Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ «ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из класса, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно- ориентированное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы использования проектной методики 6
1.1 Цели и задачи использования метода проектов при обучении общению 6
1.2 Функции метода проектов 10
2. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов 12
2.1 Технология проектного обучения: этапы и система действий учителя и учащихся при работе над проектом 12
2.2 Виды проектов 13
2.3 Этапы работы над проектом 17
2.4 Образец плана урока с использованием проектной методики для обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи- так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Е. С. Полат

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ «ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из класса, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно- ориентированное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется "эго-фактор" (я- фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:

  • к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

  • к целеполаганию;

  • к самообразованию и самоорганизации;

  • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

  • умения;

  • делать выбор и принимать решения.

Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы её достижения должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.

Проектная методика, как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, а, следовательно, и развитие вторичной языковой личности. Проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий прежде всего отношение к ученику как к личности с её потребностями, возможностями и устремлениями.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образователь­ный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися  системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит  многостороннее развитие растущей  личности.

В иноязычном образовании метод проектов применяется на этапе творческого применения языкового материала, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики к использованию языка в его прямой функции – формирования и формулирования мыслей. В этом случае уроки иностранного языка превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Данный подход определяется современными требованиями к преподаванию иностранного языка в средней общеобразовательной школе. В соответствии со становящейся личностно-ориентированной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом, школьное иноязычное образование рассматривается сегодня как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся. На настоящий момент в методике преподавания иностранного языка сложилось ясное осознание того, что данная цель может быть достигнута через проблемный и межкультурный подходы к определению предметного содержания иноязычного образования, а также через личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы к организации  иноязычной образовательной деятельности. Однако на сегодняшний день мы вынуждены с сожалением констатировать недостаточную разработанность технологической стороны декларируемой стратегии иноязычного образования. Проектная технология обучения иностранному языку является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием. Тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек  используется учителями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

Как и во многих школах, в нашей школе имеют место различные уровни языковой подготовки учащихся. Для получения знаний по иностранному языку мы не всегда имеем достаточное количество часов. Кроме того, в процессе обучения учащиеся не имеют возможности общаться с носителями языка.

Как же научить учащихся общаться на иностранном языке в сложившихся условиях. Я создаю учащимся условия для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Учащиеся, которые легко и быстро усваивают материал, работают со средними и слабыми знаниями по иностранному языку. Тем самым, слабые учащиеся могут обратиться за помощью к сильным, а сильные ещё раз, объясняя, могут закрепить изученный материал.

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Д.Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И.Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранный язык на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.

Цель данной курсовой работы: изучить роль проектной методики в активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

Объект исследования: учащиеся 11 класса в возрасте 16-17 лет.

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам посредством использования проектной методики.

 

 

1. Теоретические основы использования проектной методики

 

1.1 Цели и задачи использования метода проектов при обучении общению

 

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе? Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой- либо проблемы. Это требует от него владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными, интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося, развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включены в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегрированного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.

В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Чтобы решить ее, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Главная идея состоит в следующим:

  • с большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно;

  • деятельность строится иногда не в русле учебного предмета;

  • лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни»

Метод проектов широко использовался в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проектная методика основана на цикл процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

  1. Реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности.

  1. Актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.

  1. Интеграция межпредметных знаний.

  1. Включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность.

  1. Создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности.

К задачам проектной деятельности можно отнести:

  • контроль знаний и умений по пройденному материалу;

  • формирование в сознании школьника информационной картины мира;

Информация о работе Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе