;
  • проиллюстрируй тезисы примерами из текста;
  • упорядочи предложения в соответствии с логикой содержания услышанного;
  • выбери иллюстрации, соответствующие излагаемому в тексте материалу;
  • составь план к тексту, который в дальнейшем поможет тебе пересказать его;
  • выпиши из текста выражения по изучаемой теме;
  • озаглавь прослушанный текст;

И на продвинутом уровне:

  • составь конспект лекции;
  • выдели основные положения;
  • приготовь сообщение о прослушанном;[13.25]

 

 

В данной главе были рассмотрены  основные теоретические вопросы, связанные  с обучением аудированию.

 С психологической  точки зрения процесс аудирования  представляет собой следующий  механизм: 1) процесс восприятия речи; 2) процесс узнавания; 3) процесс понимания. Так же процесс аудирования связан с тремя видами памяти: кратковременной, долговременной и оперативной. Так как узнавание возможно лишь на базе прочных лексических, грамматических, произносительных навыков, то отсюда возникает методический вывод: тексты на аудировании надо предлагать после определенной работы над лексикой и грамматикой.

На старшем этапе  обучения аудированию постепенно увеличивается не только длительность звучания текстов и количество незнакомых слов, но и меняется их характер. Это уже не только рассказы, но и лекции, интервью, репортажи, выступления. Тексты для аудирования уже используются не только для выполнения письменных заданий, но и с коммуникативной целью: для сообщений, рассказов, дискуссий и даже выхода на ролевую, деловую и ситуативную игру.

 Таким образом,  в силах учителя с помощью  аудиовизуальных средств и путем  подбора интересного, разнообразного  материала и упражнений сделать  трудоемкий процесс обучения  аудированию увлекательным, эмоционально-привлекательным,  способным поддерживать высокий мотивационный уровень учащихся и формировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка.

 

 

 

    1.  Анализ и работа учителя на уроке (с точки зрения аудитивных навыков)

 

В процессе обучения аудированию  в первом классе необходимо прививать учащимся культуру слушания. Они с первых уроков должны понять, что умение слушать — залог успеха в изучении английского языка. В процессе овладения аудированием на английском языке учащиеся встречаются с рядом трудностей лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. В первом классе особую трудность представляет, например, различение на слух звуков: [o: — α], [е — i], [i: — i] и т. д.

Зная это, учитель использует упражнения, снимающие такие трудности. Он учит детей различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу в произнесении [s], [z], [θ] и [р], слышать долготу и краткость, распознавать количественные и качественные характеристики звуков, ритм, ударение и их смыслоразличительную функцию.

 

Предъявляются большие требования к речи учителя. Главные из них:

— нормативность (правильность) речи,

— ее узуальность (именно так скажет носитель языка в данной ситуации),

— отбор и повторяемость  языковых средств,

— адекватность возможностям учащихся ее понять,

— эмоциональность и артистизм.

 

Аудирование используется как средство ознакомления учащихся с новым языковым или речевым материалом. Организовать ознакомление с новым материалом означает показать учащимся значение, форму и его употребление.

Выбор способа раскрытия  значения слова (семантизации) зависит от ряда факторов. Среди них лингвистический (природа самого слова), психологический и педагогический. Если слово имеет конкретное значение и его можно продемонстрировать, например adog, acat, aball, red, big, little, то целесообразно раскрывать значение слова, используя наглядность, а не прибегать к переводу. В случае абстрактного значения слова типа think лучше использовать перевод. Интернациональные слова типа doctor, sport, football, engineer следует давать на догадку в соответствующем контексте.

Информация о работе Интенсификация обучения аудированию