Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 07:48, курсовая работа

Описание работы

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ «ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из класса, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно- ориентированное обучение является метод проектов, включающий в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы использования проектной методики 6
1.1 Цели и задачи использования метода проектов при обучении общению 6
1.2 Функции метода проектов 10
2. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов 12
2.1 Технология проектного обучения: этапы и система действий учителя и учащихся при работе над проектом 12
2.2 Виды проектов 13
2.3 Этапы работы над проектом 17
2.4 Образец плана урока с использованием проектной методики для обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)
  • возможность работать с компьютером;

  • развитие умений поиска и обработки информации;

  • работа по новым технологиям;

  • развитее самостоятельности;

  • умение слушать и уважать мнения учащихся;

  • способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

  • развитие исследовательских умений.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

Тема проекта может быть связана не только со страной, в которой мы проживаем, но и с другими. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо постараться вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом его способностей. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием, эго-фактор(я-фактор).

Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.

Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

 

1.2 Функции метода проектов

 

Таким образом, применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций:

  • образовательной функции:

  • знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.

  • формирование набора базовых сквозных компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность (языковую, компьютерную, информационную, правовую, экологическую и др.);

  • воспитательной функции:

  • использование метода проектов в обучении школьников состоит в развитии личностных качеств:

  • деловитости;

  • предприимчивости;

  • ответственности;

  • выработки навыков разумного риска и др.

  • развивающей функции:

  • использование метода проектов в обучении состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных знаний и умений для анализа и решения практических задач, создаются условия для формирования и развития у обучающихся творческих способностей.

Развивающая функция проектной деятельности основана на:

  • продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и программирует действия по изменению того или иного объекта;

  • силе и свободе творчества;

  • логичности, последовательности творческой деятельности совместно с другими людьми;

  • стимуле к развитию социальной активности;

  • эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;

  • возможности получить наряду с предметным еще и социально-педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.

Также к функциям метода проектов можно отнести следующее:

  • стимулирует детскую самостоятельность и обогащает ребенка жизненным опытом;

  • учитывает детские потребности, интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей;

  • выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

  • обеспечивает личностный рост ребенка, позволяет фиксировать этот рост (в графиках, таблицах, анкетах и др.) и вести ученика по ступеням роста - от проекта к проекту.

 

 

2. Методика обучения иноязычному общению на основе метода проектов

 

2.1 Технология проектного  обучения: этапы и система действий  учителя и учащихся при работе  над проектом

 

В проектном обучении моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой сфере деятельности. В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта:

1. Исходный: разработка проектного задания:

  • определение целей исследовательской деятельности (данный подэтап разработки проекта определяется учителем);

  • выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала: обоснование её актуальности (через выявление противоречия), анализ изученности проблемы, обоснование практической значимости результата намечаемого исследования, вербальное оформление проблемы (на данном этапе должна превалировать самостоятельная деятельность учащихся, что достигается такими формами образовательной деятельности, как «мозговая атака», «круглый стол», эвристическая беседа и т. п.);

  • определение основной идеи проекта в связи с исследуемой проблемой;

  • формулирование темы проекта;

  • определение объекта исследования;

  • выявление предмета исследования;

  • формулирование гипотезы о предполагаемых результатах исследования и путях их достижения;

  • определение направлений работы и непосредственных задач;

  • определение способов поиска источников информации по направлениям;

  • определение формы конечного продукта проектной деятельности.

2. Разработка  проекта: планирование работы:

  • определение средств и методов достижения цели проекта;

  • определение масштабов проектной деятельности, степени интеграции с другими предметами, предполагаемых сложностей;

  • определение сроков выполнения проекта, разделение всей работы на этапы, составление плана и графика промежуточной отчётности;    

  • разработка содержания этапов;

  • выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных;

  • выбор способа оформления результатов и сценария презентации;

  • формирование команды, распределение обязанностей;

  • обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания;

  • определение форм и методов управления и контроля со стороны педагога.

3. Реализация  проекта:

  • самостоятельное практическое выполнение индивидуальных или групповых заданий в соответствии с планом и расписанием во внеурочное время, консультации учителя (учителей) в соответствии с графиком;

  • сбор, анализ и обобщение информации из разных источников;

  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах;

  • контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся со стороны руководителя проекта;

  • составление отчёта по итогам исследовательской деятельности;

  • оформление материалов для презентации: подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видеоряда проекта.

4. Завершение  проекта:

  • общественная презентация проекта (в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д.);

  • экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями;

  • рефлексия: обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

По Е. С. Полат, проектная деятельность определяется двумя ключевыми понятиями: проблема и продукт.

Правильная постановка проблемы и удачно найденная форма конечного продукта являются гарантией успеха проектной деятельности.

Проблемы выдвигаются самими учащимися «с подачи» учителя. Учитель должен заранее найти и сформулировать несколько вариантов проблем, которые важно исследовать в русле намеченной тематики. На первом занятии учитель с помощью наводящих вопросов, создания ситуаций, способствующих определению проблем, в рамках таких форм образовательной деятельности, как «мозговая атака», «круглый стол», эвристическая беседа и т. п. стимулирует учащихся к самостоятельному выбору. Крайне желательно, чтобы здесь же состоялось хотя бы черновое, предварительное определение формы конечного продукта проектной деятельности.

 

2.2 Виды проектов

 

Технология проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условия ее решения и реализации результатов.

Типология проектов.

1. С  точки зрения доминирующей в  проекте деятельности:

  • исследовательские;

  • поисковые;

  • творческие;

Информация о работе Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе