Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:45, реферат
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Нетрадиционные формы урока на среднем этапе обучения
1.1 Особенности обучения лексике на среднем этапе
1.2 Общая характеристика нетрадиционных форм организации деятельности на уроке
1.3 Классификация уроков нетрадиционной формы для обучения лексике
Глава 2. Исследование влияния нестандартных форм уроков на формирование лексических навыков
2.1 Методические аспекты использования игры в обучении лексике
2.2 Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
2.3 Анализ результатов использования нестандартных уроков
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3 группа игр - психотехнические
игры для обучения навыкам
и умениям лексико-
создание у обучаемых внутренней наглядности, необходимой для представления на учебном занятии определенной ситуации;
реализация дидактической основы в форме учебной задачи для синхронизации мыслительных и физических действий с речью на иностранном языке;
интенсивная тренировка употребления лексического и грамматического материала.
4 группа - игровые
упражнения для обучения
игровые упражнения для речевой разминки;
игры типа интервью для активизации навыков и умений в системе «диалог - монолог в диалоге»;
игры на догадку;
игры на совместную речевую деятельность и коммуникативное взаимодействие, ролевые
игры.
5 группа игр - деловые игры
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.
Так же игры можно разделить на:
1. Игры с буквами. 2. Игры со словами. 3. Синтаксические игры. 4. Игры с текстом. 5. Грамматические игры. 6. Поэтические игры. 7. Корректировочные игры. 8. Загадки, ребусы. 9. Интерактивные игры [10, с.368]
На уроках игры следует использовать в следующих целях:
формирование определенных навыков;
развитие определенных речевых умений;
обучение умению общаться;
развитие необходимых способностей и психических функций;
познание;
запоминание речевого материала.
Существуют и основные организации игры:
Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
Принципы развития игровой динамики.
Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).
Принципы взаимосвязи игровой и игровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
5. Принципы перехода
от простейших игр к сложным
игровым формам. Логика перехода
от простых игр к сложным
связана с постепенным
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра
- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил;
- это мотивированная
индивидуальная личностно-
2.2 Использование уроков
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов:
1. максимальное
вовлечение обучающихся в
2. не развлекательность,
а занимательность и увлечение
как основа эмоционального
3. развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания;
4. «скрытая» дифференциация
обучающихся по учебным
5. использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Помимо принципов исследователи относят к весьма значимым условиям организации периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Выделяют три периода: подготовительный, собственно урок и его анализ.
В подготовке к уроку обучающиеся принимают активное участие, которое может выражаться в подготовке сообщений, составлении вопросов, кроссвордов, викторин, изготовлении необходимого дидактического материала.
На самом уроке обучающиеся изучают новый материал или систематизируют ранее полученные знания в различных «нестандартных» формах организации мыслительной активности.
На этапе анализа проведенного урока исследователи рекомендуют оценивать не только результаты достижения образовательных, воспитательных и развивающих задач, но и картину общения – эмоциональный тонус урока.
Во время прохождения методической практики я работала с 5 классами, поэтому уроки не обходились без игр, песен, загадок, наглядных пособий. Игры использовались как для введения нового материала, так и для его закрепления. Используемые презентации, видеоматериал и интернет ресурсы делали уроки более информативными и яркими.
А теперь перейдем к практической части нашей работы, в которой нам предстоит доказать или опровергнуть все вышеперечисленные преимущества использования нестандартных уроков на среднем этапе обучения иностранному языку.
2.3 Анализ результатов
Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска.
Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса.
Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения позволили разделить группу учащихся на три условные категории:
учащиеся с очень высоким уровнем владения лексикой;
ребята со средним уровнем владения лексикой;
дети со слабым уровнем лексической подготовки.
Экспериментальная группа (рис. 2.1)
Рис. 2.1 – Результаты устных высказываний по выявлению исходного уровня лексических знаний учащихся
В начале методической практики устные высказывания ребят показали, что из изученной лексики по теме, в своей речи ребята употребляют лишь 40-60 % слов. Т.к. целью работы ставилось выявление влияния нестандартных уроков на овладение лексикой английского языка, то на протяжении двух месяцев методической практики изучение лексики велось с использованием нестандартных уроков, а именно урок-игра, урок-экскурсия, урок-суд, урок-интервью. (См. Приложение 1)
Процесс изучения лексики при помощи игр происходил при весьма живом интересе со стороны детей, которые проявили большую инициативу, участвуя в различных игровых моментах.
На протяжении нескольких уроков учащиеся работали с текстами и дополнительными материалами по теме. За это время ими было выучено 25 новых слов. После чего им давалась проблемная ситуация в нетрадиционной форме, которую им было необходимо решить. На последнем уроке по теме « The Nature Around» в гости прилетел инопланетянин. Он нуждался в помощи, т.к. его планета стала очень грязной, а планета Земля - чистая и красивая. Но, от ребят он узнал, что и на Земле не все так хорошо как он думал. Поэтому они вместе искали способы как спасти мир.
В ходе выступлений ребята использовали в речи 70-80% изученных слов.
Более высокие результаты объясняется тем, что использование игр и нестандартных уроков при обучении лексике, помогло сформировать лексические навыки на порядок выше, чем у них были до
этого.
Так же учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. Анкета состояла из 5 вопросов. Результаты показали, что проведенные уроки понравились всем детям и каждый узнал что-то интересное из них. Больше всего детям понравились: языковые игры, развлечения, тесты, использование видеофрагментов, дополнительные задания в нетрадиционной форме ( проекты, сочинения, кроссворды, загадки).И все это они хотели бы видеть на последующих уроках. Все ребята хотели бы видеть меня в качестве их учителя английского языка
Таким образом, гипотеза была доказана, а методическая необходимость включения нетрадиционный уроков в процесс обучения лексике иностранного языка обоснована.
В результате проведенного эксперимента нами были разработаны рекомендации по проведению нестандартных уроков:
1. Нестандартные
уроки следует использовать
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному
уроку должна предшествовать
тщательная подготовка и в
первую очередь разработка
4. При выборе
форм нетрадиционных уроков
5. Интегрировать
усилия учителей при
6. При проведении
нестандартных уроков
Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [15, с.324].
На наш взгляд одной из слабых сторон нестандартных уроков является тот факт, что они не всегда носят более информативный характер, чем стандартные уроки. А так как на изучение иностранного языка отводится всего 2 часа, то на такие уроки просто не остается. Но использовать некоторые элементы таких уроков необходимо.
Заключение
Таким образом, анализ литературы по рассматриваемой проблеме использования нестандартных уроков при овладении лексикой, исследования, проведенные в данной работе, с большой уверенностью позволяют утверждать, что нестандартные уроки обладают огромными потенциальными возможностями. Они предоставляют возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в активную работу, учитывая его склонности, интересы, уровень языковой подготовки. Причем, такие уроки содействуют поддержанию работоспособности каждого ученика, снимают усталость, выполняют дефицит общения, что особенно важно для современной школы с ее значительной перегрузкой учащихся знаниями.
На основании проведенной работы можно утверждать, что нестандартные уроки:
обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают уроку привлекательность, создавая положительный психологический климат в классе;
способствуют лучшему запоминанию лексики, более качественному лексическому оформлению речевого высказывания;
создают ситуацию для употребления данного речевого образца; развивают речевую активность и самостоятельность учащихся;
позволяют реализовать воспитательные цели обучения;
повышают мотивацию учащихся к учению;
активизируют память и развивает личность ребенка.
Список использованных источников
Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка», Вопросы психологии: М.: Просвещение, 1993, 221 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1991, 267 с.
Гез Н.И. «Методика обучения иностранному языку в средней школе» - М., 1982, 117 с.
Годника С.М. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики.- М., 1998, с.124
Кашлев С.С. «Интерактивные методы обучения» - М., 2001, 12 с.
Китайгородская Г.А «Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам», М.: Просвещение, 1989
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах, Т. 1
Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. – М., 1983
Макаренко А.С. Соч.: в 7-ми томах, Т.1, М.: Просвещение, 1957, 368 с.
Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». – Мн.: Народная асвета, 1999, 368 с.
Медведева О.И. «Творчество учителя на уроках иностранного языка», М.: Просвещение, 1992, 94 с.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988, 223 с.
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М., 1992, 223 с.
Психология: Словарь. - М., 1990, 378 с.
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М, 1998.
Удальцова Е.И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников» – Мн.: Народная асвета, 1976, 256 с.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений, 1958, 160 с.
Ушинский. К.Д. Соч.: В 3-х томах. Т.1. - М., 1979, 436 с.
Хёйзинга И. «Человек играющий. В тени завтрашнего дня» - М.: Прогресс, 1992, 190 с.
Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры»- М.:Новая школа, 1994, 290 с.
Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М., 1978, 117 с.
Интернет: Http://www.5balov
Приложение 1
"Opposites"
Учитель называет слово, а дети отвечают противоположным по значению.(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).Буквы
Водящий называет букву и кидает мяч играющему. Тот должен назвать любое слово на эту букву.Возможен вариант, когда мяч передаётся по кругу из рук в руки и водящим становится каждый играющий.
"Board race"( закрепление лексики по теме Nature)
Информация о работе Использование нестандартных форм урока при обучении лексической стороне языка