Содержание
Введение
Вместе учиться не только легче и интереснее,
но и значительно эффективнее. Помочь
друг другу, вместе решить любые проблемы,
разделить радость успеха или горечь неудачи-
так же естественно, как смеяться, петь,
радоваться жизни.
Е. С. Полат
Личностно-ориентированное
воспитание средствами иностранного языка
предполагает, с одной стороны, использование
учебного общения, сотрудничества и активной
деятельности ученика на уроке, а с другой
стороны, учителю необходимо найти способ
«ввести реальный иностранный язык в школьный
класс, включить ученика в реальную языковую
коммуникацию, не выходя из класса, смоделировать
в школе реальный процесс вхождения в
культуру.
Одной из технологий, обеспечивающей
личностно- ориентированное обучение
является метод проектов, включающий в
себя целевую направленность, научные
идеи, на которые опирается система действий
учителя и ученика, критерии оценки и качественно
новый результат.
Среди многообразия новых педагогических
технологий в системе образования, направленных
на реализацию личностно-ориентированного
подхода, наиболее характерна проектная
методика обучения, где широко используется
"эго-фактор" (я- фактор), предполагающий
преломление всего обучения через личность
учащегося, через его потребности и интересы.
Ряд педагогических теорий,
особенно те из них, которые исследуют
проблемы мотивации учения, активизации
познавательной деятельности, развития
личности и познавательных способностей
учащихся в процессе обучения, дают основание
предположить, что педагогической технологией,
отвечающей в большей степени, чем многие
другие, вышеназванным требованиям, может
служить проектное обучение, так как оно
побуждает учащихся проявлять способность:
к осмыслению своей деятельности
с позиций ценностного подхода;
к самообразованию и самоорганизации;
к синтезированию, интеграции
и обобщению информации из разных источников;
делать выбор и принимать решения.
Сущность проектной методики,
рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного
обучения, состоит в том, что цель занятий
и способы её достижения должны определяться
с позиции самого учащегося, на основе
его интересов, индивидуальных особенностей,
потребностей, мотивов, способностей.
Проектная методика, как современная
педагогическая технология обеспечивает
успешное формирование всех компонентов
иноязычной коммуникативной компетенции,
а, следовательно, и развитие вторичной
языковой личности. Проектная методика
реализует личностный подход к учащимся,
требующий прежде всего отношение к ученику
как к личности с её потребностями, возможностями
и устремлениями.
Таким образом, актуальность
технологии проектного обучения для современного
образования определяется его многоцелевой
и многофункциональной направленностью,
а также возможностью её интегрирования
в целостный образовательный процесс,
в ходе которого наряду с овладением учащимися
системными базовыми знаниями и ключевыми
компетенциями происходит многостороннее
развитие растущей личности.
В иноязычном образовании метод
проектов применяется на этапе творческого
применения языкового материала, когда
учащиеся подготовлены в рамках определённой
тематики к использованию языка в его
прямой функции – формирования и формулирования
мыслей. В этом случае уроки иностранного
языка превращаются в дискуссионный, исследовательский
клуб, в котором решаются интересные, практически
значимые и доступные учащимся проблемы
с учётом особенностей культуры страны
изучаемого языка и по возможности на
основе межкультурного взаимодействия.
Данный подход определяется
современными требованиями к преподаванию
иностранного языка в средней общеобразовательной
школе. В соответствии со становящейся
личностно-ориентированной образовательной
парадигмой и актуальным социальным заказом,
школьное иноязычное образование рассматривается
сегодня как взаимосвязанное коммуникативное,
социокультурное и личностное развитие
учащихся. На настоящий момент в методике
преподавания иностранного языка сложилось
ясное осознание того, что данная цель
может быть достигнута через проблемный
и межкультурный подходы к определению
предметного содержания иноязычного образования,
а также через личностно-ориентированный
и коммуникативно-деятельностный подходы
к организации иноязычной образовательной
деятельности. Однако на сегодняшний день
мы вынуждены с сожалением констатировать
недостаточную разработанность технологической
стороны декларируемой стратегии иноязычного
образования. Проектная технология обучения
иностранному языку является одной из
образовательных тактик, обеспеченных
довольно надёжным научно-методическим
инструментарием. Тем не менее, анализ
педагогической действительности показывает,
что потенциал метода проектов в силу
инерционных издержек используется
учителями-практиками в урочной и внеурочной
деятельности не в полной мере.
Как и во многих школах, в нашей
школе имеют место различные уровни языковой
подготовки учащихся. Для получения знаний
по иностранному языку мы не всегда имеем
достаточное количество часов. Кроме того,
в процессе обучения учащиеся не имеют
возможности общаться с носителями языка.
Как же научить учащихся общаться
на иностранном языке в сложившихся условиях.
Я создаю учащимся условия для активной
совместной учебной деятельности в разных
учебных ситуациях. Учащиеся, которые
легко и быстро усваивают материал, работают
со средними и слабыми знаниями по иностранному
языку. Тем самым, слабые учащиеся могут
обратиться за помощью к сильным, а сильные
ещё раз, объясняя, могут закрепить изученный
материал.
На современном этапе развития
образования проектная методика детально
исследуется как зарубежными, так и отечественными
авторами: И.Д.Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой,
О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И.Чечель, L.Fried-Booth,
T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Иностранный язык, как учебный
предмет, обладает большими возможностями
для создания условий культурного и личностного
становления школьников. Социальный заказ
общества в области обучения иностранного
языка выдвигает задачу развития личности
учащихся, усиления гуманистического
содержания обучения, более полной реализации
воспитательного, образовательного и
развивающего потенциала учебного предмета
применительно к индивидуальности каждого
ученика. Поэтому не случайно, что основной
целью обучения иностранный язык на современном
этапе развития образования является
личность учащегося, способная и желающая
участвовать в межкультурной коммуникации
на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться
в овладеваемой им иноязычной речевой
деятельности.
Задача, стоящая перед школой,
заключается в первую очередь во внедрении
и эффективном использовании новых педагогических
технологий, какой является проектная
методика.
Цель
данной курсовой работы: изучить роль проектной методики
в активизации познавательной деятельности
учащихся в процессе обучения иностранным
языкам.
Объект
исследования: учащиеся 11 класса в возрасте
16-17 лет.
Предмет
исследования: активизация познавательной
деятельности учащихся в процессе обучения
иностранным языкам посредством использования
проектной методики.
1. Теоретические основы использования
проектной методики
1.1 Цели и задачи использования
метода проектов при обучении общению
В европейских языках слово "проект"
заимствовано из латыни: причастие projectus
означает "выброшенный вперед", "выступающий",
"бросающийся в глаза". Итак, что же
представляет собой проектная методика
обучения английскому языку в средней
школе? Применительно к уроку иностранного
языка, проект - это специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, завершающихся
созданием творческого продукта. Отличительная
черта проектной методики - особая форма
организации. Организуя работу над проектом
важно соблюсти несколько условий: Тематика
может быть связана как со страной изучаемого
языка, так и со страной проживания, учащиеся
ориентированы на сопоставление и сравнение
событий, явлений, фактов из истории и
жизни людей разных стран. Проблема, предлагаемая
ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать
учеников на привлечение фактов из смежных
областей знаний и разнообразных источников
информации. Метод проектов позволяет
учащимся проявить самостоятельность
в выборе темы, источников информации,
способе ее изложения и презентации. Проектная
методика позволяет вести индивидуальную
работу над темой, которая вызывает наибольший
интерес у каждого участника проекта,
что, несомненно, влечет за собой повышенную
мотивированную активность учащегося.
Он сам выбирает объект исследования,
сам для себя решает: ограничиться ли учебником
по английскому языку (просто выполнив
очередное упражнение), или почитать другие
учебники, предусмотренные школьной программой.
Однако, зачастую ребята обращаются к
дополнительным источникам информации
(к специальной литературе, энциклопедиям),
анализируют, сравнивают, оставляя самое
важное и занимательное. Начальный этап
работы над проектом – введение и обсуждение
темы предлагается на обычном уроке, параллельно
дается базовая лексика, грамматика, дети
осваивают простые предложения. Практическая
работа над проектом начинается на стадии
“Закрепления материала” и “Повторение”
и становится гармоничной частью единого
процесса обучения. Одной из главных особенностей
проектной деятельности, на наш взгляд,
является ориентация на достижение конкретной
практической цели – наглядное представление
результата, будь это рисунок, аппликация
или сочинение. В обучении английскому
языку метод проектов предоставляет возможность
учащимся использовать язык в ситуациях
реальной повседневной жизни, что, несомненно,
способствует лучшему усвоению и закреплению
знаний иностранного языка.
Работа над проектом – процесс творческий.
Учащийся самостоятельно или под руководством
учителя занимается поиском решения какой-
либо проблемы. Это требует от него владение
большим объемом предметных знаний, владение
творческими, коммуникативными, интеллектуальными
умениями, например, генерировать идеи,
для чего требуются знания в разных областях,
умение находить не один, а несколько вариантов
решения проблемы, вести дискуссию, слушать
и слышать собеседника, отстаивать свою
точку зрения, подкрепленную аргументами,
находить компромисс с собеседником, лаконично
излагать свою мысль. Поэтому можно с уверенностью
утверждать, что у учащегося, развивается
креативная компетентность, как показатель
коммуникативного владения иностранным
языком на определенном уровне. Проект
создает максимальные условия для проявления
и становления творческих возможностей
учащегося.
В курсе иностранных языков метод проектов
может использоваться в рамках программного
материала практически по любой теме.
Проектная технология сочетается с любым
учебником (УМК) и другими учебными средствами
и может быть включены в различные формы
общей системы работы над изучаемым языком
на этапе речевой практики и интегрированного
развития коммуникативных умений иноязычного
речевого общения как вид работы по поддержке
достигнутого уровня, совершенствованию
и углублению подготовки учащегося. При
этом проектное задание может рассматриваться
как определенная форма адаптации материалов
учебника к непосредственным особенностям
образовательной ситуации и индивидуальным
особенностям учащихся.
В основе каждого проекта лежит какая-нибудь
проблема. Чтобы решить ее, учащимся требуется
не только знание языка, но и владение
большим объемом предметных знаний, владение
творческими, коммуникативными и интеллектуальными
умениями.
Главная идея состоит в следующим:
с большим увлечением выполняется
ребенком та деятельность, которая выбрана
им самим свободно;
деятельность строится иногда
не в русле учебного предмета;
лозунг этой деятельности: «Все
из жизни, все для жизни»
Метод проектов широко использовался
в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к.
не дал положительных результатов. Причин
было несколько: теоретическая проблема
не была исследована в достаточной мере.
Из этого вытекало неоднозначное понимание
сущности школьных проектов, их типологии,
организационных форм работы. Идея, навязанная
сверху, не воспринималась учительством
как нечто необходимое, разумное, важное
для образования учащихся. В результате
идея проектной методики не получила своего
развития и прекратились исследования
в этом направлении.
Сегодня метод проектов вновь
используется, но уже в обновленном виде.
Основная задача ученых-методистов и учителей
состоит в том, чтобы помочь проектам занять
надлежащее место в школьной практике
обучения иностранным языкам. Именно осмысление
и применение этого метода в новой социально-культурной
ситуации в свете требований к образованию
на современной ступени общественного
развития позволяет говорить о школьном
проекте как о новой педагогической технологии,
которая позволяет эффективно решать
задачи личностно-ориентированного подхода
в обучении подрастающего поколения. Итак,
что же представляет собой проектная методика
обучения английскому языку в средней
школе?
Применительно к уроку иностранного
языка, проект - это специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, завершающихся
созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе
его выполнения, школьники учатся самостоятельно
приобретать знания, получать опыт познавательной
и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется
высокой коммуникативностью и предполагает
выражение учащимися своих собственных
мнений, чувств, активное включение в реальную
деятельность, принятие личной ответственности
за продвижение в обучении.
Проектная методика основана
на цикл процесса освоения предмета в
реальную информационно-образовательную,
проектно-исследовательскую и социально-культурную
деятельность.
Главные цели
введения в школьную практику метода проектов:
Реализация творческого потенциала
учащегося как субъекта самостоятельной
учебной деятельности.
Актуализация личностно значимых
мотивов учебной деятельности.
Интеграция межпредметных знаний.
Включение процесса освоения
предмета в реальную информационно-образовательную,
проектно-исследовательскую и социально-культурную
деятельность.
Создание условий для формирования
учебной компетенции учащихся в области
изучения и его развития как языковой
личности.
К задачам
проектной деятельности можно отнести:
контроль знаний и умений по
пройденному материалу;
формирование в сознании школьника
информационной картины мира;