Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучить применение технических средств при обучении иностранному языку.
Задачи :
· знакомство с понятием, видами и возможностями применения технических средств обучения;
· выявление специфики использования технических средств в обучении иностранному языку;
· знакомство с новыми техническими технологиями в обучении иностранному языку.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Понятие и возможности средств новых информационных технологий
Глава 2 Новые информационные технологии в обучении иностранному языку
2.1 Роль компьютера и компьютерных программ
2.2 Обучение в сотрудничестве
2.3 Средства коммуникационных технологий
2.4 Применение интернет-ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
В результате систематической и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной) работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ученику сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Это неплохой фундамент допрофессионального овладения языком.
Важно и другое. В современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Ученикам становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются не только на уроках иностранного языка. И здесь помощь учителя будет заключаться в отборе и использовании в своей практике методов, которые ориентированы именно на такие виды деятельности. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией - при использовании, например, метода проектов.
2.3 Средства коммуникационных технологий
Средства коммуникационных технологий в настоящее время обладают колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией входят в ту группу средств коммуникационных технологий, с помощью которых мы не только узнаём о проблемах, происходящих вокруг нас, но и получаем дополнительную информацию, открываем для себя новые горизонты, покоряем неизведанные информационные вершины, пополняем багаж своих знаний, необходимых для изучения школьных предметов, в том числе и иностранных языков .
Телекоммуникационные технологии - это организационные, педагогические, учебные технологии, формы и методы, предусматривающие применение в образовательном процессе современных компьютерных средств и информационных технологий. Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
Международные телекоммуникационные проекты уникальны в том отношении, что они дают возможность создать реальную языковую среду. Никакие другие методы и технические средства не позволяли нам до этого создавать такие условия. Именно поэтому мы вынуждены были ограничиваться на уроках условно-речевыми упражнениями и ситуациями. Международные проекты, организуемые в сети Интернет на основе исследования и решения какой-либо общей проблемы, одинаково интересны и значимы для партнеров разных стран. Таким путем возможно создание подлинной языковой среды. Участники работы над проектом озабочены размышлениями, исследованием, поиском, сбором необходимой информации, ее обсуждением между собой и с партнерами. Отметим, что язык при этом выступает в своей прямой функции: как средство формирования и формулирования мыслей. Это и является подлинной обучающей средой, настоящим погружением не только в исследуемую проблему, но и в саму иноязычную деятельность, в другую культуру. Исследуемая совместно проблема может быть различной: экологической, политической, творческой, исторической. Главное, что она исследуется, обсуждается участниками проекта и решается на иностранном языке, принятом для общения в данном сообществе участников. При работе над проектом могут быть задействованы самые разнообразные возможности и ресурсы Интернет. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает участников к возможностям электронной почты, телеконференции, чат технологий (IRC). Необходимость подготовки того или иного продукта, представляемого каждым участникам в своей аудитории (в классе, школе) или на специально созданных для этой цели Web-сайтах сети Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применения различных сетевых программ, позволяющих использовать мультимедийные средства (графику, анимацию, мультипликацию и другие). Проект становится междисциплинарным.
Участие ребят в телеконференциях, в том числе онлайновых (в режиме реального времени), чатах, в которых принимают участие школьники (и не только) из разных стран мира, где беседы ведутся на немецком языке, - дополнительная и полезная возможность новых контактов и реальной речевой практики. В ходе таких дискуссий, бесед, «свободной» речи идет не только обмен информацией по той или иной проблеме, но и знакомство с элементами другой культуры.
Учитель при желании всегда может найти возможность использовать заранее подготовленные аутентичные материалы для отдельных учеников своей группы, либо для всей группы.
Для данного вида работы возможно:
- использование специально для этих целей подготовленных программ обучения в сети, предусматривающих материалы по разным видам речевой деятельности, аспектам языка и методике их использования на уроке;
- самостоятельный отбор отдельных материалов, адаптированных учителем к конкретным учебным задачам в конкретной группе обучаемых.
Учитель может воспользоваться рекомендациями специалистов немецкоязычных стран, которые разрабатывают подобные программы для всех желающих изучить немецкий язык. Однако при этом необходимо учитывать цели, модели, методику обучения иностранному языку учащихся российских школ, обусловленные как образовательным стандартом, общим целеполаганием системы образования России, так и спецификой предмета «Немецкий язык».
Если учитель не хочет связывать себя с каким-то определённым курсом или программой обучения, можно предпринять собственный поиск в сети нужных для конкретных целей аутентичных материалов. Прежде всего, речь идёт о чтении (изучающем, ознакомительном, просмотровом, поисковом).
Обозначим преимущества,
которые открываются для
- построение
собственной творческой
- возможность
чувствовать каждого ученика,
приблизиться к его учебным
проблемам, выбрать форму
- переориентация с роли информатора на роль консультанта;
- возможность
перехода стандартной
- снижение физического напряжения учителя;
- возможность
обмена опытом без учета
- повышение эффективности работы [2].
В последнее время все чаще наблюдается интенсивность участия педагогов в освоении компьютерных технологий, поскольку они позволяют совершенствовать работу при подготовке и применении дидактических материалов, методических разработок, применять интегрированные курсы, использовать гибкую систему оценки знаний учащегося, ставить и совместно с учеником решать поставленные задачи.
Преимущества средств телекоммуникационных технологий для ученика очевидны. Назовем некоторые из них:
- снятие комплекса «страха незнания», потому что деятельность переносится из публичной сферы в личную;
- новый механизм
взаимодействия с учителем (самостоятельно-
- включение функции самоконтроля и самооценки;
- опыт учебного диалога (в группе);
- формирование
активного познавательного
- повышение эффективности обучения.
2.4 Применение Интернет-ресурсов
Глобальная компьютерная сеть Интернет - огромная медиотека гипер-медиа-документов. С помощью эффективных поисковых программ здесь можно найти аутентичные и актуальные материалы легко, быстро, в любой момент времени и из любого места. При этом объём информации настолько велик, а происхождение данных часто неизвестно, что на сегодняшний день необходимо становится новая компетенция - способность к оценке, анализу, интерпретации такой информации.
Интернет становится для процесса преподавания иностранного языка одним из важнейших и доступных источников аутентичных и актуальных текстов, и таким образом виртуальным носителем данного языка и культуры говорящих на нём людей. Преподаватели и учащиеся могут использовать этот обширный архив для подготовки и выполнения заданий, более глубокого освоения и расширения знаний на занятии.
Материал в
электронном формате можно
Для проектных форм обучения Интернет служит универсальным средством поиска. При этом учащиеся учатся самостоятельно искать необходимую информацию, систематизировать найденные данные, сортировать их и оценивать. Интернет выступает в данной ситуации как инструмент развития самостоятельности и автономии учащихся.
Интернет открывает для преподавателей и изучающих иностранный язык новые перспективы. Во-первых, появляется возможность легко, быстро и довольно дешево установить контакты с носителями языка или изучающими данный иностранный язык из других стран, экспертами для обсуждения различных тем. Таким образом, уже сегодня активно функционируют многие партнёрства между классами из различных стран, так называемые E-Mail-тандемы.
В Интернете предлагается всё больше учебных материалов для изучающих иностранный язык. Преподавателям необходимо давать учащимся возможность, индивидуально расширять и углублять свои языковые знания. Различные общественные организации и издательства предоставляют в дополнение к своим учебным пособиям вспомогательные материалы, в том числе и электронные. Однако, предложение онлайновых курсов по изучению иностранных языков (для самообучения) всё ещё недостаточно.
Создание и
размещение в сети электронных заданий
и упражнений - дело не трудное: программы,
предназначенные для
Явным преимуществом таких упражнений является то, что вместе с традиционными упражнениями здесь можно разместить тестовые задания и вопросы по теме. В онлайновом формате нельзя тем не менее использовать какую-либо маркировку (подчеркивания, записи), как это часто делают учащиеся при выполнении традиционных заданий в учебнике или рабочей тетради к учебнику.
Плюсом таких упражнений является также мгновенная обратная связь (учащиеся могут сразу же после выполнения задания или по ходу выполнения отдельных этапов упражнения получать информацию о правильности своих решений). В случае неправильных ответов в окне возникает подсказка.
Чтение информации с монитора компьютера несколько сложнее, чем чтение печатного текста с бумажного носителя. Данный аспект стоит особенно учитывать при заданиях, связанных с детальным чтением.
Текст для чтения в онлайновых заданиях, как правило, имеет ссылки на актуальные веб-страницы (тематически связанные с текстом сайты, словари, энциклопедии и другие источники).
Задания в электронной форме можно выполнять сколь угодно раз, а благодаря их размещению в глобальной компьютерной сети, они доступны практически повсюду: могут выполняться как в учебной аудитории, так и дома.
Представленные в Интернете упражнения и задания по иностранному языку соответствуют (с небольшими исключениями) традиционным формам работы, которые обычно представлены в учебниках и рабочих тетрадях к учебным пособиям. Они также немногим отличаются от своих электронных предшественников - базировавшихся исключительно на тексте компьютерных программах (без картинок, звука или видео-элементов), которые использовались на занятиях по иностранному языку с начала 80-х годов. Использование графического и звукового материала возможно в Интернет-заданиях, однако, это не всегда дидактически целесообразно.
Тем не менее интерактивные упражнения, распространяемые по Интернету, имеют ряд преимуществ по сравнению с их аналогами на бумаге. Во-первых, они предоставляют учащимся больше возможностей для проявления их индивидуальности, чем традиционные групповые занятия: время, место, продолжительность, темп изучения могут определяться учащимися самостоятельно.
Самостоятельное обучение помимо всего прочего может стимулироваться диагностикой достижений учащихся (вступительные тесты, текущие тесты контроля знаний) и целенаправленно организованной обратной связью.
Электронные задания предоставляют «терпеливую» поддержку обучающимся: те же самые ошибки компьютер может исправлять бесчисленное количество раз, не теряя при этом терпения. Компьютер не поддается никаким сменам настроения и не чувствует себя «лично затронутым», если учащийся совершает ошибки. Выполнение упражнений может повторяться в любое время любое количество раз, даже без привлечения дополнительных материалов.
Информация о работе Использование компьютерных технологий обучения при изучении иностранного языка