Интенсивная методика обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:49, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению проблем, связанных с ранним обучением иностранному языку, а также разработке эффективной интенсивной методики обучения английскому языку детей.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования, актуальность которой определяется следующими факторами:
- возросшими требованиями к качеству учебно-воспитательного процесса по иностранному языку;
- стремлением использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения иноязычной речью;
- неразработанностью вопросов, связанных с определением цели раннего обучения, его содержания и приемов, способов методической организации языкового и речевого материала;
- отсутствием достаточно стройной методической системы обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая действительно давала бы возможность учителю научить, а учащимся научиться общаться на иностранном языке;

Содержание работы

Введение..............................................................................................3
1 Психологические и педагогические особенности раннего обучения иностранным языкам
1.1 Понятие раннего обучения иностранным языкам……………………….5
1.2 Дискуссионные проблемы раннего обучения иностранному языку.....................................................................................................8
1.3 Речевое развитие дошкольника в условиях естественного и искусственного билингвизма...........................................................13
2 Интенсивная методика обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.1 Содержание существующих методик раннего интенсивного обучения иностранным языкам........................................................15
2.2 Технологии раннего обучения иностранным языкам..............19
2.3 Обучение иноязычной фонетике детей дошкольного возраста..............................................................................................23
Заключение.......................................................................................25
Список литературы.........

Файлы: 1 файл

раннее обучение иностранным языкам.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

     Одной из проблем раннего обучения являются психолого-возрастные особенности  конкретного ребенка. Учитывая психологические  особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников, в учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. Игра – это мощный стимул к овладению языка, она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, практическая деятельность по формированию умений и навыков – там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Введение игровой деятельности в образовательный процесс стало проблемой для меня, т.к. до этого я работала в основном с учащимися III ступени обучения. Пришлось заново обращаться к основам педагогических и психологических знаний для того, чтобы организовать продуктивную деятельность малышей на уроке. Следующей проблемой является противоречие, возникающее при изучении грамматического материала. Учащиеся на момент знакомства с грамматикой английского языка не владеют грамматикой русского языка в полном объеме, что создает определенные трудности. Возникает необходимость объяснения русской грамматики, а затем грамматики английского языка. На что требуется определенное время. Определенную проблему в обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте создает овладение письменной речью. Письмо – это сложное речевое умение. В обучении английскому языку на начальном этапе письмо играет большую роль. Оно способствует более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. Но, чтобы выполнить эту важную роль, именно на начальном этапе и, в частности, на первом году обучения, учащиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях. На обучение письменной речи приходится отводить больше времени, чем запланировано программой. Темп письма учащихся очень медленный и на русском языке. Поэтому все письменные задания приходится вначале выполнять устно, а затем письменно. Из опыта работы стало очевидным, что большую помощь в овладении малышами английским языком могут оказать родители, к которым чаще всего обращаются дети с вопросами во время выполнения домашних заданий или, желая поделиться своими успехами в изучении совершенно необычного предмета. Родители-первые помощники детей при затруднениях по любому предмету. Однако иностранный язык занимает особое место, поскольку некоторые родители долгое время не пользовались им в повседневной жизни, или забыли язык. Немало и таких родителей, которые либо вообще не проявляют желания помогать своим детям, либо сами, неплохо владея английским языком, не могут оказать помощь методически грамотно и в результате только осложняют занятии, формируя у школьников неверные представления и знания. Следует отметить, что немаловажное значение при обучении младших школьников имеет уровень физического развития и подготовленности. Не секрет, что 90% детей страдают различными хроническими заболеваниями. Слабое здоровье влияет на усвоение учебного материала. От детей требуется дополнительная физическая нагрузка. Некоторые учащиеся быстро утомляются. В связи с этим возникает необходимость составлять планирование урока с учетом физических возможностей учащихся [13].

     Для решения всех возникших проблем  в организации обучения английскому  языку в начальных классах  мною изучены имеющиеся на сегодняшний день в арсенале педагогики различные методики и технологии. Наиболее приемлемыми и используемыми стали следующие:

1) Личностно-ориентированный  подход.

     Личностно-ориентированный  подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение. Эта технология создает условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени, но и дополнительные разъяснения. В таких случаях объединяю ребят в небольшие группы и даю им одно общее задание, в результате возникает ситуация в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных учащихся все непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале. В итоге совместными усилиями ликвидируются проблемы.

2) Проектная методика.

     Одной из перспективных форм обучения иностранному языку является проектная методика. Применение этого метода в учебной  ситуации позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении. Проектную методику я применяю при изучении любой темы, предусмотренной школьной программой. Во время работы над заданием проектная группа объединяется единой деятельностью, группа превращается в субъект учебного процесса. Эта методика позволила мне создать условия для развития самостоятельности, творческой активности, эмоциональной сферы учащихся, для воспитания личной и коллективной ответственности за порученную работу. Осуществляя работу над проектом, школьники научились использовать полученные знания на практике, доводить дело до конца. Проектная методика позволила привлечь к работе слабых учеников наравне с сильными, повысить интерес обучаемых к иностранному языку. Систематическое применение этой методики способствовало укреплению мотивации, значительно повысило эффективность обучения. Таким образом, технологии личностно-ориентированного подхода помогли создать ситуацию успеха для ученика. Они способствовали развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, раскрыли их умственный потенциал, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность. Радикально изменилась психологическая обстановка в классе, для многих детей процесс обучения стал радостным и желанным. Изменился стиль взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса.

3) Игровые технологии.

     Среди разнообразных приемов организации  занятий наибольшей интерес у  младших школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материал, обеспечивают практическую направленность обучения. Игры, которые я широко применяю на уроках, на всех этапах обучения английскому языку, помогают решить, на мой взгляд, эти проблемы. В зависимости от целей применения игр на уроке я использую следующие группы игр:

  • игры на формирование речевых навыков, ролевые игры; игры для развития лексических, грамматических и фонетических умений и навыков; контролирующие игры;
  • игры для развития мышления; игры для развития сообразительности;
  • игры для снятия напряжения.

С точки  зрения методов и средств проведения игр их можно разделить на: игры с использованием вербальной наглядности (создание речевых ситуаций) и игры с использованием предметной наглядности (карточек, картин, предметов).

     Наблюдение  за процессом обучения английскому  языку с использованием игр и  игровых ситуаций показали, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении.

  • Использование здоровосберегающих технологий

Как уже  говорилось выше, в начальной школе  возникают такие проблемы, как  неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. Для  более эффектного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых мною используются элементы здоровьесберегающих технологий, что дает положительные результаты. Прежде всего, учитываются физиологические и психологические особенности детей и предусматриваются такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Учитель должен стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон учителя был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Обязательными элементами урока стали зарядки – релаксация. По времени это занимает 3-5 минут. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Используются такие виды релаксации как: различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Использование здоровьесберегающих технологий позволило создать благоприятные условия для успешного овладения необходимыми знаниями на уроке, преодоления трудностей [14]. 
 

2.3 Обучение иноязычной фонетике 
детей дошкольного возраста
 

     Изучение  любого языка всегда начинается с  фонетики. Обучение иностранному языку  детей также традиционно начинается с постановки звуков. Дети гораздо быстрее взрослых овладевают звуковой стороной речи. Причем, чем младше ребенок, тем меньше времени ему требуется для усвоения новых звуков. Например, у детей пяти лет уже через несколько занятий легко получаются звуки иностранного языка, а многие трехлетки способны без всяких объяснений воспроизвести услышанный звук, причем правильно его артикулируя! И неудивительно, ведь дошкольный возраст - это период овладения родной речью, процесс освоения языка еще не завершен, значит механизмы этого процесса еще действуют и легко переносятся на иностранный язык, а у младших дошкольников к тому же еще очень развита способность к подражанию. Поэтому обучить ребенка-дошкольника фонетике иностранного языка обычно не представляет большого труда. Обучение фонетике, как и все обучение в дошкольном возрасте, проводится в игровой форме. Мы рассказываем детям "Сказку про язычок", где в доступной для них форме изложены основные артикуляционные положения губ, зубов, языка и описаны звуки. На всех последующих занятиях преподаватель напоминает детям фрагменты сказки, в которых говорится о звуках, что запланированы на это занятия. 
Прежде чем перейти непосредственно к практике, хотелось бы сказать несколько слов о первом (вводном) занятии. Первое занятие обычно начинается с беседы о стране изучаемого языка и о самом языке. Как провести беседу, вам подскажет ваша фантазия. Необходимо только помнить, что цель беседы - создание у детей мотивации изучать иностранный язык. Можно, например, спросить детей, в какой стране они живут (если нужно, то помочь с ответом). Затем рассказать, что есть такая страна - Англия (Германия), что там тоже живут люди, дети также любят играть и так далее. Потом поинтересоваться, на каком языке мы говорим и спросить детей, как они считают, на каком языке люди говорят в Англии (Германии). Затем детям задается вопрос: "А если мы приедем в Англию и будем говорить по-русски, нас поймут?" И еще один вопрос: "А что нам делать, чтобы нас поняли?" Так или иначе мы подводим детей к осознанию необходимости изучать язык. Хочу обратить внимание именно на это обстоятельство. На занятиях в группах дети знают о том, что они изучают язык, в то время как дети, изучающие язык билингвальным способом (не важно, естественный это билингвизм или искусственный), как правило, этого не осознают. 
Необходимо помнить, что дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание. Поэтому на занятиях необходима частая смена видов деятельности. После беседы нужна подвижная игра. В Центре мы обычно играем с детьми в "Путешествие в Англию" (или в Германию). Игра очень простая: дети выстраиваются друг за другом, это поезд, и мы "едем" в Англию. Когда "поезд" прибыл, скажите детям: "Посмотрите, нас встречают. Это английские дети. Тише, они, кажется, что-то нам говорят. О! Я слышу, они здороваются с нами. Они кричат нам: "Hello!" (выберите самое простое приветствие), давайте и мы поприветствуем их". Произнесите приветствие еще раз, пусть дети повторят за вами. После этого можно "возвращаться домой". После "возвращения" спросите детей, куда они "ездили", кого встречали, что говорили английские дети, как они здоровались. Добейтесь повторения приветствия и заострите внимание на фонетической стороне этого слова: "послушайте, английские дети говорили вот так: "Hello!" (с безупречным произношением и интонацией), а у нас получается немного не так (не повторяйте неправильный вариант!). знаете почему? Наш язычок еще просто не знает, как произносить такое слово. Давайте его научим! И тут можно переходить к 
"Сказке про язычок". При работе с младшими дошкольниками не нужно заострять внимание детей на фонетике. Сразу после игры в "Путешествие" можно спросить детей, любят ли они сказки, и рассказать им  "Сказку про язычкок" [15].  
 

Заключение

     Границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной  школе, устанавливаются в настоящее  время с 6 - 7 до 9 - 10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В. Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения иностранного языка к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают ИЯ как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические.

Информация о работе Интенсивная методика обучения иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста