Использование компьютерных технологий обучения при изучении иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить применение технических средств при обучении иностранному языку.
Задачи :
· знакомство с понятием, видами и возможностями применения технических средств обучения;
· выявление специфики использования технических средств в обучении иностранному языку;
· знакомство с новыми техническими технологиями в обучении иностранному языку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Понятие и возможности средств новых информационных технологий
Глава 2 Новые информационные технологии в обучении иностранному языку
2.1 Роль компьютера и компьютерных программ
2.2 Обучение в сотрудничестве
2.3 Средства коммуникационных технологий
2.4 Применение интернет-ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Использование новых информационных технологий при обучении иностранным языкам.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Использование новых информационных технологий при  обучении иностранным языкам

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Понятие  и возможности средств новых  информационных технологий

Глава 2 Новые  информационные технологии в обучении иностранному языку

2.1 Роль компьютера и компьютерных программ

2.2 Обучение  в сотрудничестве

2.3 Средства  коммуникационных технологий

2.4 Применение  интернет-ресурсов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Наш век - век  полиглотов. Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Это означает признание того факта, что знание даже не одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности, фактором, существенно влияющим на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе. Знание иностранных языков и компьютерных технологий- важнейшие требования к уровню и качеству образования любого специалиста, помимо, разумеется, профессиональной области.

Образование сегодня  идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представляет сложное образование, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил. На сегодняшний день в преподавании немецкого языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках немецкого языка уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что, чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания. Применение компьютера в учебной деятельности относится к группе «технических» инноваций.

В последние  годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это  не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Это обусловлено тем, что именно компьютеризация и применение новых информационных технологий является той возможностью, которая поможет создать новую систему образования.

Целью данной работы является изучить применение технических средств при обучении иностранному языку.

Задачи :

· знакомство с  понятием, видами и возможностями  применения технических средств  обучения;

· выявление  специфики использования технических  средств в обучении иностранному языку;

· знакомство с  новыми техническими технологиями в обучении иностранному языку.

 

Глава 1 Понятие  и возможности средств новых  информационных технологий

Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

· К СНИТ относятся:

· ЭВМ,

· ПЭВМ;

· комплекты  терминального оборудования для  ЭВМ всех классов,

· локальные  вычислительные сети,

· устройства ввода--вывода информации,

· средства ввода  и манипулирования текстовой  и графической информацией,

· средства архивного  хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ и др.

Ускорение научно--технического прогресса, основанное на внедрении  в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств  и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу -- воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи -- выполнение социального заказа общества -- коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно - вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное  использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач -- как учебных, так и практических.

Не менее важна  задача обеспечения психолого - педагогическими  и методическими разработками, направленными  на выявление оптимальных условий  использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность  вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями  индивида к самоопределению и  самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

* незамедлительная  обратная связь между пользователем  и СНИТ;

* компьютерная  визуализация учебной информации  об объектах или закономерностях  процессов, явлений, как реально  протекающих, так и "виртуальных";

* архивное хранение  достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

* автоматизация  процессов вычислительной информационно--поисковой  деятельности, а также обработки  результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

* автоматизация  процессов информационно-методического  обеспечения, организационного управления  учебной деятельностью и контроля  за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как.

* регистрация,  сбор, накопление, хранение, обработка  информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе  реально протекающих, и передача  достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

* интерактивный  диалог -- взаимодействие пользователя  с программной (программно--аппаратной) системой, характеризующееся в отличие  от диалогового, предполагающего  обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов); при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

* управление  реальными объектами (например, учебными  роботами, имитирующими промышленные  устройства или механизмы);

* управление  отображением на экране моделей  различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;

* автоматизированный  контроль (самоконтроль) результатов  учебной деятельности, коррекция  по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того что  вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.

СНИТ могут  быть использованы в качестве:

1) Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

* реализация  возможностей программно-методического  обеспечения современных ПЭВМ  и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций. осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;

* использование  объектно--ориентированных программных  средств или систем (например, системы  подготовки текстов, электронных  таблиц, баз данных) в целях формирования  культуры учебной деятельности;

* реализация  возможностей систем искусственного  интеллекта в процессе применения  обучающих интеллектуальных систем.

2) Инструмента  познания окружающей действительности  и самопознания.

3) Средства развития  личности обучаемого.

4) Объекта изучения.

5) Средства информационно--методического  обеспечения и управления учебно--воспитательным  процессом. учебными заведениями,  системой учебных заведений.

6) Средства коммуникаций.

7) Средства автоматизации  процессов контроля, коррекции результатов  учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8) Средства автоматизации  процессов обработки результатов  эксперимента (лабораторного, демонстрационного)  а управления учебным оборудованием.

9) Средства организации  интеллектуального досуга, развивающих игр.

Компьютерные  программы позволяют сделать  учебный процесс:

· познавательным (последние данные и информация из Интернет);

· увлекательным (оригинальность заданий);

· занимательным (игры, шарады, кроссворды);

· гибким (в программе может быть несколько блоков, которые можно менять, дополнять и т.д.);

· многообразным (в зависимости от целей и задач, например, английский для бизнесменов  или английский для делового письма и т.д.)

· творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии)

В целом, средства новых информационных технологий значительно  обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом.

Применение компьютеров  в процессе обучения имеет ряд  преимуществ:

Индивидуализация  обучения включает в себя такие понятия, как уровень сложности изучаемого материала, количество заданий, время, отведенное на выполнение заданий, система оценки, настройки цветовой палитры экрана. Учет возможных параметров индивидуализации в компьютерной системе зависит от того, насколько точно выстроена модель пользователя, а в обучающей системе - модель учащегося.

Оперирование  большими объемами информации - в одной  обучающей программе могут быть представлены как справочные, так  и проверочные, игровые и лекционные материалы, задания для самостоятельной работы.

Комплексное воздействие  на каналы восприятия - при восприятии материала задействованы все  органы чувств.

Неограниченное  количество обращений к заданиям - учащиеся могут возвращаться к  каждому заданию столько раз, сколько необходимо для качественного усвоения материала.

Немедленная обратная связь - компьютерная программа оперативно реагирует на запросы пользователя.

Интерактивность - это способность программы вести  диалог с пользователем, т.е. реагировать  на вводимые пользователем запросы или команды. Интеракция (человеко-машинное взаимодействие) предполагает не только обмен информацией между участниками коммуникации, но также их совместную деятельность.

Адаптивность - это возможность использования  комплекса средств для предоставления информации - текста, звука, графики, мультипликации, видео. Такая комбинация позволяет решать следующие важные педагогические задачи: ориентироваться на различные каналы восприятия ученика, варьировать, показывать явления в динамике, включать в программу задания и способы деятельности, выполнение которых невозможно без использования компьютера.

Нелинейность - пользователь не имеет возможности  получить полное представление о  содержании и возможностях программы  столь же быстро, как это можно  сделать при просмотре учебника.

Компьютерное  обучение несёт в себе огромный мотивационный  потенциал. В присутствии доброжелательного  инструктора-машины обучение становится более занимательным.

Компьютер гарантирует  конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача преподавателя - сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.

Компьютерное  обучение имеет ряд методических достоинств:

· способность  компьютера моментально реагировать  на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений;

· компьютер  обеспечивает большую степень интерактивности  обучения;

· компьютер  лучше соответствует принципам  индивидуального обучения.

· Кроме того, компьютер помогает реализовать  ряд дидактических принципов в процессе обучения, например:

· принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной  деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению учащегося как субъекта учебной деятельности;

Информация о работе Использование компьютерных технологий обучения при изучении иностранного языка